Екатерина Ермолова
Семейный проект «Зимующие птицы» для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность для детей младшей группы
«Покормите птиц зимой».
Авторы составители: Ермолова Е. В
Паспорт проекта
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна —и не страшна
Будет им зима…
Название проекта : «Покормите птиц зимой».
Тип проекта : информационно-ориентированный.
Вид проекта : сренесрочный, семейный, групповой.
Публикация «Семейный проект „Зимующие птицы“ для детей младшей группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Семейные проекты
- Темочки
Сроки реализации: с 01.12.2014 по 31.12.2014 гг.
Проблема: Недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Актуальность проекта :
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель проекта :
Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Расширить кругозор детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках.
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Участники проекта : дети второй младшей группы «Радуга», родители, воспитатели.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап(01.12.14 - 07.12.14).
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Основной этап. Реализация проекта (08.12.14 –24.12.14).
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
3. Заключительный этап(25.12.14 -31.12.14).
Оформление результата проекта в виде презентации. Организация и участие родителей изготовление кормушек.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.
Литература.
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!
Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Санкт-Петербург "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004. Библиотека программы, Детство, Часть 1.
2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе. Воронеж. ТЦ Учитель, 2007.
3. Корнилова В. М. Экологическое окно в детском саду.
4. Лысаков В. Г. 1000 загадок – М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. -318 с. : ил.
5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000
6. Строкова В. В. Пернатые друзья лесов.
7. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? –М. : ГНОМ, 2004.
8. https://5fan.info/yfsrnapolmeryfsjge.html
Приложение
Подвижные игры
«Воронята»
"ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ"
"Щиплем перья"
Вам понадобятся бельевые прищепки.
Воробушки и кот.
Цель. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг
друга
Резвятся воробушки, пока кот спит.
Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е. А. Тимофеева. – М. : Просвещение, 1986. – 67 с.
«Курица и цыплята»
Двигательные паузы
«Синица»
«СНЕГИРИ».
Пальчиковая гимнастика
"Кормушка" (сл. Шестериковой
"очки" подносим к глазам
"Пальчики шагают", указательный палец поднести к губам.
Ритмическая игра "Дятел"
Дятел сел на толстый сук
Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.
Дятел ищет, где же жук?
Ту-ки-ту-ки-тук. Ту-ки-ту-ки-тук.
Дятел лечит старый дуб
Тук-да-тук. Тук-да-тук.
Он деревьям лучший друг.
Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.
Загадки
Конспект занятия в первой младшей группе «Крупицы доброты»
Цель:
Уточнять знания о птицах : внешнем облике, среде обитания. Учить различать птиц по внешнему виду. Расширять представления о домашних и зимующих птицах, желание заботиться о них. Формировать желание подкармливать птиц зимой, воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
Продолжать закреплять умение отщипывать от куска пластилина мелкие кусочка и раскатывать их между ладонями в шарики. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей, побуждая повторять за воспитателем слова. Развивать желание общаться со взрослыми и сверстниками через познавательную деятельность.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке детского сада.
Чтение художественных произведений, стихотворений.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Приемы работы:
Игровой, словесный, наглядный.
Материалы:
Картинки с изображением птиц и зверей.
Шапочки с изображением собачки и воробышек для подвижной игры.
Кормушка.
Раздаточный материал:
альбомного листа, на котором изображена кормушка и воробышек.
Желтый пластилин
Салфетки.
1. Беседа – рассказ воспитателя о птицах.
Дети, какое сейчас время года? (Зима). Правильно, зима. На улице холодно и морозно. Зимой птицам и зверям приходится трудно, так как нелегко найти корм. У зверей шубки меховые, а у птиц оперенье. Ребята, я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением птиц и вместе решить, как им помочь пережить холода. Кто изображен на этих картинках? (Ответы детей). Как можно сказать одним словом - кто это? (птицы).
2. Проводится игра «Звери и птицы».
Воспитатель показывает картинки зверей и птиц.
Цель: Учить детей распределять изображения по группам «Птицы» и «Животные».
Как узнать птицу? Что есть у птицы? (Крылья). Правильно, у птицы есть крылья. Сколько их? (два). Зачем птице крылья? (Чтобы летать). Что есть ещё у птицы? (Лапки). Сколько их? (Две). Зачем птице лапки? (Ходить, прыгать по земле). Чем покрыто тело птицы? (Перьями). Что есть на голове у птицы, чем она клюет? (Клювом). Как вы думаете, чем питаются птицы? (Червяками, крошками, зернами, семечками) .
Воспитатель предлагает посмотреть на картинки с изображением курицы и домашней утки.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, где живут эти птицы? (Ответы детей). Верно, эти птицы живут рядом с домом человека. Вспомните, как называются животные, которые живут в доме человека и рядом с ним? (Домашние животные). Вот и птицы, которые живут рядом с домом человека, называют домашними птицами. Давайте скажем вместе: домашние птицы. Дети произносят словосочетание хором и индивидуально.
Воспитатель выставляет картинки с изображением вороны и воробья. Как вы думаете, где живут эти птицы? (Ответы детей) .Эти птицы живут на улице. Это домашние птицы? (Нет). Почему вы так думаете? (Ответы детей). Эти птицы сами о себе заботятся: строят гнезда, находят корм. Как можно назвать этих птиц? (Предположения детей). Это дикие птицы. Давайте скажем вместе: дикие птицы. Дети произносят словосочетания хором и индивидуально.
3. Проводится разминка «Воробышки и собачка».
Воспитатель выбирает ребенка, который будет собачкой и одевает шапочку с изображением собачки. Остальные дети одевают шапочки с изображением воробышка. Взрослый произносит слова текста, дети выполняют соответствующие движения.
Скачет, скачет воробей. Скок-поскок! Скок-поскок!
(Садятся на корточки, прыгают, как воробьи) .
Кличет маленьких детей : Чив-чив-чив! Чив-чив-чив!
( Повторяют: «Чив-чив-чив!» летают по комнате) .
Киньте крошек воробью. Я вам песенку спою: «Чик-чирик! Чик-чирик!»
( Повторяют: «Чик-чирик! Клюют зернышки) .
Вдруг собачка выбегает и воробышков пугает.
(Собачка выбегает и лает, воробьи разлетаются в разные стороны) .
Цель: Приучать выполнять движения соответственно тексту; развивать ловкость и быстроту.
4. Лепка
Воспитатель: Как вы думаете, каким птицам зимой тяжелее живется, диким или домашним и почему? (Предположения детей). Зимой тяжелее всего приходится диким птицам, ведь они сами о себе заботятся, а корма зимой очень мало. Но можем помочь нашим крылатым соседям. Ребята сейчас я каждому из вас раздам листочек. Что на нем изображено? (Воробышек на кормушке). Да, верно. Ему сейчас холодно и голодно. Что любит воробышек клевать? (Зернышки, семечки). Какого они цвета? (Желтого). Давайте сделаем зернышки для него из пластилина и так поможем ему прокормиться в холода. Воспитатель предлагает детям взять большой кусок пластилина и отщипывая от него поменьше кусочки, скатывать между ладонями в шарики. Затем получившиеся зерна, класть в кормушку с птичкой. Давайте насыплем нашей птичке побольше зернышек.
Во время самостоятельного выполнения задания воспитатель проговаривает потешку.
Маленькие птички прилетели к нам.
Маленьким птичкам зернышек я дам.
Воспитатель по окончанию работы хвалит детей : Молодцы, все дети справились- много зернышек насыпали воробьям.
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Но больше всего
Беспокойно за птиц-
За наших воробышков,
Галок, синиц.
Но птицы!
Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Цель: Учить слушать художественную литературу без наглядного сопровождения.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете каким образом вы можете помочь нашим крылатым соседям? (Ответы детей). Правильно. Мы можем повесить кормушку на участке. Эту кормушку (показывает воспитатель) возьмем на прогулку и повесим на дерево, а потом насыплем в нее зернышек. Будем следить, чтобы у наших пернатых друзей всегда был корм. Тогда птицы будут нам благодарны и весной порадуют нас своим веселым пением.
Программное содержание:
Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
Закрепить понятие «зимующие» птицы.
Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Активизировать в речи обобщающие слова:
«дикие животные»,
«зимующие птицы»;
умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;
расширить словарный запас:
корм,
кормушка,
холодно,
голодно;
ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Демонстрационный материал:
иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.
Оборудование:
магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, игрушка Сорока.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух!
Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают.
Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Зимующие птицы. Воспитатель:
Положите в одну сторону животных, в другую – птиц.
Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель:
Ребята, вы помните, какая была зима?
Зима суровая, вьюжная, морозная.
Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель:
Да, правильно, ребята.
Птицам тяжело найти себе корм под снегом.
Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель:
Правильно, ребята. (говорит таинственным шёпотом)
Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками.
Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)
«Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»
(конспект занятия по рисованию в младшей группе)
Цель: Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.
Задачи:
Обучающая:
-Учить детей рисовать нетрадиционным способом - пальцем.
Развивающая:
- Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающей природы, вызывать эмоциональный отклик.
- Развивать умение с помощью воспитателя отгадывать загадки.
Речевая:
- Совершенствовать диалогическую речь
Воспитательная:
- Формировать навыки аккуратной работы.
Творческая:
- Вызвать радость от полученного изображения детей; совершенствовать навыки и умения изобразительного искусства.
Материал и оборудование:
- дидактические игры «Подскажи словечко»;
- иллюстрации- птица на ветке (снегирь, бумажные заготовки для рисования –формат А4;
- мольберт, гуашь красного цвета, палитра, салфетки;
- ТСО: магнитофон.
Предварительная работа:
- тема недели – «Птицы»
-беседа на тему «Время года»,
-рассматривание иллюстраций – птицы
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Методы:
Словесные.
Загадки: «Подскажи словечко»! Беседа «Зимующие птицы», рассказ воспитателя: «техника рисования»,
Игровые.
Дидактические игры: «Здравствуйте…»,
Наглядные.
иллюстрация – снегирь на ветке.
Практические.
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Ребята у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
Игра- приветствие «Здравствуйте ладошки, здравствуйте – ножки, здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуйте – носик, здравствуйте гости!
Основная часть
Воспитатель:
-Ну, что полюбовались на гостей?
А теперь, покажите свои глазки, какие они у вас умные и красивые.
Скажите, какое время года? (Зима)
Воспитатель:
-Почему вы считаете что зима? (Снег выпал, деревья стали голые, на улице стало холодно, солнце светит, но не греет и т. д.)
Воспитатель:
Давайте мы с вами поиграем в игру:
«Подскажи словечко»!
Я прочту вам загадки, а вы все вместе добавите нужное слово-отгадку, хорошо?
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно (Ёлки)
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают
Эти птички – невелички
Называются (синички)
Воспитатель:
-Молодцы! Загадки о зиме вы отгадали, а скажите, чем же вам нравится зима? (На улице много снега, можно кататься на санках, играть со снегом)
Воспитатель:
-Как вы думаете, ребята, а что происходит с птицами зимой? (Им холодно зимой.)
Воспитатель:
Конечно же, птички, наши пернатые друзья, зимой у них начинается тяжёлое время.
И прилетают птички поближе к человеку. Люди – добрые. Они пожалеют бедных пташек и покормят их.
Вот и к нам прилетели снегири: на голове чёрная шапочка, а грудка красная.
Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось.
Снегири просят вас помочь им – заполнить эти веточки ягодками.
Физминутка:
А давайте поиграем, хорошо?
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья сложили назад.
Воспитатель:
-Так давайте нарисуем снегирям рябину, согласны? (Согласны)
Воспитатель:
-Мы сегодня с вами будем волшебниками! Я предлагаю рисовать рябину не кисточкой, а пальчиками! Я вам сейчас покажу, как надо это делать! Смотрите внимательно! Я обмакиваю пальчик в краску, но не весь пальчик, а только его кончик — подушечку пальчика, а потом прикладываю его к веточке. Мой пальчик как - будто качается на качелях: чуть вперед-назад. Посмотрите, мой пальчик в краске., что нужно сделать? (вытереть его влажной салфеткой.)
Воспитатель:
Да, я вытру его влажной салфеткой. А теперь давайте мы с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас: обмакиваем палец в «краске», прикладываем его к ладошке, прижимаем его — чуть вперед-назад. Еще раз.
А теперь можно и рябинку рисовать …
Подойдите к столу и приступайте к работе. Рисуйте аккуратно, набирайте краску на пальчик хорошо, чтобы ягоды были сочные.
Какого цвета у нас краска? (красная)
Какой формы ягодки? (круглой) .
Когда заканчиваете работу, вытирайте пальца влажной салфеткой.
Красивые ягоды на веточках, сколько их много. Ягодок много., они сочные, яркие, одна ягодка к другой! Молодцы, ребята, постарались для снегирей.
Итог:
Вам понравилось быть волшебниками и рисовать пальцами?
- … а тебе? Что ты рисовал?
- для кого мы рисовали ягодки? Вы все молодцы!
На всех снегирей хватит ягод и они будут радовать вас на следующий год, зимой своим ярким нарядом!
А я очень рада за вас – вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы! Ну а сейчас скажем гостям «до свидания»!
«Наблюдение за зимующими
птицами»
«конспект прогулки для младшей группы»
Прогулка «Наблюдение за зимующими птицами»
Цели:
1. Закрепление знаний о птицах, которые остаются на зимовку (воробьи, голуби, синицы, снегири)
2. Формирование знаний о том, как птицы зимой добывают себе еду
3. Воспитание детей заботиться о птицах зимой
Задачи:
1. Воспитывать доброжелательность, бережное отношение и любовь к природе и птицам
2. Научить детей заботиться о птицах
Ход занятия:
СИНИЦЫ
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Каких птиц называют зимующими?
-Почему эти птицы не улетают в теплые края?
-Каких вы знаете птиц, которые зимуют у нас?
-А вы знаете чем они питаются?
-Где они находят себе корм?
-Как мы можем им помочь?
-Как называется домик, где птицы могут найти себе корм?
Те птицы, которые не улетают от нас зимой они и называются зимующими. Если мы посмотрим по сторонам, то увидим летающих воробьёв, голубей и ворон. Иногда прилетают к нам снегири и синички. Они питаются семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми. Некоторые птицы находят себе пищу близ человеческого жилья.
Многие птицы зимой погибают от холода и голода, а мы можем им помочь. Для этого люди делают скворечники, кормушки и насыпают птицам корм.
Загадки
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это.
(Ворона)
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Трудовая деятельность:
Чистим дорожки от снега и насыпаем семечки подсолнуха и зернышки пшена в кормушки.
Цели: воспитывать трудолюбие и бережное отношение к птицам
Подвижные игры:
1. Запрещенное движение
Цели: развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий
2. Ловишки с приседанием
Цели: Развивать ловкость и быстроту
Индивидуальная работа:
«Попади в цель»
Цели:
• учить метать снежки
• развивать меткость, внимание
«Зимующие птицы»
(консультация для родителей)
Уважаемые родители, мы рекомендуем вам во время зимних прогулок обратить внимание ребенка на птиц.
Наблюдения за птицами на прогулке делает ее более содержательной и ценной в воспитательном отношении. Подкормите птиц, слетающихся к кормушке, объясните, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей.
Какие наблюдения можно провести за птицами во время прогулки? Обратите внимание на их внешний вид, строение тела, окраску перьев, повадки.
Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду и по их поведению можно ее предсказать: ворона кричит — к метели; вороны летают и кружатся стаями — к морозу; синица начинает с утра пищать — жди ночью мороза; воробьи, снегири дружно расчирикались — к оттепели; в сильные морозы ворОБЬИнахохливаются, становятся малоподвижными, выглядят БЕСПОМОЩНЫМИ.
Обязательно объясните ребенку, что зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Трудно находить им корм во время снегопадов, метелей. В такую погоду они погибают. Поэтому их надо подкармливать. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки, для снегирей можно положить веточки засушенной рябины.
Для закрепления знаний спросите ребенка, каких зимующих птиц он знает? Каких птиц можно встретить в городе? (воробей, ворона, сорока, голубь, синица, снегирь).
Почему эти птицы не улетают на зиму в более теплые страны?
Попросите ребенка рассказать о том, чем питаются зимующие птицы, какие у кого повадки.
Поддерживать эмоционально – положительное отношение к пернатым можно с помощью художественной литературы (Г. Ладонщиков "Наши друзья", М. Барков "Друзья зимнего леса", И. Анденко "Птичья столовая" и др.)
1. Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
2. Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось НАМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ.