Татьяна Туманова
Проект «Казачья хата»
Составила: Туманова Т. В.
Актуальность
В настоящее время особо актуально патриотическое воспитание подрастающего поколения. На основе знания истории родного края, уважения к предкам, их традициям и обычаям, любви к родной земле должно строиться будущее наших детей. Патриотизм рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Следовательно, одной из важнейших задач педагога и родителей является задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своей родине, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, предкам. Культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Публикация «Проект „Казачья хата“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Хата казака. Кубанская хата
- Темочки
Проблема
В ходе проведения мониторинга, выявилась низкая степень знаний детей о родном крае. А во время проведения круглого стола с родителями по теме патриотического воспитания детей выяснилось, что далеко не все взрослые обладают достаточным уровнем знаний о жизни своих предков. Интерес к прошлому всегда существовал в людях. Детям нужно знать свои корни, истоки. Мир ребёнка начинается с его семьи, с дома, поэтому мы с родителями решили, что, начнём мы со знакомства с домом казаков, с тем как жили люди, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель. Так возникла идея проекта «Казачья хата».
Продолжительность проекта: 1 неделя
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Гипотеза: в процессе проектной деятельности, носящей характер сотрудничества, возможно воспитать в современных детях чувства любви и уважения к своим предкам, их обычаям и традициям
Цель проекта: Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории своего народа
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию представлений о малой родине; знакомить с повседневным укладом жизни казаков, правилами при строительстве хаты, устройством казачьей хаты и т. д.
2. Воспитывать чувство любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям
3. Способствовать формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать любознательность
4. Создать условия для активного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками
5. Использовать новые технологии образования (презентации, лэпбукинг)
6. Способствовать установлению партнёрских отношений педагогов с родителями в вопросе патриотического воспитания детей
Методы
Для решения поставленных задач применялись методы исследования, которые стали наиболее запоминающимися и эффективными. Это методы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность - экскурсии, сбор информации, анализ полученной информации в беседах, играх
Ожидаемые результаты:
Усвоение первоначальных представлений о быте кубанского народа в прошлом
Повышение познавательной активности
Освоение технологии лэпбукинга и возможного её применения в будущем
Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах патриотического воспитания детей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Выбор темы
- Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта
- Подбор методической литературы для реализации проекта
- Изучение интернет - источников
- Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе
Основной этап
- Организация образовательной деятельности
- Беседы
- Дидактические игры
- Творческие игры
- Рассматривание иллюстраций
- Чтение художественной литературы
- Работа с родителями (создание макета казачьей хаты)
- Просмотр презентаций
- Экскурсии
Заключительный этап
- Оформление лэпбука «Казачья хата»
Подготовительный этап
На подготовительном этапе было предложено ребятам и родителям выбрать тему для исследования по теме «Как жили наши предки». Большинством была выбрана тема «Казачья хата», так как тема родного дома близка детям.
Совместно с родителями определили содержание проекта. Чтобы предоставить детям возможность окунуться в атмосферу повседневной казачьей жизни, увидеть изнутри, как казаки вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты, родители предложили организовать экскурсию в музей кубанского быта в ДК. Также была предложена помощь в подборе наглядно – дидактического материала, оформлении развивающей среды, пополнении по возможности кубанского музея в ДОУ.
Основной этап
В рамках реализации ФГОС решение образовательных задач предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей.
Поэтому в ходе реализации данного проекта были подготовлены и проведены следующие мероприятия.
ОС «Петриковская роспись» (изобразительная деятельность рисование)
Беседы «Внутреннее убранство хаты», «Пища казаков»
Дидактическая игра «Одень куклу», «Найди, о чём расскажу» (домашняя утварь)
Просмотр презентаций «Как казаки хаты строили», «Что хранится в сундуке. Одежда казаков и казачек»
Посещение кубанского музея в детском саду.
В реализации проекта активное участие приняли родители.
Саша с мамой изготовили макет казачьей хаты. Ульяна с мамой и бабушкой подготовили презентацию «Что хранится в сундуке. Одежда казаков и казачек», предоставили некоторые элементы кубанской одежды в музей ДОУ.
Совместно с родителями посетили музей в ДК.
Мамы Леры, Маши и Вероники лепили для ребят вареники.
Заключительный этап
Работу над проектом завершили итоговым мероприятием, результатом которого стал лэпбук «Казачья хата».
План работы
Понедельник
Познакомить детей с этапами и видами постройки саманных и турлучных домов; с некоторыми обрядами связанных со строительством дома.
Познакомить с народным изобразительно-прикладным искусством Петриковская роспись
Просмотр презентации
«Как казаки хаты строили»
Чтение художественной литературы
Стихотворение П. С. Карпенко
«Строить дом в степи»
Образовательная ситуация «Петриковская роспись» (изобразительная деятельность рисование)
Вторник
Знакомить детей с бытом казаков в прошлом с казачьей хатой, мебелью и домашней утварью.
Воспитывать чувство уважения к нашим предкам
Посещение мини - музея в детском саду.
Беседа «Внутреннее убранство хаты»
Дидактическая игра
«Найди, о чём расскажу» (домашняя утварь)
Среда
Знакомить с традиционной одеждой казаков и казачек, её назначением;
правильно называть её элементы
Просмотр презентации «Что хранится в сундуке. Одежда казаков и казачек»
Дидактическая игра «Одень куклу»
Подвижная игра «Папаха»
Четверг
Обогащать представления о быте и традициях кубанских казаков
«Пища казаков» (лепка вареников из солёного текста)
Посещение музея в ДК
Пятница
Закрепить умение играть и работать в подгруппах, преследуя единую конечную цель.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на события в жизни людей; формировать положительные взаимоотношения между детьми
Итоговое занятие - оформление лэпбука «Казачья хата»
Сюжетно – ролевая (творческая) игра
«У казака в гостях»
Полученные результаты
У детей появился устойчивый интерес к исследовательской деятельности, возрос интерес к истории родного края.
Систематизировались представления о быте кубанских казаков в прошлом.
Сотрудничество с родителями способствовало повышению их педагогической культуры в вопросах патриотического воспитания и формирования у детей положительных нравственных качеств.
Повысился статус семейного воспитания через творческое сотрудничество.
Расширился словарный запас и активизировался словарь детей.
Саша с мамой сделали казачью хату