Лучший педагог года

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Инна Котельникова
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Вид проекта : познавательный, творческий.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта :

Дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность:

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка

Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;

2. формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности

3. укрепление физического и психического здоровья детей;

4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;

5. повышение уровня речевого развития детей;

6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

7. воспитание и развитие художественного вкуса;

8. привлечь родителей к участию в реализации проекта.

I этап – подготовительный

1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.

4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.

5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.

II этап - практический

1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы :

- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей

в домашних условиях»

- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей

- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!»

3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия

4. Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.

III этап – заключительный

1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.

2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

3. Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта

4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов

рисования и аппликации.

Ожидаемые результаты:

- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;

- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;

- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;

- родители получат необходимые знания по данной теме;

- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;

- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями

- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Итог проекта :

Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует :

- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;

- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

- сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития : в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. А также использовала различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.

С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Центр развития мелкой моторики».

Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием психолога. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.

В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».

Планирование

1 неделя

Понедельник 15.02.

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

Игры с конструктором

Вторник 16.02.

Пальчиковая игра «Козочка»

Игры с мозаикой

Среда 17.02.

Пальчиковая игра «Мы варили суп»

"Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги".

Четверг 18.02.

Пальчиковая игра «Кораблик»

Работа с раскрасками - штриховка

Пятница 19.02.

Пальчиковая игра «Два веселых гуся»

Лепка из глины и пластилина

Суббота 20.02.

Пальчиковая игра «Банька»

Спрячь платочек

2 неделя

Среда 24.02.

Пальчиковая игра «Семья»

Ищем маленькие игрушки в миске с крышками

Четверг 25.02.

Пальчиковая игра «Ой мороз, мороз…»

Игры с прищепками

Пятница 26.02.

Пальчиковая игра «Апельсин»

Игра с клубочками

3 неделя

Понедельник 29.02.

Пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку…»

Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, и т. п

Вторник 01.03.

Пальчиковая игра «Пальчиковые загадки»

Собирание пазлов и разрезных картинок

Среда 02.03.

Пальчиковая игра «Дом»

Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)

Четверг 03.03.

Пальчиковая игра «Маланья»

«Бусы для мамы» нанизывание

Пятница 04.03.

Пальчиковая игра «Лакомка»

Рисование нетрадиционным методом

4 неделя

Среда 09.03.

Пальчиковая игра «Постираем белье»

Работа с пластилином

Четверг 10.03.

Пальчиковая игра «На постой»

Пальчиковая гимнастика- шнуровка

Пятница 11.03.

Пальчиковая игра «Снег, снег»

Массаж ладоней и пальцев рук

Конспект НОД. Тема «В гости к Лисичке».

Цель: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: - познавательные: закреплять представление о диких животных (медведь, лиса, заяц, еж, белка) - обучающие: учить соотносить слова стихотворения с движениями, имитировать игру на различных инструментах, подражать их звукам. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Продолжать учить правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться проведения линии карандашом не отрывая от бумаги, по середине дорожки.

-коррекционно-развивающие :развивать внимание, память детей, развивать мелкую моторику рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место. - воспитательные :формировать доброжелательное отношение детей к лесным животным, желание помогать им. Воспитание чувства коллективизма.

- игровые: совершенствовать умение использовать игры с мелкими предметами.

Материал:

Демонстрационный: мягкие игрушки, ёлки. Раздаточный: подносы, орешки, миски, корзинки, макароны, мелкие игрушки, разрезные картинки, карандаши, листочки с дорогой, конфеты.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются.

Воспитатель: Дети, посмотрите, куда мы с вами попали (стоят несколько елочек)

Дети: В лес!

Под ёлочкой сидит зайчик и плачет. Дети спрашивают, «Почему зайчик плачет?»

Зайчик: «У Лисички сегодня день рождения, я ей нёс подарки и потерял их. Что же мне теперь делать? Как я пойду без подарков?»

Воспитатель: «Дети давайте поможем зайчику найти подарки для лисички.»

На столе стоят миски с мелкими макаронами, в них спрятаны мелкие игрушки.

Дети находят игрушки и называют их:

- Я нашла куклу. И т. д.

Найденные игрушки отдают зайчику.

Воспитатель: Ребята! А вы хотите узнать, кто еще идет к Лисичке в гости на день рождения? Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Вместо шубки лишь иголки

Не страшны ему и волки,

Колкий шар не видно ножек

Звать его конечно ….(Ёжик)

Вот он Ёжик.

Ребята, а наш Ёжик очень любит играть. А вы хотите с ним поиграть?

Пальчиковая игра «Ёжик»

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто еще идет к Лисичке в гости. У меня есть картинки, где нарисован наш герой. Ой, посмотрите мои картинки разлетелись, вы поможете мне их собрать?

Дети подгруппами по 3 человека собирают разрезные картинки.

-Кто получился у вас на картинках? Правильно, Мишка.

В гости идет Мишка, но он заблудился и не знает по какой дорожке идти. Давайте поможем Мише найти дорогу. Для этого необходимо провести карандашом не отрывая от бумаги по -середине дорожки, прямо к Лисичке (на листе изображены три дорожки, необходимо выбрать дорожку от Мишки до Лисички).

Воспитатель: Ребята, каких зверюшек мы с вами уже встретили?

Дети: Зайца, Ёжика, Медведя.

Воспитатель:Где все они живут? Правильно в лесу, и называются?

Дети: - Дикие животные.

Воспитатель: А кого из диких животных мы еще с вами знаем? Я вам подскажу:

По деревьям ловко скачет

И в дупло орешки прячет?

Дети: Белочка.

Воспитатель: Белочка несет лисичке в подарок орешки. Тяжело ей нести орешков много, корзинки тяжелые. Давайте ей поможем.

Содержимое корзинок высыпается на 2 подноса. Дети делятся на 2 команды. По сигналу дети переносят орешки с подносов в корзинки.

Воспитатель: Собрались все зверята в гостях у лисички и стали веселится.

Предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах (воображаемых) и поплясать вместе со зверятами.

Речь с движениями «Я на скрипочке играю.»

Я на скрипочке играю

«Тили-ли, тили-ли»

Скачут звери на полянке

«Тили-ли, тили-ли»

на гармошке я играю «Ры-ры-ры»

Скачут звери на полянке

«Ры-ры-ры»

Я на дудочке играю «Ду-ду-ду»

Скачут звери на полянке

«Ду-ду-ду»

А теперь на барабане

«Бум-бум-бум, трам-там-там»

Все зверушки разбежались

по кустам, по кустам.

Воспитатель: Ребята вам понравилось играть и веселиться вместе со зверятами в гостях у Лисички?. Вы были сегодня такие умнички, помогли зверушкам придти к Лисичке на день рождения. Столько добрых дел сделали. А кто помнит, кому мы сегодня помогали (ответы детей). Лисичка очень вам благодарна, за помощь. Ей очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет вас угостить вкусными конфетами.

Картотека игр на развитие мелкой моторики :

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»

Цель: развивать мелкую моторику.

Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»

Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку»- разрезные картинки

Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в дырочку

Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»

Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т. д.

«Игры с бусинками»

Оборудование: бусины, ниточки.

Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Игры с конструктором»

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»

Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т. д.) или друг к другу.

"Игры с прищепками"

Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка,цветочка, елочки и т. п., к веревке, к ткани и т. д.

«Игры с бумагой и салфетками»

Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн»

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы.

«Спрячь платочек»

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то,.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования»Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования» Уважаемые коллеги и гости моей странички! Хочется поделится опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Проект «Ладушки-ладошки» Приложение 4 Проект «Ладушки-ладошки» Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Паспорт проекта Цель: развитие.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками» Проект: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками. Место проведения: первая.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с крупами «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Самообразование. «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».   Источники способностей и дарований детей - на.

Самообразование: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Самообразование воспитателя СОШ п. Верхнеказымский Шелудковой Натальи Александровны Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 18:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД