Получи документы

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности»

Юлия Колпачева
Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности»

Вид проекта : информационно-творческий.

Тип проекта :

- по продолжительности: долгосрочный,

- по количеству участников: групповой.

Срок реализации проекта : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники проекта : дети 4-5 лет, родители, воспитатель.

Актуальность темы: мелкая моторика– это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают все большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребенка. В. А Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, тем точнее, тоньше, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [10, с. 130]. Ребенок, у которого этот уровень достаточно развит, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты познавательные процессы, связная речь. Соответственно, дети с речевыми нарушениями имеют проблемы с недоразвитием мелкой моторики. Дети с неразвитой мелкой моторикой имеют низкий уровень интеллектуальной готовности к школе. Именно поэтому очень важно как можно раньше начинать развивать мелкую моторику еще в раннем детстве.

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности“» размещена в разделах

Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют различные виды продуктивной деятельности : рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание.

Одной из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности. По рисунку можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика. Большую роль играет использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию.

Проблема: проработав ряд методической литературы, проведя обследование детей, нами выявлено, что у большинства детей группы недостаточный или близкий к достаточному уровень развития мелкой моторики рук.

Диагностика мелкой моторики у детей

(по М. М. Кольцовой и Н. И. Озерецкому)

Начало года

Недостаточный уровень 29%

Близкий к достаточному уровень 52%

Достаточный уровень 19%

Цель проекта : развитие мелкой моторики рук детей 4-5 лет при помощи нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Новизна: будет разработана программа кружка по изобразительной деятельности, целью которой является развитие мелкой моторики рук у детей 3-7 лет с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта :

(для детей)

• познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с родителями;

• формировать способность детей рисовать свободной рукой, подвижной кистью, устранить скованность движений;

• побуждать применять нетрадиционные техники (рисование пальчиками, ладошкой, печатанье листьями, пробками) в самостоятельной деятельности;

(для родителей)

• сформировать представления о развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;

• познакомить с играми и упражнениями, многообразием нетрадиционных техник рисования;

• предоставить практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.

(для педагогов)

• пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы;

• повысить компетентность педагогов по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников посредством нетрадиционных методов изобразительной деятельности;

• разработать программу кружка по изобразительной деятельности «Радуга красок»;

• представить опыт работы по теме проекта на итоговом педагогическом совете.

Формы и методы работы :

• Беседы;

• Восприятие художественной литературы;

• Рассматривание наглядно – иллюстративного материала;

• Игры (дидактические, настольно –печатные, на мелкую моторику, самомассаж и массаж пальцев рук и др.);

• Экскурсии (музей, школа искусств и др.);

• Наблюдения;

• Продуктивная деятельность;

• Выставки детских рисунков;

• Участие в конкурсах.

Ожидаемые результаты:

(для детей)

• дети знакомы с различными нетрадиционными техниками рисования;

• организовано совместное творчество с родителями;

• сформирована способность детей рисовать свободной рукой, подвижной кистью, устранена скованность движений;

• дети применяют нетрадиционные техники в самостоятельной деятельности;

(для родителей)

• сформированы представления родителей о развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;

• родители владеют определенным набором игр и упражнений на развитие мелкой моторики детей;

• знакомы с многообразием нетрадиционных техник рисования;

• получили практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.

(для педагогов)

• пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы;

• повышены компетентность по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников посредством нетрадиционных методов изобразительной деятельности;

• разработана программа кружка по изобразительной деятельности «Радуга красок».

• опыт работы по теме проекта представлен на итоговом педагогическом совете.

Структура проекта

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

сентябрь 2016г.

1. Изучение и анализ научно-исследовательской литературы, интернет – ресурсов.

2. Проведение диагностики.

3. Выявление проблемы, определение цели, задач проекта.

4. Разработка содержания проекта.

5. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

6. Составление программы кружка по нетрадиционному рисованию «Радуга красок».

7. Презентация программы кружка на установочном педагогическом совете.

Работа с родителями:

1. Изготовление буклетов – памяток: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности», «Развитие мелкой моторики у детей с помощью тестопластики».

2. Привлечение родителей к изготовлению инвентаря для рисования.

2 этап – основной

октябрь 2016г. - май 2017г.

Непосредственная работа с детьми по изобразительной деятельности :

Октябрь

1 неделя. Тема «Набежала тучка озорная». Тампонирование.

2 неделя. Тема «Мой любимый дождик». Рисование пальчиками.

3 неделя. Тема «Ежик». Рисование ладошкой.

4 неделя. Тема «Наряды для куклы Маши». Рисование пальчиками.

Ноябрь

1 неделя. Тема «Грибок». Рисование крупой.

2 неделя. Тема «Компот и варенье в баночках». Рисование пальчиками.

3 неделя. Тема «Веточка рябины». Рисование пальчиками

4 неделя. Тема «Звездное небо». Рисование пальчиками.

Декабрь

1 неделя. Тема «Клоун». Рисование методом тычка.

2 неделя. Тема «Елочка – красавица» (коллективная работа) Рисование ладошкой.

3 неделя. Тема «Белые медведи». Аппликация ватой.

4 неделя. Тема «Дед мороз». Рисование ладошкой

Январь

1 неделя. Тема «Дед мороз» (продолжение работы). Рисование пальчиками.

2 неделя. Тема «Снеговик». Рисование поролоновой губкой.

3 неделя. Тема «Зайка». Аппликация из ткани.

Февраль

1 неделя. Тема «Снежинка». Рисование крупой.

2 неделя. Тема «Рыбка, рыбка приплыви». Рисование солью.

3 неделя. Тема «Веселые осьминожки» (Коллективная работа). Рисования ладошками.

Март

1 неделя. Тема «Веточка мимозы». Рисование пальчиками.

2 неделя. Тема «Бусы для мамочки». Рисование пальчикам.

3 неделя. Тема «Петушок». Рисование ладошкой.

4 неделя. Тема «Цыпленок». Рисование методом тычка.

Апрель

1 неделя. Тема «Повисли с крыш сосульки». Рисование пальчиками.

2 неделя. Тема «Зонтики». Аппликация салфетками.

3 неделя. Тема «Пасха». Лепка из соленого теста.

4 неделя. Тема «Свистулька». Лепка из глины.

Май

1 неделя. Тема «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Рисование методом тычка.

2 неделя. Тема «Салют». Рисование методом тычка.

3 неделя. Тема «Овощи». Пластилинография.

4 неделя. Тема «Божья коровки на лужайки». Рисование пальчиками.

Работа с родителями:

1. Папка – передвижка «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

2. День открытых дверей для родителей: НОД «Рисование пеной для бритья».

3. Мастер – класс для родителей и детей 4-5 лет по рисованию солью.

4. Мастер класс для родителей и детей «Пластилиновая живопись из шприца»

5. Выставка рисунков в холле детского сада.

6. Выставка детских работ «Портрет мамы»

7. Индивидуальная консультация родителей по теме «Развитие мелкой моторики»

8. Выступление на родительском собрании с презентацией «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности».

3 этап – заключительный

май 2017г.

1. Проведение итоговой диагностики.

2. Подведение итогов проекта.

3. Презентация проекта «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности» на итоговом педагогическом совете.

Работа с родителями:

1. Выставка совместных работ детей и родителей «Лето – красное пришло» с помощью нетрадиционных методов рисования

2. Презентация проекта на итоговом родительском собрании.

Итог работы над проектом.

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Тренировка движений пальцев явилась стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия нетрадиционной изобразительной деятельностью позволили развить память и фантазию, повысили интерес детей к учебным мероприятиям.

При сравнении данных входной диагностики и заключительной четко прослеживается положительная динамика роста показателей, которые рассматриваются в данном диагностическом процессе. Результат представлен в таблице.

Диагностика мелкой моторики у детей (по М. М. Кольцовой и Н. И. Озерецкому)

Диагностика мелкой моторики у детей

(по М. М. Кольцовой и Н. И. Озерецкому)

Начало года

Недостаточный уровень 29%

Близкий к достаточному уровень 52%

Достаточный уровень 19%

Конец года

Недостаточный уровень 18%

Близкий к достаточному уровень 40%

Достаточный уровень 42%

Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: кисть детей приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезли скованность движений, поменялся нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.

Наряду с полученными результатами выявили качественную характеристику уровней выполнения заданий: дети испытывают удовлетворение и радость при выполнении заданий, владеют техническими и изобразительными навыками и умениями, проявляют самостоятельность, инициативу.

Родители получили практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук, знакомы с многообразием нетрадиционных техник рисования, что позволило организовать совместный творческий досуг дома.

Перспектива развития проекта :

1. На занятиях с детьми:

• Разнообразить и усложнить техники нетрадиционного рисования на занятиях;

• Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;

• Ввести ранее не используемый материал для рисования;

• Использовать занятия на улице;

• Принимать участие в различных районных и городских конкурсах.

2. В работе с родителями:

• Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы;

• Организовывать различные выставки завершённых работ родителей и работ, выполненных с детьми в домашних условиях.

3. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нетрадиционного рисования и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.

4. выступление на районном методическом объединении.

Список литературы:

1. Дубровская Н. В. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет. – СПб. : Детство-Пресс, 2010.

2. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.

3. Лыкова И. А. Я создаю поделки. – М. : ООО ТД «Мир книги», 2008. – 48 с.

4. Лыкова И. А. Цветные ладошки : Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. – М. : Цветной мир, 2017.

5. Лыкова И. А. Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки» в вопросах и ответах. – М. : Цветной мир, 2013.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. 2-я младшая группа: Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М. : Цветной мир, 2017.

7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М. : Цветной мир, 2016.

8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа: Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М. : Цветной мир, 2017.

9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа: Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М. : Цветной мир, 2015.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / Александрович. - 4-е изд. - Киев: Радянська школа, 1973. - 287с.

Прикреплённые файлы:

samobrazovanie-novoe_r934p.pptx | 18149,84 Кб
 
Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветовРазвитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности»
Опубликовано: 19 мая 2020 в 12:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД