Лавренюк Ольга Васильевна
Проект «Радуга поведения» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Радуга поведения»
Тип проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность: 7 дней.
Участники проекта : дети старшей группы их родители, педагоги.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Радуга поведения“ для старшей группы» размещена в разделах
Проблема регуляции поведения детей в детском саду стоит на первом месте. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.
Цель: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, осознание детьми своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.
Задачи:
• Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
• Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения.
• Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости к окружающим.
Ожидаемый результат
• овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
• проявление доброты, заботы, уважительного отношения к окружающим;
• способность анализировать свои поступки и поступки других.
План работы:
1 Подготовительный этап: Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Анкетирование родителей;
- Подбор материала и оборудований для занятий, бесед, сюжетно – ролевых игр с детьми.
2. Основной этап: Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у детей в детском саду и дома социально – нравственных качеств.
- Беседы на моральные темы «Я и мои родные»;
- Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации;
- Чтение стихотворения о маме В. Руссу;
- Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка»;
- Художественное творчество «Букет для любимой мамы»;
- Ролевая гимнастика;
- Упражнение «Закончи предложение».
3. Заключительный этап: «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям». Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям.
- Просмотр мультфильма «Димка и Тимка»;
- Пение вместе с героями мультфильма песенки: «Настоящий друг»;
- Чтение пословиц и поговорок про дружбу;
- Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи»;
- Игра – шутка «Сиамские близнецы»;
- Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребёнка»
Приложения
Занятие. Самый дорогой на свете человек
Цели:
1. Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.
2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.
3. Учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.
4. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.
Ход занятия
Занятие начинается с обращения к детям:
- Кто на свете для вас самый дорогой человек?
- Мама.
Чтение стихотворения о маме В. Руссу.
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очереди завершают суждение «Моя мама…», «Когда я вижу свою маму, то…»
Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации
«Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу. Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: «Не хочу!». Мама обиделась.»
- Почему мама обиделась на сына?
- Как должен был поступить Сережа?
Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса. После проигрывания воспитатель обращается с вопросами к детям.
- Для чего нужна мама? (Диагностика детских представлений и суждений.) подвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому, заботиться, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».
Художественное творчество «Букет для любимой мамы»
Детям раздаются листы альбомные, фломастеры и карандаши, воспитатель предлагает нарисовать открытку маме, предлагает подарить эти открытки своим мамам, сделав им тем самым приятное.
Занятие. Почему мы обижаем близких нам людей?
Цели: 1. Учить детей различать понятия «добро» и «зло».
2 Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
3 Формировать осознание моральной стороны поступков.
Ход занятия
В начале занятия игровой персонаж кукла Маша, ведет с детьми беседу, какие добрые дела сделали они для своих родителей? Выслушиваются ответы детей и самые яркие, гуманные поступки детей воспитатель ставит в пример, словесно хвалит.
Детям предлагается послушать стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».
- Какой поступок совершил ребенок? Почему?
Диагностика поведения детей и их отношения к близким людям. Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу, то…»
Домашнее задание: Проявлять заботу своих родителях, а утром рассказать воспитателю какие добрые дела сделали дома.
Проигрывание проблемной ситуации
«Вечером забирать из детского сада Лешу пришла мама. Мальчик привык, что это делал всегда папа, с которым они, не торопясь, могли еще прогуляться в парке. В присутствии воспитателя и сверстников Леша начал капризничать, требовать, чтобы за ним пришел отец».
- Правильно ли поступил мальчик?
- Что чувствовала в этой ситуации мама?
- Кого вам жалко в этой ситуации?
- Как бы вы поступили на месте мальчика?
Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:
• мальчик капризничает;
• мальчик сердится;
• мама успокаивает сына;
• мама огорчается;
• мальчик и мама радуются.
Упражнение «Закончи предложение». «Папа рассердился, потому что я…», «Когда я вижу, что папа огорчен, то …».
Занятие. Наши бабушки и дедушки
Цели: 1. Расширить представления детей об отношении к пожилым людям.
2. Воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия.
3. Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы: сегодня она видела, как один мальчик помогал старой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил.
О любви внуков к бабушкам написано много стихов. Вот одно из них.
Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка».
Стала бабушка
Старой, хворою,
От ходьбы она устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее в самолет.
Не тряхну ее, не качну ее.
Отдохнет она, наконец.
Скажет бабушка:
«Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой, молодец!»
Диагностика отношения детей к старым, пожилым людям
Предложить детям закончить предложение «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то…»
Занятие. Друг в беде не бросит
Цели: 1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.
2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.
3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.
Ход занятия
Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма песенку: «Настоящий друг» :
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий Верный друг.
В конце песни педагог отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Во время обсуждения пословицы педагог обращает внимание детей на моральный подтекст пословицы.
Педагог читает поговорку: «Обидеть легко, да на душе каково?». Взрослый предлагает детям объяснить ее смысл.
- Почему так говорят?
- Приходилось ли вам кого – либо обижать?
- Что вы при этом чувствовали?
Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи»
Мальчик Миша мается –
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно –
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву К,
Но ребята не смеются –
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Беседа по содержанию, советы детям:
- Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.
- Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: радоваться его успехам и огорчаться неудачам.
- Не делай для людей того, что сейчас себе ты не желаешь.
Игра – шутка «Сиамские близнецы» (С. А. Шмаков)
Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они должны сплясать, пробежать туда и обратно, как «сиамские» близнецы.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально - нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.
1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на целый день?
o Да
o Нет
2. Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?
o Чем вас сегодня кормили?
o Что интересного было в дошкольном учреждении?
o Что ты сегодня натворил?
o Как ты себя сегодня вел в детском саду?
3. Что вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребенка в детском саду?
o Я много об этом читал, знаю многое.
o Я мало что знаю об этом.
o Не знаю ничего.
4 Знаете ли Вы, что надо сделать, чтобы исправить поведение ребенка в детском саду и дома?
o Да, знаю.
o Знаю, но хотелось бы знать больше.
o Не знаю ничего.
5. Нужен ли Вам совет по улучшению поведения ребенка дома и в детском саду и оказания ему разумной помощи?
o Да, он необходим.
o Нет.
6. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?
o Да, это единственный способ воздействия на ребенка.
o Да, но я избегаю этого.
o Нет, это неверно.
Список используемой литературы
1. Алябьева Е. А. Нравственно – этические беседы с дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
4. Семенака С. И. Учимся сочуствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М. : АРКТИ, 2005.
5. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. – СПб, : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
6. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб. : Валери СПД, 2006.
Секреты воспитания вежливого ребенка.
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители будете соблюдать следующие правила:
• Ведите себя деликатно по отношению к окружающим и в том числе к своим детям.
• Никогда не оскорбляйте человеческого достоинства сына или дочери, не кричите на ребенка не говорите при нем грубые слова ни в коем случае не принимайте в качестве воспитательной меры физические наказания.
• Не делайте бесконечных замечаний по пустяковым поводам, где это возможно, поощряйте самостоятельность ребенка.
• Предъявляйте к детям единые требования. Если кто-то из взрослых не согласен с замечаниями другого, то осуждайте это в отсутствии ребенка.
• Уважайте достоинство маленького человека, исключив в речи выражения: «Ты еще мал», «Тебе еще рано».
• Не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро!», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».
• Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.