МААМ-картинки

Проект «Путешествие в лето» — экологическое воспитание

Раиса Осташко
Проект «Путешествие в лето» — экологическое воспитание

Паспорт проекта

Вид проекта: долгосрочный, групповой, познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 3 месяца

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Приоритетная область: экологическое воспитание

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Актуальность проблемы:

Публикация «Проект „Путешествие в лето“ — экологическое воспитание» размещена в разделах

«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Окружающий мир личности безграничен в его познании. Как бы мы ни старались раскрыть все его тайны, узнать о нем как можно больше. он остается загадкой. И все же огонек желаний проникнуть в глубины тайн мира горит в душе каждой человеческой личности, особенно юной. Детей дошкольного возраста можно смело назвать исследователями, открывателями мира.

В настоящее время проблема экологического воспитания детей вышла на первый план, и ей уделяют все больше и больше внимания. Почему же эти проблемы стали актуальными?. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Именно поэтому так велика роль дошкольных учреждений, а в частности, педагогов, в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с самого раннего возраста. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его непосредственное участие в улучшении природного окружения.

В процессе реализации проекта дети познакомятся с разнообразием живой и неживой природы, с её богатством и огромной пользой для человечества. Очень хочется донести до сознания детей, что природа сознательно не причиняет вреда людям, а лишь по надобности защищается от пугающих её действий. Если дети будут знать всё это, то будут ограждены от неприятных ситуаций при прогулке на природе. Будут бережнее относиться к окружающему миру.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, формирование навыков безопасного поведения в природе.

Задачи проекта:

-формировать у детей элементарные представления об окружающем мире (объектах и явлениях природы);

-формировать навыки исследовательской деятельности, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;

-развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада;

-развивать эмоциональную отзывчивость;

-обучать восприятию красоты природы и передаче её через рисунки. лепку, аппликацию;

-воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы.

Предполагаемый результат:

У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания. Знают об их пользе или вреде. Умеют находить сходства и различия. Владеют обобщающими понятиями.

Программно-методическое обеспечение

Планирование воспитательно-образовательного процесса строилось с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Основой проекта является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. Программа воспитания и обучения в детском саду. «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2014)

С учётом основной программы и методических пособий разработано тематическое планирование для второй младшей группы. Задачи, поставленные в проекте, совпадают с задачами основной программы и соответствуют возрастным особенностям детей. Воспитательно- образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе планирования с учётом интеграции образовательных областей.

Методы и приемы:

• Организации экскурсий на территории детского сада с целью наблюдения;

• Тематические беседы (с использованием картинок и открыток по темам);

• Проведение исследовательской работы;

• Использование пальчиковых, подвижных, а также дидактических игр;

• Чтение художественных произведений, познавательной литературы;

• Загадывание загадок;

• Сюжетно-ролевые игры;

• Музыкальные досуги и развлечения;

• Привлечение родителей к созданию мини-книг;

• Просмотр фильмов, мультфильмов и DVD дисков;

• Различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, изготовление альбомов, книжек-малышек);

• Различные консультации родителям;

• Мастер-класс для родителей на тему «Какого цвета лето» нетрадиционная техника рисования;

• Оформление в группе «Уголка природы".

План реализации проекта

1 этап: подготовительный

-сбор и анализ литературы по данной теме;

-разработка плана реализации проекта;

-подборка иллюстративного материала;

-подборка загадок, сказок, мифов, легенд по теме;

-подборка художественной и познавательной литературы для чтения (стихи, рассказы. энциклопедии, журналы) по теме;

-подборка подвижных, пальчиковых. дидактических игр;

-подборка музыкальных произведений по теме;

-подготовить материал для изобразительной деятельности.

- проведение первичной диагностики.

2 этап: основной (реализация проекта)

-работа с родителями: консультации «Бабушкины рецепты здоровья", «Природа и дети». «Ловушки для грибника». «Всякий грибок знает свой срок», «О летнем отдыхе детей». «Если ребенка ужалила пчела»; изготовление книжек -малышек "Какого цвета лето", оформление выставки "А у нас в цветочном городке", сбор гербария «Зеленая аптечка»; привлечь родителей к совместному изготовлению макета муравейника;

создание альбома "Эй, грибок, полезай в кузовок!", мастер класс "Нарисуй мне мама лето. "

- организация совместной деятельности воспитателя с детьми:

дидактические игры по теме проекта; сюжетно-ролевые игры; отгадывание загадок; чтение художественной и научной литературы; беседы; пальчиковые и подвижные игры; экскурсии; наблюдение; исследовательская деятельность; трудовая деятельность. творческая деятельность.

-организация самостоятельной деятельности детей: раскрашивание раскрасок по темам; рассматривание картинок. открыток по теме проекта; настольные и дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; наблюдение.

3 этап: заключительный

-презентация проекта: выставка "А у нас в Цветочном городке", презентация макета "Муравейник", гербария "Зеленая аптечка", альбома "Эй, грибок полезай в кузовок!", презентация коллективной работы "Лето"

-итоговая диагностика

Основной этап реализует следующие темы:

Июнь

1-2 неделя : "Цветочный городок"

3-4 неделя : "В гостях у Мухи Цокотухи"

Июль

1-2 неделя: "Зеленая аптека"

3-4 неделя: "Ягодная страна"

Август

1-2 неделя: "Грибное царство"

3-4 неделя: "Какого цвета лето"

2 этап: реализация проекта

Краткое программное содержание проекта

1. Июнь (1-2 недели)- "Цветочный городок"

- беседы: "Цветы-краса земли". "Почему их так назвали", "Цветы в легендах, стихах. загадках. песнях";

-загадывание загадок по теме;

- чтение художественной. познавательной литературы: "Носит одуванчик желтый сарафанчик" Л. Квитко, энциклопедия "Все обо всем"Растения"ООО "Издательство АСТ" и др.

-рассматривание иллюстраций. открыток с изображением цветов.

-сюжетно ролевая игра: " Цветочный магазин";

-пальчиковые игры: "У нас в саду растет цветок". " Наши алые цветки";

-слушание музыки: Ю. Антонов "Не рвите цветы", П. И. Чайковский "Вальс цветов", Ю. Чичков "Волшебный цветок", музыкальная игра Подарки в День рождения";

- дидактические игры: "Сложи цветок"- уточнение знаний о строении цветка (стебель, листья, цветок); пазлы "Цветы"-формирование умения составлять из нескольких частей одну целую картину; "Найди кашпо для цветка" закрепление названий цвета;

- экспериментирование: где семена быстро взойдут (на солнце или в темном месте); если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает;

-трудовая деятельность: на участке и в группе полив растений, рыхление и прополка;

-экскурсии: по территории детского сада с целью ознакомления, какие еще цветы растут на участках.

- наблюдения: нужна ли цветам вода, любят ли растения солнышко, зачем мы рыхлим землю;

- творческая деятельность: на прогулке рисуем цветы на песке и асфальте, собираем цветок из природного материала (веточек, камушек); в группе аппликация из ткани "Волшебный цветок", коллективная работа "Букет незабудок" нетрадиционная техника рисования

-итоговое мероприятие: загадки" Бабушки Загадушки", выставка "А у нас в Цветочном городке" коллекция цветов сделанных из разного материала (цветы на ткани, из бумаги, на открытках, на посуде и т. д.).

2.Июнь (3-4 недели)- "В гостях у Мухи Цокотухи"[/u]

- беседы "Какие бывают насекомые", "Насекомые в природе родного края". "Насекомые и цветы созданы друг для друга", "Друзья или враги";

- дидактические игры: "кто где живет""кто лишний", "хорошо или плохо", "Кто летает, а кто ползает", "проведи насекомое по дорожке";

- загадывание загадок

-чтение познавательной и художественной литературы, стихотворений и закличек: "Божья коровка, улети на небо! Принеси нам хлеба!", русская народная сказка "Лесной гнет" в обр. А. Афанасьева, "Маленький кузнечик" С. Козлов, "Тараканище" К. Чуковский и. др.

- рассматривание иллюстраций и открыток на тему "Насекомые"

- наблюдение: во время прогулки "Насекомые вокруг нас";

- пальчиковые игры: " Две сороконожки", "Комарик", "Насекомые";

-подвижные игры: "летает -не летает", "Стрекоза", "Пчелки и медведь", хороводная игра "Водят пчелы хоровод";

- прослушивание песен: " В траве сидел кузнечик", "Добрый жук", "Божья коровка";

- творческая деятельность: рисование "Божья коровка" нетрадиционная техника рисования, аппликация "Гусеница", коллективная работа моделирование "муравейника" из природного материала;

-итоговое мероприятие: постановка сказки "Муха Цокотуха" К. Чуковского

3. Июль (1-2 недели): "Зелёная аптека"

- беседы: "Зеленая аптека -что это такое?", "В мире лекарственных растений";

- дидактические игры: "Что лишнее", "От какого растения часть";

- загадывание загадок

-чтение познавательной и художественной литературы: " Сказка про лекарственные растения";

- раскрашивание раскрасок "Лечебные травы"

-рассматривание иллюстраций и открыток на тему "Лекарственные растения"

- пальчиковые игры: "Одуванчик";

- прослушивание музыкальных произведений: П. И. Чайковский "Вальс цветов", Ю. Чичков "Волшебный цветок", звуки природы;

- поисково-исследовательская деятельность: на участке ищем полезные растения;

-трудовая деятельность: полив цветов на клумбе, рыхление почвы;

- творческая деятельность: коллективная работа аппликация из ладошек "Ромашка", оформление гербария "Зеленая аптека"

-итоговое мероприятие: "Вечер сказок Волшебного подорожника"

4.Июль 3-4 недели): "Ягодная страна"

- беседы: "Витамины в лесу и на грядке", "Почему ягоды так назвали", "Ягодка лесная, ягодка садовая";

-дидактические игры: "Что где растет?". "Что лишнее?". "Какое варенье?", "Угадай на ощупь", "Собери пазлы", домино" Ягоды фрукты"

-раскрашивание раскрасок "Ягоды"

-рассматривание иллюстраций и открыток на тему "Ягоды"

- загадывание загадок по теме "Ягоды"

-чтение познавательной и художественной литературы на тему "Ягоды":русская народная сказка "Война грибов и ягод" обр. В. Даля и др.

-пальчиковые игры: "С ветки ягоды срываем", "За ягодами";

-подвижные игры: "Мы печем отличные пирожки пшеничные", "У медведя во бору";

-прослушивание музыкальных произведений: группа "Дельфин" "Ягода-малина, ягода-черника";

-творческая деятельность: лепка ягода "Малина", коллективная работа "Арбуз" аппликация из комочков бумаги;

- итоговое мероприятие: развлечение "Приключение в стране ягод".

5. Август (1-2 недели): " Грибное царство"

- беседы: «Гриб, грибок, полезай в кузовок», «Съедобный или несъедобный», «Ядовитые двойники», «Где растут грибы?», «Когда растут грибы», «Как прячутся грибы, как их надо собирать»

-дидактические игры "съедобный -несъедобный", "сложи грибок", шнуровки "Кузовок"

-рассматриваний иллюстраций и картинок по теме "Грибы";

-раскрашивание раскрасок по теме "Грибы"

-загадывание загадок по теме

-чтение познавательной и художественной литературы: русская народная сказка «Под грибом», Э. Успенский "Грибы для Чебурашки", В. Сутеев «Живые грибы», «Под грибом»;

-пальчиковые игры: «Грибы», "Как то на рассвете гном"

-подвижные игры: «У медведя во бору», «По грибы», игра «Ягоды, грибы, орехи».

-изобразительная деятельность: в группе коллективная работа "Под грибом" рисование с элементами аппликации, на прогулке рисование на песке и асфальте, выложи грибок из природного материала.

- итоговое мероприятие: игра-викторина "Лесная путаница".

6.Август (3-4 недели): "Какого цвета лето"

- беседы: «Чему нас учит солнце», «Чудо радуга», «Небесная вода», «Что подарило нам лето».

- дидактические игры: «Чего не бывает», «Что лишнее»

-рассматривание картинок и иллюстраций по теме

- чтение познавательной и художественной литературы: «Поэзия дождя» К. Паустовский, «Живительный дождик» М. Пришвин., " Как поймать облако" С. Козлов, "Самая разноцветная сказка про утенка и радугу" Л. Г. Хоботова

- поисково-исследовательская деятельность: «Куда дует ветер»

-пальчиковые игры: "Радуга"; "Ветер";"Дождик".

-подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики»

-наблюдения: за облаками, за ветром, за солнцем;

-трудовая деятельность: уборка сухих цветов.

-прослушивание музыкальных произведений: «Луч солнца золотого» из м/ф «По следам Бременских музыкантов», «Выглянуло солнышко, блещет на лугу» в исполнении детского хора, «Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора», «Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!», «Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот».

-изобразительная деятельность: рисование пластилином "Солнышко", коллективная работа "Лето" аппликация из ладошек;

- итоговое мероприятие: мастер класс с родителями "Нарисуй мне мама лето!" нетрадиционная техника рисования

Оценка эффективности реализации проекта

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

- тема данного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно смогло повлиять на их интеллектуальное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие;

- отмечалось положительное отношение к организуемой деятельности детей в группе, их эмоциональный отклик на изменения в природе, знакомство с новыми для детей явлениями природы, произведениями художественной литературы, на художественно- эстетическую деятельность. Дети проявляли интерес и желание рисовать, лепить, конструировать, играть в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры на экологическую тему.

- возросла речевая активность детей, что повлияло на их самостоятельную игровую деятельность, на возникновение ролевых диалогов;

- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия: педагог – родители - дети. Хочется отметить, что этот проект пошел на пользу не только детям, но и мне, и родителям. Родители принимали активное участие в реализации проекта, привлекая своих детей к различным видам деятельности в соответствии с перспективным планом по реализации проекта. Очень стимулировало, что родители высказывали свою благодарность о проделанной работе, т. к. были довольны результатами. Дети дома делились своими новыми впечатлениями, рассказывали родителям, какие природные явления они замечали по дороге в детский сад или на обратном пути. И как нужно себя вести, чтобы не приносить вред природе и своему здоровью.

-в группе был создан "Уголок природы". Многие дети по собственной инициативе проводили там время. Особенно им нравилось рассматривать иллюстрации в книгах и играть в дидактические игры.

Используемая литература:

1. Ю. А. Акимова "Знакомим дошкольников с окружающим миром" младшая группа. Творческий центр "Сфера"2007.

2. О. А. Соломенникова "Занятия по формированию элементарных экологических представлений" во второй младшей группе детского сада. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

3. М. А. Фисенко "Природа вокруг нас " младшая и средняя группы. Разработка занятий. ИТД "Корифей" 2008.

4. Т. А. Шорыгина "Ягоды. Какие они" Издательство ГНОМ и Д 2007.

5. Т. А. Шорыгина "Травы. Какие они" Издательство ГНОМ и Д 2007.

6. Т. А. Шорыгина "Грибы. Какие они" Издательство ГНОМ и Д 2008

7. "А, Хвостовцев "Детки- непоседки" пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Сибирское университетское издательство 2009.

8. М. М. Борисова "Малоподвижные игры и игровые упражнения" для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2015

9. К. Ю. Белая "Формирование основ безопасности у дошкольников" для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016

10. И. А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" вторая младшая группа. Издательский дом "Цветной мир " 2014

11. Программа "От рождения до школы" под редакцией Е. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014

12." Федеральный Государственный Образовательный Стандарт".

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко.

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников «Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды» Р. Рождественский Неотъемлемой частью дошкольного образования всегда было.

Консультация «Экологическое воспитание в семье» Целью экологического воспитания в семье является воспитание ответственности своих детей за природу. Природа переплетает в себе экологическое.

Проект «Любить-значить знать» (экологическое воспитание) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Хабаровск «Центр развития ребенка - детский сад № 83» Практический.

Экологическое воспитание Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» Ярковского муниципального.

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний.

Экологическое воспитание из опыта работыЭкологическое воспитание из опыта работы Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Экологическое воспитание в детском саду Экологическое воспитание в дошкольном возрасте 1 слайд. Природа – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться.

Экологическое воспитание в детском саду Экологическое воспитание в детском саду Автор: Вольская Наталья Михайловна Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические.

Экологическое воспитание в семье Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Путешествие в лето» — экологическое воспитание
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 16:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД