ОКСАНА КОМИССИНА
Проект «Путешествие в загадочный мир насекомых».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Путешествие в загадочный мир насекомых».
Описание проекта : В «Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой изучению насекомых отведено незначительное количество времени.
В ходе реализации проекта дети систематизируют знания о мире насекомых; формируются позитивные установки по отношению к различным видам насекомых; приобретаются навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного восприятия насекомых. Этот проект направлен на развитие поисковой деятельности, решение задач бережного отношения к природе.
Публикация «Проект „Путешествие в загадочный мир насекомых“,» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Программное содержание: Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Обогащать словарный запас детей: насекомые, бабочки, божья коровка, муравей, жук, муравьи.
Актуальность проекта : Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Формировать элементарные экологические представления.
Мир насекомых очень интересен, каждое насекомое таит в себе множество удивительных свойств. А всё, что удивительное и интересное, притягивает, заостряет внимание ребёнка. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Любовь к природе — великое чувство. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Таким образом, с одной стороны знаний о насекомых у ребёнка остается на низком уровне, что в свою очередь ведет к соответствующему отношению к ним, которое определяется термином "экологическая безграмотность". И с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта : Расширять представление детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с насекомыми (наблюдать, не беспокоя их и не причиняя им вреда). Сформировать у детей гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы, познавательных и творческих способностей; воспитывать бережное отношение к живому миру насекомых.
Задачи проекта : ознакомление с методической литературой по теме «Путешествие в загадочный мир насекомых». Провести анализ условий для познавательных и творческих способностей по теме. Разработать перспективный план по заданной теме. Провести цикл занятий и мероприятий по теме «Загадочные насекомые». Организовать выставку детских рисунков. Формировать навыки исследовательской деятельности. Познакомить детей с миром насекомых, их строении, способах передвижения. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями «Внимание, насекомые». Сделать вместе с детьми и родителями альбом «Загадочный мир насекомых».
Вид проекта : познавательно — исследовательский
Время выполнения: краткосрочный, 2 недели
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы:
Предполагаемый продукт проекта :
Дети научатся различать и называть насекомых, названия отдельных частей тела насекомых (крылышки, лапки, усики, жало, хоботок). Узнают о пользе или вреде насекомых, которую приносят людям и растениям. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Игра-драматизация расширит возможности игровой деятельности дошкольников.
Выставка творческих работ детей.
Информация для родителей «Первая помощь при укусе насекомых».
Список литературы:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
3. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.
4. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
5. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
6. О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
Содержание проекта :
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.).
Подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Основной этап.
Ознакомление детей с художественной литературой:
Художественное слово, загадки. Сказки Павлова «Находка». Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», разучивание стихов о насекомых. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей». Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»
Проведение бесед.
Беседа с детьми «Что дети знают о насекомых?»
Цель. Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развитие фразовой речи.
Рассматривание иллюстраций «Мир насекомых». Цель. Расширение кругозора детей, уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые».
Игровая ситуация «Меня укусило насекомое».
Цель: Пополнение знаний детей о первой помощи. Совершенствование умения находить выход из сложных ситуаций.
Беседа на тему «Польза и вред насекомых».
Цель: Расширение кругозора детей о пользе и вреде насекомых.
Театрализованная игра «Муха-Цокотуха»
Цель. Закрепление знания содержания сказки, развитие выразительности речи и пантомимики. Закрепить знания о насекомых.
Беседа «Польза мёда при лечении простуды».
Цель: формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о своём здоровье.
Беседа «Кто такие насекомые?».
Цель: Закрепить знания детей о мире насекомых, их разнообразии, питании, передвижении; развить фразовую речь, активизировать словарь по теме.
Ситуативный разговор «О бабочках».
Цель: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь.
Беседа «Насекомые бывают опасными».
Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Рассматривание, беседа. «Насекомые».
Рассматривание альбома, наборов открыток о разнообразных насекомых.
Цель: расширить представление о насекомых.
Ситуативный разговор «Пчела Майя угощает медом».
Цель: Закрепить знания о продукте, который вырабатывают пчелы.
Чтение худ. лит. - В. В. Бианки. "Как муравьишка домой спешил"
Цель. Знакомство с творчеством В. Бианки. Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках.
Речевая ситуация: Обыгрывание ситуаций при общении с опасными насекомыми. Цель: Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
Описательные рассказы о внешнем виде насекомых.
Цель: уточнить особенности внешнего вида насекомых
Ситуативный разговор «Что мы знаем о насекомых?»
цель: уточнить знания детей о насекомых, отличительных признаках, питании и передвижении.
Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
цель: совершенствовать умение слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию.
Рассматривание иллюстраций «Какие разные бывают бабочки»
цель: формировать у детей интерес к бабочкам, воспитывать бережное отношение к ним.
Рассматривание иллюстраций, журналов и энциклопедий о насекомых. Дидактические игры: «Кто что умеет делать», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Божьи коровки». «Найди ошибку художника». «Соедини точки и узнай, кто получится», «Собери цветок».
Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Расширять и активизировать глагольный словарь.
Работа с родителя (разработка рекомендаций)
Информация для родителей «Первая помощь при укусе насекомых».
Консультация родителей «Значение насекомых в природе».
Проведение занятий
1. Чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»
Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественной литературы. познакомить детей произведением К. И. Чуковского «Муха Цокотуха».
Цель: Развивать умение внимательно слушать произведение, запоминать текст понимать смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста. Уметь передавать свое отношение к героям, развивать мышление, память. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе содержания литературного произведения. Воспитывать личности с нестандартным мышлением, воспитывать взаимную ответственность за результаты труда, принципы сотворчества и сотрудничества.
2. Конструирование «Бабочки, стрекозы на полянке»
Цель: продолжать учить детей складывать бумагу, сглаживать сгибы; - анализировать сделанные поделки (выделять в них общее – способ конструирования, и различное – дополнительные детали); - продолжать воспитывать умение работать сообща.
3. Лепка «Муха-цокотуха»
цель: Формировать умение передавать характерные особенности насекомых, добиваться выразительности задуманного, самостоятельно выбирая необходимые приемы лепки. Развивать общую и мелкую моторику, воображение, через умение придавать индивидуальные черты своему создаваемому образу. Воспитывать любовь к насекомым, интерес к лепке.
4. ФЦКМ «Мир вокруг нас»
цель: Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», закрепление знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания.
5. Аппликация «Золотые пчёлки»
цель: учить изображать пчёлок аппликативной техникой с элементами рисования (туловище и крылышки создавать в технике обрывной аппликации, мелкие детали дорисовывать цветными карандашами или фломастерами); развивать чувство композиции.
6. Рисование «Божья коровка»
цель: Развивать умение детей рисовать яркие выразительные образы насекомых. Формировать у детей умение создавать композицию. Расширять и уточнять знания детей о насекомых. Развивать чувство формы и цвета. Вызвать эмоциональный отклик на красивые природные объекты. Совершенствовать технику рисования красками (повторять изгибы округлой формы, сочетать два инструмента – кисточку и ватную палочку). Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому.
7. Чтение художественной литературы Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Цель: познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; воспитать у детей чувство взаимопомощи, внимательное отношение к другим людям, трудолюбие.
8. Аппликация «Бабочки на цветах»
Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон).
9. Аппликация «Божья коровка»
Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе.
10. Рисование «Муравей»
Цель: Научить рисовать муравья из трех частей. Упражнять детей в рисовании цветов, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет.
11. Рисование «Цветущая ветка»
цель: Знакомить со способом изображения венчика цветка из 5-6 лепестков приёмом «примакивание»; создавать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путём смешивания белого с красным.
12. Коллективная работа по лепке «Загадочные насекомые».
Цель: Развивать навыки лепки: из целого куска пластилина; фигурки из составных частей с помощью «примазывания». Учить создавать единую композицию; использовать дополнительно бросовый материал для дополнения композиции яркими деталями. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща; развивать стремление оказывать помощь товарищам.
Подвижные игры
1. «Медведь и пчелы».
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.
2. Хоровод насекомых.
Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы.
3. «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.
4. Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница»
Цель: развивать точность движения руки, воображение.
5. «Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.
6. Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.
Заключительный этап.
В результате проекта у детей появился живой интерес к природе, к особенностям жизни и развитию насекомых. Дети научились навыкам наблюдения.
Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Дети готовы охранять и защищать насекомых, так как расширился познавательный интерес.
Сформировались положительные отношения к этим загадочным насекомым и их среде обитания.