Елена Коваленко
Проект «Путешествие по временам года» для детей младшего дошкольного возраста
В этом году моими воспитанниками стали ребята второй младшей группы. На 2022-2023 год я выбрала проект "Путешествие по временам года".
Краткая аннотация проекта.
Проект «Времена года» - это практико-ориентированный проект, нацеленный на развитие речевых, музыкальных, эстетических качеств, художественного творчества детей. Развитие речи детей и приобщение к творчеству достигается с помощью различных методов, средств и приемов: наблюдения за природными изменениями, рассматривание картин, рисунков, чтения художественных, произведений о природе, прослушивания музыкальных произведений.
Публикация «Проект „Путешествие по временам года“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность.
С внедрением ФГОС экологическое образование и воспитание, его роль и значимость подверглось значительному переосмыслению. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания является начальной ступенью непрерывного и всеобщего экологического образования. Результат этой деятельности обеспечивает хорошую базу для последующих ступеней системы экологического воспитания. Поэтому очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. Наблюдения за природными объектами и явлениями приводят к тому, что ребенок больше видит, больше узнаёт, у него развивается внимательность, наблюдательность, мышление, воображение, пытливость, речь. Важная задача педагога и родителей - научить ребенка жить в гармонии с природой, оберегать и защищать мир природы. Общение с природой, познание мира растений и животных развивают такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие, любознательность и др. Заложенные в детском возрасте они станут основой характера человека.
Тип проекта : практико-ориентированный
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Цель проекта : формирование начальных представлений о временах года через различные виды деятельности.
Задачи: - Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;
- Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы, развивать интерес к наблюдению за объектами природы;
- Развивать собственный познавательный опыт, связную речь, обогатить словарный запас;
- Воспитывать навыки общения со сверстниками и со взрослыми, устойчивый интерес к различным видам игровой деятельности, художественному слову.
Методы реализации проекта : беседы с детьми, наблюдения в природе, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые игры, труд в природе, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, проведение консультаций для родителей.
Ожидаемые результаты:
- формирование представлений о временах года, о правильных способах взаимодействия с объектами природы; развитие речи, познавательных процессов; формирование интереса к наблюдениям за явлениями природы и объектами природы; развитие у детей гуманных качеств, культуры, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный (разработка проекта -сентябрь 2022 г.)
Определение проблемы; постановка цели, задач; подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов; составление перспективного плана.
2 этап. Практический (октябрь 2022 г - май 2023 г)
Реализация цели и задач проекта
3 этап. Заключительный (май 2022 г. - анализ достижения поставленной цели; обобщение результатов работы, формулировка выводов об эффективности проведенной работы)
Перспективный план работы.
«Осень»
Познавательное развитие
Наблюдение в ясный день за солнцем, небом, облаками, ветром; осенними деревьями и листьями; наблюдение в пасмурный день, за дождем. Наблюдение «Многообразие осенних листьев». Рассматривание иллюстраций об осени.
Речевое развитие
Беседа об осенних изменениях в природе. Беседа об осени по сюжетной картине. Беседа о значении овощей. Беседа о характерных признаках фруктов. Составление описательных рассказов о фруктах овощах по схеме. Рассказывание по схеме «Почему мне понравился листик». Беседа о деревьях леса, о дарах осени в лесу. Рассказывание по мнемотаблице об осени. Лото «Овощи - фрукты», «Грибы – ягоды». Дых. гимнастика «Подуй на листик». «Дует в поле ветерок».
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Найди по листу дерево», «Узнай овощ по описанию», «Измени слово», «Дождик», «Возьми, попробуй, скажи», «Найди морковку для зайчика», «Что растет на дереве?», «Чудесный мешочек».
Ознакомление с художественной литературой
Рассказ М. Пришвина «Листопад», Е. Бехлеровой «Капустный лист», стихотворения: Н. Саконской «В лесу», Я. Акима «Осинка», А. Майкова «Осень», А. Плещеева «Скучная картина…», сказка «Репка», песенка «Огуречик, огуречик».
Театрализованная деятельность
Инсценировки с привлечением детей сказки : «Репка».
Исследовательская деятельность
Наблюдение за различными явлениями в природе, знакомство с понятиями дождь, листопад. Дидактические игры с шишками, листьями, водой: «Мокрый - сухой», «Что как плавает», «Сложи картинку», «Большой - маленький», «Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзиночкам»
Конструирование
Конструирование различных построек от дорожки и мостиков, до домика и автобуса, использование построек в дальнейшей совместной игре со сверстниками. Конструирование «Погреб для хранения овощей».
Рисование
«Осенние листочки», «Однажды хозяйка с базара пришла…», «Яблоко», «Как белочка грибы к зиме сушила».
Лепка
«Консервируем овощи». «Консервируем фрукты». «Мухомор», «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем».
Аппликация
Коллективная аппликация «Осеннее дерево», «Овощи на грядке», «Покорми зайчика морковкой», «Фрукты на тарелке», «Яблоки на блюдечке».
Музыкальное развитие
Слушание песни «Листопад», музыка Т. Попатенко; произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Тучка». «Огород». «Солнышко и дождик». «Листочки». «Ежик». «Ручки с листьями играли». «У медведя во бору».
Пальчиковые игры: «Осень». «Урожай», «Лимон», «Засолка капусты», «Мы делили апельсин»
Трудовая деятельность
Сбор осенних листьев. Уборка территории от веток, упавших листьев и отцветших растений.
Работа с родителями
Консультации: «Что такое Осень», «Учим детей замечать изменения в природе».
«Зима»
Познавательное развитие
Наблюдение на прогулке за красотой зимнего пейзажа, за снегопадом, знакомство со свойствами снега, «Где чей след на снегу?» Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зиме, об играх детей на прогулке.
Речевое развитие
Беседа о приметах зимы. Сравнительная беседа об осени и зиме. Беседы о зимних развлечениях: «Как мы играем зимой», «Твоя любимая зимняя игра». Беседа об образе жизни диких животных зимой. Совместное рассказывание «Как мы гуляем зимой». Рассказывание о зиме по схеме-алгоритму. Дых. гимнастика «Снег летает», «Ручки греем», «Согреем птичек».
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Какой, какая, какие?». «Найди картинку», «Что зимой бывает?», «Кто спрятался в снегу» «Зимние слова», «Кто что делает?», «Украсим елку», «Снеговик», «Снежинки». Сюжетно-ролевые игры: «Оденем Машу на прогулку», «Зайка заболел», «Праздник елки».
Ознакомление с художественной литературой
Рассказ Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения: В. Берестова «Снегопад», С. Есенина «Поет зима – аукает», О. Высотской «Холодно», «Покатились санки вниз», М. Клочковой «Снежинки», Сурикова «Зима», русская народная сказка «Лиса и заяц».
Театрализованная деятельность
Настольный театр: «Рукавичка».
Исследовательская деятельность
Опыты со снегом, водой. «Цветные льдинки», «Цветной снег».
Конструирование
Конструирование горки, санок. «Домик для зайки». «Кормушки для птиц».
Рисование
«Вот зима – кругом бело», «Снеговик», «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». «Следы медвежат на снегу».
Лепка
«Пушистые тучки». «Снежинки».
Аппликация
«Снеговик из 3 готовых форм». «Снежинки падают»
Музыкальное развитие
«Вальс снежных хлопьев», муз. П. Чайковского Пение «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.
Физическое развитие
Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Снежок», «Как на горке, на горе», «Снежиночки - пушиночки». «Зайка беленький сидит»
Пальчиковые игры: «Зима», «Раз, два, три, четыре, пять, мы во двор пошли гулять».
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега, перенос снега для сооружения снежных построек, сооружение снежных построек, подкормка птиц.
Работа с родителями
Консультации: «Осторожно, гололед», «Зимние забавы вашего ребенка». Выставка рисунков: «Зимушка -зима».
«Весна»
Познавательное развитие
Наблюдения за весенними изменениями в природе. Наблюдение за воробьями, набухшими почками, за трудом взрослых, цветами, насекомыми, погодой Слушание капели, журчания ручейков. Прогулка «Весенние листочки»
Речевое развитие
Беседа о приметах весны. Составление рассказа по мнемотаблице о весне. Рассматривание иллюстраций. Дых. гимнастика «Кораблики», «Дуй- подуй, наш ветерок»
Игровая деятельность
Дид. игра «Посчитаем капли». «Листочки на дереве», «Сколько лодочек в луже?», «Что весной бывает», «Найди такую же картинку», «Найди свой кораблик».
Ознакомление с художественной литературой
Стихотворения: М. Клоковой «Зима прошла», А. Плещеева «Сельская песенка», «Поет зяблик» пер. с болг. И. Токмакова, М. Полянская «Одуванчик». Сказка «Маша и медведь».
Театрализованная деятельность
Театрализованные игры: «Заюшкина избушка», «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела».
Исследовательская деятельность
Опыты с водой, таяние снега, сосулек. Игры с песком и водой: «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек», «Тонет плавает», «Теплый- холодный»
Конструирование
Конструирование кораблика, лодочки. Выкладывание из мозаики: «Травка», «Жучки в траве».
Рисование
«Сосульки длинные и короткие», «Ручеек», «Травка зеленеет».
Лепка
«Большие и маленькие сосульки», «Подснежник», «Солнышко».
Аппликация
«Весеннее дерево», «Ручейки».
Музыкальное развитие
«Весною», муз. С. Майкапара. Музыкально – ритмические движения: «Веснянка», «Полянка»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Капельки», «Поможем ручейку», «Веселый воробей», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!»,
Пальчиковые игры: «Весна», «Возвращение птиц».
Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу
Работа с родителями
Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!». Субботник.
«Лето»
Познавательное развитие
Наблюдение на прогулке за насекомыми. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко». Рассматривание одуванчиков на поляне, выделение частей растения. Беседа «О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму»
Речевое развитие
Беседы: «Приметы лета», «Цветы – краса земли», «Какие цветы растут на клумбе». Беседа об общих и отличительных признаках насекомых. Рассказывание о любимом цветке. Беседа педагога о необходимости беречь природу Дых. гимнастика «Подуй, как ветер, на цветок». «Сдуй бабочку с цветка», «Подуй на одуванчик».
Игровая деятельность
Дид. игры: «Четвертый лишний», «Покажи цветок, про который скажу», «Сравни одуванчики», «Что бывает летом?», «Кукла Маша готовит салат», «Собери картинку», «Сложи цветок», «Кто летает, а кто ползает». Сюжетные игры: «Угостим мишку ягодами», «Собери цветы».
Ознакомление с художественной литературой
Стихотворения: З. Александровой «Одуванчик золотой…», А. Н. Толстого «Колокольчики мои…», Т. Собакина «Если я сорву цветок…», Н. Нищевой «Мать-и-мачеха», В. Кудрявцевой «Солнце встало – я встаю…», С. Маршака «В небе гром, гроза…», потешка «Божья коровка…» Сказка К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Театрализованная деятельность
Театрализация сказок: «Колобок», «Теремок».
Исследовательская деятельность
Игра «Водичка – водичка, умой моё личико». Игры с природным материалом.
Конструирование
Конструкции из песка. Обыгрывание построек.
Рисование
«Бабочка», «Зеленое царство», «Дождик босиком по земле прошел». Коллективная работа: «Цветы на поляне», «Дорисуй лепестки к цветам».
Лепка
«Божьих коровок скорее слепите, деревья наши от тли спасите», «Лучики для солнышка», «Гусеничка».
Аппликация
«Цветы», «Солнышко лучистое», «Украсим бабочке крылышки».
Музыкальное развитие
«Дождик», муз. Г. Свиридова. Разучивание песенок о лете
Физическое развитие
«Комарики и кузнечики», «Большие ноги, маленькие ножки», «Пчелки и медведи», «Солнышко и дождик».
Пальчиковые игры: «Рыбки», «Мы пошли гулять на луг», «Цветок».
Трудовая деятельность
Собираем веточки, подметаем дорожки, сгребаем песок в песочницу, поливаем растения.
Работа с родителями
Консультации: «Летние игры с детьми», «Особенности сезонных наблюдений», «Как важно учить детей любить природу». Спортивное развлечение на улице.
Выставка детских рисунков "Ура, лето!".