Овечкина Елена Павловна
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истокам русской культуры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Белореченска детский сад № 7 «Ивушка»
ПРОЕКТ
Тема «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Музыкальный руководитель: Овечкина Е. П.
2019 -2020 учебный год
«…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,
САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ
ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,
ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО
НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…
В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО
Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской культуры“» размещена в разделах
ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».
М. И. КАЛИНИН.
Актуальность:
Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
В результате реализации данной темы у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников, их традициях, обычаях и верованиях. Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.
Цель:
-Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры.
- Воспитание у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развитие умений и навыков исполнительской деятельности.
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа.
Задачи:
• Повышение профессиональной компетентности в процессе изучения методической литературы по теме самообразования;
• Знакомство детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов, расширение знаний детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
• Приобретение опыта в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыта совместного сотрудничества с педагогами, детьми и родителями.
• Развитие умения разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.
• Воспитание патриотического чувства, гордость за великую державу.
• Формирование творческих проявлений при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
• Содействие возрождению народных традиций и праздников.
Принципы самообразования:
• Принцип систематичности и последовательности;
• Принцип сочетания научности и доступности;
• Принцип интеграции;
• Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;
Тип проекта :
По числу детей – групповой;
По доминирующему методу - игровой, творческий, социально –значимый.
По предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
По продолжительности – долгосрочныйсрочный.
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
Взаимодействие с семьей
1. Консультация для родителей на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».
2. Консультация для родителей на тему «История русского костюма».
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей : «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
4. Педагогическая гостиная «Быт русского народа» (вязание крючком половичков для дикораций.
5. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным праздникам.
Сроки реализации проекта :
1 год. С 1.09.19. по 31.05.20.
Перспективный план
Дата Организационная деятельность Задачи Участники
сентябрь Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры». Муз. Руководитель, воспитатели
сентябрь Подготовить и показать презентацию для детей «Народный праздник Капустница» Знакомство детей с традициями праздника Муз. руководитель, воспитатель, дети.
сентябрь Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми»(«Гори, гори ясно» .«Селезень и утка») Муз. руководитель, дети
сентябрь Развлечение «Капустница» Муз. руководитель, воспитатель, дети.
октябрь Работа по подготовке драматизации сказки «Репка» Развитие умения разыгрывать театральные представления. Муз. руководитель, дети
октябрь Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» (В углы», «Чепуха») Воспитание интереса к народным играм. Муз. руководитель, дети
октябрь Просмотр презентации «Быт русского народа» Знакомство с бытом русского народа. Муз. руководитель, дети
октябрь Развлечение «Батюшка Покров» Муз. руководитель, воспитатель, дети.
ноябрь Драматизация музыкальной сказки «Репка» Развитие творческих способностей. Муз. руководитель, воспитатели, родители
ноябрь Провести экскурсию в музей «История казачьего костюма»
Приобщение к истории казачества. Муз. руководитель, воспитатели, дети.
ноябрь Подготовить и показать презентацию «Народный праздник «Кузминки»» Знакомство с традициями прздника Муз. руководитель, дети.
ноябрь Развлечение «Кузминки» Муз. руководитель, дети
декабрь Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» («Заинька серенький», «Золотые ворота») Обогащение игрового опыта у детей. Муз. руководитель, дети, воспитатели.
декабрь Образовательная деятельность «Знакомство с колядками» Муз. руководитель, дети
декабрь Подготовить и показать презентацию «Рождественские святки» Знакомство с историей святок. Муз. руководитель, дети
декабрь Картотека р. н. песенок, попевок, закличек, колядок. Муз. руководитель.
январь Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» («Царевич –королевич», «Скакалка») Развитие желание играть в народные игры. Муз. руководитель, дети, воспитатель
январь Развлечение «Святки» Муз. руководитель, дети
январь Подготовить и показать презентация «Масленица» Знакомство с историей праздника. Муз. руководитель, дети
февраль Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» («В Яшку», «Как у дяди Трифона») Муз. руководитель, дети
февраль Беседа «Зимние рассказы о праздничных масленичных обрядах» Развитие словарного запаса. Муз. руководитель, дети
февраль Подготовить и показать презентацию «Богатыри Руси» Знакомство с понятием «богатыри» Муз. руководитель, дети
февраль Праздник «Сударыня Масленица» Муз. руководитель, дети, воспитатели.
март Беседа «Рассказы о кикиморах» Муз. руководитель, дети
март Подготовить и показать презентацию «Весеннее равноденствие» (обычаи и поверья) Знакомство с обычаями русского народа. Муз. руководитель, дети
март Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» («Баба Яга», «Тяни холсты») Муз. руководитель, дети
март Развлечение «День Герасима – Грачевника» Муз. руководитель, дети
апрель Беседа «Праздник Благовещение» (обряд освобождения птиц) Муз. руководитель, дети
апрель Подготовить и показать презентацию «Вербное воскресенье» Знакомство с православной церковью, её традициями. Муз. руководитель, дети
апрель Образовательная деятельность «Знакомство с народными играми» («Чепуха», «Еркалище») Муз. руководитель, дети
апрель Праздник «Пасхальная сказка» Муз. руководитель, дети
май Картотека народных игр. Муз. руководитель.
май Подготовить и показать презентацию «Троица: обряды, поверья, волшебные сказки»
Муз. руководитель, дети
май Развлечение «Троица» Муз. руководитель, дети