Елена Галкина
Проект «Птицы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Птицы родного края
Педагогический проект
Разработала: воспитатель Галкина Елена Андреевна
Ижевск 2024
3 февраля – международный День кормления птиц.
Неделя с 24 января в России считается «Неделей кормления лесных птиц».
Содержание
1. Актуальность выбранной темы.
2. Цели и задачи.
3. Этапы проекта.
4. Предполагаемый результат
5. Результаты реализации проекта.
6. Используемая литература.
7. Фото приложения.
Публикация «Проект „Птицы родного края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Актуальность проблемы: в наш не простой век, когда вопросы экологии значимы как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы нашего края». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель проекта : Формирование у детей целостного представления о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи: 1. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц : внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
2. Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
3. Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Сроки реализации: Краткосрочный, 17 дней (17.01- 2.02 2024).
Возраст детей: 4-5 лет.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Содержание работы над проектом по этапам.
Первый этап – подготовительный: постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями. Задание для родителей: предложить сделать кормушки, поискать информацию о полезной подкормке для птиц. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений по темам); оформление стенда «День кормления птиц»; разучивание с детьми поговорок о птицах. Подбор дидактических и подвижных, пальчиковых игр; вопросов для бесед; конспекты занятий.
Второй этап – основной.
Работа с детьми:
Беседы с детьми: Птицы, какие они? Зимующие и перелетные птицы. Для чего нужны птицы?. Чем можно подкармливать птиц? Разные клювы птиц. Беседы, посвященные знакомству с разными видами птиц : дятел, сова, снегирь, домашние птицы, скворец, грач, кукушка, пингвин, нелетающие птицы и др.
НОД: Окружающий мир «Сытая птица- мороза не боится», «Приготовление подкормки для зимующих птиц». Экскурсия в зимний лес.
Экологическая акция в лесу «Покормите птиц зимой!» с развешиванием кормушек и информационных и агитирующих плакатов.
Развитие речи: «Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц», «Составление загадок про птиц».
Чтение художественной литературы: Чтение рассказа К. Паустовского «Растрепанный воробей», Березина «Про пингвинов», Чтение научной литературы для детей. Стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок: «Сытая птица мороза не боится», «Покорми птиц зимой-они помогут тебе весной», Итоговое занятие загадок и отгадок.
Просмотр презентации: "Зимующие птицы".
Художественно-эстетическое развитие: Рисование: «Снегири на ветке рябины», «Филимоновская сова», оригами «Птица», лепка «Пингвин».
Конструирование: мастер-класс «Кормушка из тетрапака», «Птичий двор».
Центр экспериментирования: Что дальше улетит? В воде купался - сух остался.
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь загадку про птицу».
Подвижные игры: «Утки-охотники», «Воробышки и автомобиль», «День и ночь», «Птички в гнездышках».
С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, играли в мемоигру «Птицы», лото «Такие разные птицы», слушали голоса птиц.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в зимнее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада.
С детьми мы повесили кормушки на участке детского сада и на балконе. Каждый день мы добавляли в кормушки корм. В итоге проведё нных наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях.
Сделали выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают.
- Из кормов голуби и синицы предпочитают семечки. Синицы и голуби прилетают по 2-3 птицы.
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Домашнее задание: подготовка к экологической акции «Покормите птиц зимой!». Подготовка стенда «День подкормки птиц». Разучивание с детьми загадок про птиц.
Третий этап заключительный
Оформление фотовыставки по материалам.
Проведение итогового мероприятия.
Предполагаемый результат: Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Результаты проекта
1. Знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы родного края» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.
Список литературы
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2013.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014.
6. Электронный ресурс: https://ya-odarennost.ru/publikacii-pedagogov/708-proekty/22280.html
7. Электронный ресурс: https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2893-proekt-ptitsy-nashi-druzya.html
Приложение
Планирование
17.01.2024 г. Беседа «Снегирь». Слушание пения. НОД Рисование «Снегири на ветке»
18.01 Экспериментирование «Перо. Как устроено.» Рассматривание пера в микроскоп.
19.01 НОД «Сытая птица-мороза не боится». Приготовление подкормки для птиц.
22.01 Беседа «Сорока». НОД Оригами «Птица».
23.01 Беседа «Сова». Подвижная игра «День и ночь». Чтение энциклопедии про сову.
Наблюдение за синицами. Мастер-класс по изготовлению кормушки из тетрапака. Мемоигра «Птицы».
24.01 НОД рисование «Филимоновская сова». Чтение К. Паустовский «Растрепанный воробей».
Экологическая акция в Тимирязевской лесу «Сытая птица – мороза не боится!» с развешиванием кормушек, агитационных плакатов с информацией о правильном корме для птиц.
25.01 Беседа «Дятел», придумывание загадок про эту птицу. Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы». Рассказ о граче и скворце.
26.01 Наблюдение за голубями на участке. Подвижные игры «День и ночь», «Утки-охотники».
29.01 Беседа «Нелетающие птицы». НОД лепка «Пингвин». Чтение рассказов Снегиревой «Про пингвинов».
30.01 Беседа «Домашние птицы». Конструирование «Птичий двор».
31.01 Дидактическая игра «Лишняя птица». Лото "Такие разные птицы"
1.02 Презентация «Зимующие птицы». Выводы из наблюдений за птицами и погодой, сделанные на основе календаря наблюдений. Загадывание загадок. Чтение энциклопедии «Кукушка».
2.02 Итоговое занятие «Викторина загадок»