МААМ-картинки

Проект «Разноцветные бусинки» для дошкольников 3–4 лет

Нина Бойкова
Проект «Разноцветные бусинки» для дошкольников 3–4 лет

Тема проекта : «Разноцветные бусинки».

Тип проекта : познавательно-игровой, практико-ориентированный. Групповой.

Продолжительность: долгосрочный (апрель - май).

Участники проекта :

воспитатели

дети дошкольного возраста 3 - 4 лет

родители

Цель: формирование сенсорно-математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи:

Проанализировать методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей 3-4 лет.

Публикация «Проект „Разноцветные бусинки“ для дошкольников 3–4 лет» размещена в разделах

Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего возраста.

Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности.

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению по данной теме.

Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.

Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.

Учить детей замечать массу предмета (легкий – тяжёлый).

Актуальность проекта :

В младшем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Отечественные ученые (В. Н. Аванесова, Л. А. Вагнер, Л. Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности.

Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды.

Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Проблема:

У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Новизна проекта :

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей.

Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Игровые

Игровые

Поощрение, одобрение, похвала

Наглядные

Педагогическая оценка

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, разъяснение

Словесные

Практические

Предполагаемый результат:

Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.

Формирование познавательно - речевой активности детей младшего возраста.

Дети научатся играть в дидактические игры.

Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр дома, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлении.

Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

Оформление картотек по теме.

Создание многофункционального панно.

Материально-техническое обеспечение:

Демонстрационный и раздаточный материал.

Предметно-развивающая среда.

Художественная и методическая литература.

План реализации проекта «Разноцветные бусинки»

1 этап проекта – Подготовительный :

1. Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО.

2. Изучение методической литературы.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.

5. Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

6. Пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми.

2 этап – Основной (реализация проекта) :

Совместная деятельность с детьми:

Проведение занятий:

Аппликация «Чашки для трех медведей», «Ракета»

Познавательное развитие: ФЭМП «В гостях у поросят».

Лепка «Сапожки для сороконожки».

Проведение дидактических игр:

«Разложи по цвету».

«Строим башню».

«Какая машина, такая и дорога».

«Подбери нитку».

«Помоги поросятам спрятаться от волка».

«Домик для улитки».

«Пирамидки».

«Игры с прищепками».

«Игра шнуровка».

«Бусы, бабочки».

«Бусы».

«Найди окошки для фигурки».

«Собери игрушку».

Игры с многофункциональным панно.

Проведение пальчиковых игр:

«Игрушки».

«Ягоды».

«Грибы».

«Осень».

«Овощи».

«Фрукты».

«Овощи-фрукты».

Проведение подвижных игр:

«Я нашёл свой цвет».

«Цветные автомобили».

«Солнечные лучики».

«Попади в круг, квадрат».

Чтение художественной литературы:

Стихи:

Цвет

«Красный».

«Синий».

«Желтый».

«Зеленый».

«Белый».

«Черный».

Форма

«Про разные фигуры».

Величина

«Тропинка вьётся, извивается».

«По широкой, по дороге».

Количество и счет

«Зайчишка домой резво шёл по тропинке».

«Среди леса по тропинке».

Математические сказки:

«Чудесные белочки» (большой-маленький).

«Любопытный квадрат» (геометрические фигуры).

«Короткая дорожка» (длинный-короткий).

«Сказка про то, как краски рисовали».

Изготовление картотек:

«Художественная литература по сенсорному развитию (загадки, стихи, математические сказки)»

«Дидактические игры по сенсорному развитию и ФЭМП для детей дошкольного возраста 3-4 лет»

«Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста 3-4 лет»

«Подвижные игры с дидактической направленностью»

Изготовление игр для многофункционального панно.

Совместная деятельность с родителями

Консультации для родителей

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».

«Первые шаги в математику».

«Как помочь ребенку в сенсорном развитии».

3 этап – Заключительный (обобщающий) :

1. Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций и памяток.

2. Оформление панно «Математическая поляна».

3. Проведение тематического досуга «На математической поляне».

Список используемой литературы

1. Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» - Ярославль: Академия развития, 2007. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005.

2. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» – М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.

4. Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

5. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985.

Конспект занятия по аппликации для детей дошкольного возраста 3-4 лет «Чашки трех медведей».

Интеграция образовательных областей:

Познание. Направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Коммуникация. Развитие всех компонентов устной речи, активизировать словарь детей, развивать кругозор детей.

Чтение художественной литературы: чтение сказки "Три медведя". (Использование художественного произведения для создания игровой мотивации).

Художественное творчество: способствовать развитию детского творчества.

Продуктивная деятельность: удовлетворять потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности.

Физическая культура: физкультминутка «За грибами в лес».

Социализация. Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

(Побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию).

Цель: Закреплять умение различать предметы по величине: большой, средний, маленький. Закрепить знание основных цветов. Учить детей располагать и наклеивать предметы в определенной последовательности (по размеру). Учить детей пересказывать сказку, опираясь на картинки.

Задачи:

Образовательные: обобщать и закреплять знания детей по теме «Посуда», расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивающие: развивать диалогическую речь детей; познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Воспитательные: формировать интерес к художественной литературе.

Оборудование: иллюстрации к сказке, панно «Домик трех медведей»;

Раздаточный материал. Альбомный лист, на который наклеен длинный узкий прямоугольник (стол); 3 чашки разных размеров, вырезанные из цветной бумаги; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Предшествующая работа: чтение сказки "Три медведя", иллюстрации к ней.

Конспект занятия по лепке для детей дошкольного возраста 3-4 лет «Сапожки для сороконожки» (коллективная).

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные: Учить видеть основные формы предметов, выделять их наиболее характерные признаки. Раскатывать ладонями цилиндр и видоизменять его, превращая в сапожок. Учить лепить пальцами: выравнивание, сглаживание.

Закрепить понятия один-много.

Развивающие: Развивать память, фантазию, мелкую моторику кистей рук. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание, придавливание, загибание, соединение.

Воспитательные: Воспитывать сосредоточенность, аккуратность в работе.

Конспект занятия ОО «Познавательное развитие: ФЭМП» для детей дошкольного возраста 3-4 лет

«В гостях у поросят».

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, физическое развитие, чтение художественной литературы.

Цель: Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры по сенсорному развитию и ФЭМП.

«Строим башню».

Задачи: Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счета, сравнения

«Какая машина такая и дорога».

Задачи: Игра способствует развитию внимания, помогает изучать цветовой диапазон

«Подбери нитку».

Задачи: Игра помогает освоить цветовую гамму, развивает навыки сопоставления предметов.

«Найди домики для птичек».

Задачи: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.

«Помоги поросятам спрятаться от волка».

Задачи: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.

«Домик для улитки».

Цель: Целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.

«Пирамидки».

Цель: Формирование величины предметов, независимо от их положения в пространстве.

Подвижные игры с дидактической направленностью для детей дошкольного возраста 3-4 лет.

«Я нашел свой цвет», «Цветные автомобили», «Солнечные лучики», «Попади в круг, квадрат»,

Задачи: закрепить у детей знания основных цветов (желтый, зеленый, синий и красный). Развивать у ребенка равновесие в движении, навык бега и повышать эмоциональный тонус.

Консультация для родителей

Первые шаги в сенсорику.

«Что такое сенсорика, и почему необходимо

ее развивать в раннем возрасте?»

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем. Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга.

Ранний возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств. Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д. Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- готовит к реальной жизни;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность;

- развивает внимание;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Игра - это ведущий вид деятельности маленького человека. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Лишь опытным путём способен ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте связаны с определением свойств различных предметов.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным. Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, вкусу, запаху. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обсуждение ребенка в школе. Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и по дрожать их различными действиями.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо

учитывать следующее:

- занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении;

- необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

- в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

- нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

- уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

- длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);

- необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Вывод: Систематическая и планомерная работа по проблеме проекта «Разноцветные бусинки» помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию, ФЭМП. У детей появился интерес к дидактическим играм, подвижным играм, так же полученные знания стали использовать в совместной деятельности.

В дальнейшем планируется:

непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

дополнение системы необходимыми играми и материалами;

продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Сказки для развития математических способностей детей младшего дошкольного возраста

Добрые друзья (геометрические фигуры)

Цель: Знакомство с геометрическими фигурами, их особенностями.

Желтая сказка

Цель: Закрепление представления о желтом цвете, обучение использованию прилагательного желтый в речи.

Путешествие в зеленую сказку

Цель: Закрепление представления о зеленом цвете; обогащение словаря прилагательными зеленый, зеленая, зеленые.

Ягодка (Красная сказка)

Цель: Закрепление представления о красном цвете, обучение использованию в речи прилагательных красный, красная, красное, красные.

Публикации по теме:

Проект «Финансовая культура дошкольников» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Финансовая культура дошкольников» 1. Актуальность Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической,.

Дидактическая игра для младших дошкольников «Разноцветные матрешки» из поролонаДидактическая игра для младших дошкольников «Разноцветные матрешки» из поролона Матрешка – знаменитый и традиционный сувенир, который можно изготовить из разных материалов, в том числе из поролона. Данное дидактическое.

Дидактическая игра «Забавные бусинки»Дидактическая игра «Забавные бусинки» Дидактическая игра «Забавные бусинки».Бусы сделаны из подручного материала - старых счет. Покрашены акриловыми красками. Основа для бус.

Игра «Веселые бусинки»Игра «Веселые бусинки» Цель игры: развитие мелкой моторики рук. Задачи: 1. Закрепление знаний об основных цветах у детей младшего дошкольного возраста. 2. Развитие.

Игровое мероприятие по рисункам на асфальте «Разноцветные мелки» для дошкольников ДОУИгровое мероприятие по рисункам на асфальте «Разноцветные мелки» для дошкольников ДОУ 15 июня 2020 года для ребят МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво педагоги провели праздничное игровое мероприятие.

Конспект занятия «Бусинки большие и маленькие» в рамках дополнительного образованияКонспект занятия «Бусинки большие и маленькие» в рамках дополнительного образования Модель занятия по дополнительному образованию кружок «Раз ступенька, два ступенька…» Тема: «Бусинки большие и маленькие» Программное содержание:.

Проект для дошкольников 2–3 лет «Мы — маленькие артисты»Проект для дошкольников 2–3 лет «Мы — маленькие артисты» «Мы - маленькие артисты»Тип проекта: познавательно – творческий. Сроки реализации: краткосрочный проект (1 месяц). Участники проекта: дети,.

Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет)Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет) В последнее время я очень активно работаю по проектной деятельности. Мне кажется,что этот метод работы является очень эффективным в работе.

Проект «Разноцветные ладошки»Проект «Разноцветные ладошки» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию проект "Разноцветные ладошки" (паспорт педагогического проекта + презентация)Паспорт педагогического.

Проект «Здравствуй, музей» для дошкольниковПроект «Здравствуй, музей» для дошкольников проект «ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ!» Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Разноцветные бусинки» для дошкольников 3–4 лет
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 16:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД