Эльвира Вагапова
Проект «Развитие речи детей через художественную деятельность» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : ролевой, игровой
Продолжительность: краткосрочный
с 29.01.2017г. по 05.02.2017г.
Участники проекта : дети группы раннего возраста, воспитатель, родители.
Актуальность: Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных. Театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.
Публикация «Проект „Развитие речи детей через художественную деятельность“ в младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат, тем самым способствует развитию всех компонентов устной речи : грамматического строя, связной речи, диалогической и монологической форм речи, формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи детей, темпа речи, выразительности; это одно из ярких, эмоциональных средств, формирующих личность ребенка.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Цели проекта :
-Способствовать формированию устойчивого интереса ребенка к художественной литературе.
-Способствовать художественно - эстетическому развитию детей через знакомство с устным народным творчеством.
- Продолжать знакомить детей с богатством художественной литературы.
-Развивать творческие способности, фантазию и воображение детей.
-Развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи проекта
- Способствовать развитию способности к целостному восприятию произведений русского фольклора
- Воспитывать интерес к художественной литературе,
- Способствовать усвоению содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
-Продолжать развивать речь детей. Обогащение словаря воспитанников.
Ожидаемый результат
- Групповая библиотека пополнится художественной литературой;
- Формирование у воспитанников причинно-следственных связей в сказке «Теремок»;
- Активное участие родителей в изготовлении атрибутов и показе театра «Теремок»
Этапы реализации проекта
1 этап- подготовительный
- Постановка цели и задач проекта;
- Составление плана реализации проекта;
- Изучение методической и художественной литературы;
- Рассматривание альбома с иллюстрациями к сказке.
2 этап- основной
1. Загадывание загадок про животных.
2. Чтение сказки «Теремок»
3. Консультация для родителей "Роль сказки в жизни ребенка"
4. Изготовление с родителями атрибутов к сказке.
5. Дидактическая игра «Настольное лото «Теремок», «Курочка Ряба»
6. Заучивание потешек.
7. Лепка из пластилина палочки – брёвнышки для крыши теремка.
8. Пальчиковые игры
9. Музыкальная игра «Танец зверей»
3 этап-заключительный
Инсценировка сказки «Теремок» совместно с детьми и родите
Конспект открытой образовательной деятельности по сказке «Теремок»
Возрастная группа : вторая группа раннего возраста
Цель:
Вызвать интерес у детей к театрализации сказки «Теремок». Побуждать их использовать отрывки из сказки в игре.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать умение внимательно слушать воспитателя, понимать задаваемые вопросы, отвечать на них, повторять несложные фразы, эмоционально откликаться на происходящее. Имитировать движения животных.
Воспитательные: Приобщение воспитанников к национальной культуре. Воспитание интереса к народному творчеству и родному языку. Воспитание доброжелательных взаимоотношений, дружбы, взаимопомощи.
Развивающие : Развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, умения координировать слова с движениями, развитие творческого воображения.
Формы организации: фронтальная
Формы реализации: музыкальное сопровождение, демонстрация материала,
проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, создание игровой мотивации.
Оборудование: театр бибабо «Теремок», фоновая музыка для театра, музыкальная игра.
Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок», разучивание пальчиковой игры «Теремок», беседа о животных, рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок»
Продолжительность занятия :10 минут.
Алгоритм ООД
Организационный момент
Воспитатель: - Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
- Отправляемся в путь, вы согласны?
На волшебную прогулку
Приглашаю вас пойти
Друг за другом становитесь,
Раз-два-три-четыре-пять,
Отправляемся гулять.
По разным дорожкам
Мы пройдем совсем немножко
Вправо, влево посмотрели
И на корточки присели.
Встали, дружно потянулись,
И как кошечки прогнулись.
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей.
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем.
А теперь прыжки на месте
И похлопаем все вместе.
- Ребята, посмотрите это волшебная полянка, здесь живет сказка.
Вот пришел и сказки час.
Воспитатель: - рассаживайтесь удобно, сказка начинается (воспитатель показывает театр бибабо к сказке «Теремок».
На полянке на лесной
Под раскидистой сосной
Стоял терем- теремок.
Был не низок, не высок.
В тереме никто не жил
Никто печку не топил,
Дверь никто не открывал,
Теремок пустой стоял.
Жила-была Мышка-норушка,
Мышка – серенькое брюшко.
Мышка по полю пошла,
Мышка теремок нашла.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем- теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Стала щи да кашу варить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
—Терем- теремок! Кто в тереме живёт
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем- теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик - побегайчик
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
- Терем- теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик - побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
- Терем- теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик - побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок - серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем- теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик - побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок - серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть
и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
—Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну, так полезай!
Влез медведь на крышу. — Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый
бочок — все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
- Ребята вам понравилась сказка?
(Ответы детей)
Рефлексия
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
- По дорожкам, по тропинкам в детский сад пойдем сейчас.
- Вот мы и в детском саду. Присаживайтесь на стульчики
- Вам понравилось наше путешествие?
- Весело мы провели время.
Загадывание загадок про "Теремок"
1. Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка. (ТЕРЕМОК).
2. Домик выстроен в лесу.
Мышку он вместил, лису,
и лягушку, зайку, волка.
А медведь пришёл без толку –
Мишка в домик влезть не смог –
развалился … «Теремок»
3. Невысокая избушка
в ней живут лиса, лягушка,
мышка, заяц, серый волк -
в крепкой дружбе знают толк.
К ним ещё медведь просился,
только он не поместился.
Залезая он бы мог
разломать весь (Теремок)
4. В птичник повадится — жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (Заяц)
6. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
7. В воде родилась, а мало в ней бывает. (Лягушка)
8. Выпуча глаза, сидит, не по-русски говорит,
Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)
9. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Заучивание потешек.
1. ала лесочком
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
А что в кузовочке?
Лесные грибочки,
Грибочки - груздочки
Для сына, для дочки.
2. Травка-муравка
Травка--муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки — за капустку,
Мышки — за корку,
Ребятки — за молоко
3. Солнышко-вёдрышко
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко,
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
4. Ой ты, заяц косой
Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!
Консультация для родителей
«Роль сказки в жизни ребенка»
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка
жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.
Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.
Прочитайте с детьми дома такие сказки:
«Петушок и бобовое зернышко»
«Кот и петух»
«Ворона»
«Гуси – лебеди»
«Теремок»
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Конспект ООД
«Художественное творчество» (лепка)
Тема: «Палочки – брёвнышки для крыши теремка»
Подготовила и провела: воспитатель Вагапова Э. Р.
Цель: Продолжать способствовать формированию умения работать с пластилином, раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, любоваться готовыми работами.
Средства: настольный театр «Теремок», макет теремка, фигурка петушка.
Раздаточный материал:
Алгоритм ООД
1. Сюрпризный момент.
Организационный момент
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. На столе стоит лесная полянка с теремком.
- Ребята, посмотрите какой красивый теремок и в этом теремке кто-то живет. Давайте постучимся в дверь и узнаем, кто же там живёт.
Организационно- оринтированный момент
Дети имитируют стук в дверь.
- Терем теремок, кто в тереме живёт?
Воспитатель из домика вынимает мышку, ведёт диалог и за себя и за героев сказки
- Пи – пи – пи! Это я мышка- норушка. Здравствуйте ребята! (Дети здороваются)
- Мышка- норушка – это ты в теремочке живёшь?
- Да! Я живу в этом домике, но не одна со мной живут и мои друзья. А вон и они.
Воспитатель достаёт из домика лягушку
- Это я лягушка – квакушка. Здравствуйте ребята.
Воспитатель достаёт из домика зайчика
- Это я зайчик – побегайчик. Здравствуйте ребята.
Воспитатель достаёт волка
- Это я волчок серый бочок. Здравствуйте ребята.
Воспитатель достаёт лису.
- Это я лисичка сестричка. Здравствуйте ребята.
- Сколько же у тебя мышка – норушка много друзей! Ой, а это к нам кто пришёл? (Воспитатель достаёт медведя, дети отвечают)
- Да, это я медведь косолапый. Здравствуйте. Я тоже хочу с вами в теремочке жить, возьмите меня.
- Ну, заходи.
Воспитатель показывает как медведь влезает в теремок, но у него нечего не получается.
- Я лучше на крыше жить буду.
- Нет, Миша, ты нас раздавишь.
- Нет, не раздавлю.
Воспитатель показывает, как теремок ломается.
- Вот мишка, говорили тебе, что домик сломается, а ты не верил! Что же теперь нам делать, где жить скоро зима придёт.
Поплакали зверята и решили, что надо за дела приниматься, новый теремок строить.
Физкультминутка.
Вот какой красивый дом
(дети стоят в кругу, руки на поясе повороты в стороны)
Дом большой, высокий дом
(встают на носочки, тянут руки вверх)
Окна ставим, крышу кроем
(прыжки)
Вот какой красивый дом
Будут жить зверушки в нём!
(приседают).
- Строили, строили зверушки теремок и вот какой построили. (воспитатель показывает макет теремка). Очень устали зверята, а ещё решили, что нужно на крышу брёвна положить, чтобы она была и больше никто её сломать не смог. Поможем им в этом ребята? (ответы детей)
2. Практический момент
- Тогда давайте с вами перейдём за столы и будем брёвна катать.
Воспитатель помогает детям сесть за столы, а затем показывает и рассказывает, как правильно скатать брёвна из пластилина.
- Сначала возьмём большой комочек пластилина, погреем его в ручках, помнём, чтобы он стал мягкий и тёплый! Теперь можно раскатывать комочек между ладоней. Хорошо нажимайте, чтобы брёвнышко получилось ровное и длинное.
Пальчиковая игра «Стоит в доме теремок»
Стоит в доме теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
На двери весит замок.
Кто бы тот замок открыть нам помог?
Слева зайка, справа мишка.
Отодвиньте – ка задвижку!
Слева ежик, справа волк.
Нажимайте на замок!
Зайка, мишка, ежик, волк нажимают на замок
Приседают – «низок, встают «высок». Сцепляют пальцы рук в «замок». Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Левой и правой рукой показывают зверей. Сцепляют пальцы в замок, тянут руки в разные стороны. Левой и правой рукой показ зверей. Делают замок, сильно сжимают пальцы.
Самостоятельная деятельность детей. (Воспитатель при необходимости помогает детям)
Затем дети вместе с воспитателем прикрепляют скатанные брёвна к крыше теремка.
3. Рефлексия.
- Вот какая у нас получилась прочная крыша. Слышится голос петуха (запись) и воспитатель помещает на крыше теремка фигурку петуха.
- Ребята, посмотрите, кто это прилетел? (ответы детей). Да это петушок, очень ему понравился новый теремок, и теперь он будет жить на крыше. А вам, зверята, нравиться теремок?
- Нам очень нравиться теремок, спасибо вам ребята за помощь.
Воспитатель с детьми, ставят теремок на подставку, в уголке «Мы лепим» и идут мыть руки.
Пальчиковая игра. Стоит в доме теремок
Стоит в доме теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
На двери весит замок.
Кто бы тот замок открыть нам помог?
Слева зайка, справа мишка.
Отодвиньте –ка задвижку!
Слева ежик, справа волк.
Нажимайте на замок!
Зайка, мишка, ежик, волк нажимают на замок
Приседают – «низок, встают «высок». Сцепляют пальцы рук в «замок». Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Левой и правой рукой показывают зверей. Сцепляют пальцы в замок, тянут руки в разные стороны. Левой и правой рукой показ зверей. Делают замок, сильно сжимают пальцы.