Папки-передвижки

Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность» (2 фото)

Котляр Виктория Юрьевна
Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №227 «Березка» общеразвивающего вида

(МБДОУ «Детский сад №227»)

Проект

«Развитие речи детей младшего возраста

через театрализованную деятельность»

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность“» размещена в разделах

Детство – особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов – создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Во время театрализованной деятельности дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, стимулируют активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.

Цель проекта : Разнообразить речевую практику детей раннего дошкольного возраста через разные виды театрализованной деятельности.

Задачи проекта :

1. Вовлечь детей в игровую ситуацию.

2. Расширить активный словарный запас.

3. Активизировать диалоговую речь детей, побуждать их к ответам.

4. Совершенствовать артикуляционный аппарат, работать над выразительностью речи.

5. Использовать элементы театрализованной деятельности в режимных моментах.

Реализация проекта и поставленных задач.

Работа с детьми раннего возраста по театрализованной деятельности начинается не с постановки целых сказок, инсценировок, а с большой подготовительной работы по выразительности речи, развития артикуляционного аппарата, вовлечения в игру дошкольников, проведение индивидуальных занятий с застенчивыми и замкнутыми детьми. Для этой части работы были подобраны различные пальчиковые гимнастики, дыхательные и речевые упражнения, с помощью которых у детей формируется правильная, четкая артикуляция и произношение, музыкально-ритмические разминки, музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Это помогает решить такие поставленные задачи проекта по работе с артикуляционным аппаратом, над выразительностью речи, по активизированию диалоговой речи детей, побуждая их к ответам репликами персонажей сказок и фразами из потешек, выстроенных на диалогической речи. (Приложение).

Дальше работа строится по вовлечению детей в игровую ситуацию с элементами театрализации, для этого поддерживается любое стремление детей сопровождать речью свои действия, включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и не речевыми (мимика, жесты, движения, позы). Были подобраны художественные произведения, подвижные игры, в которых дети изображали то, что повествуется в тексте, упор акцентирован на пластику и ритмику движений. (Приложение).

Постепенно театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты. Театрализацию можно использовать в образовательной деятельности либо как элемент, либо все занятие может быть выстроено в театрализованной форме. (Приложение).

Театрализацию можно использовать в утренней гимнастике, при умывании, одевании на прогулку. (Приложение).

Для решения задачи первичного освоения режиссерской театрализованной игры : настольного театра, театра игрушек, пальчикового театра начинается работа по освоению русских народных сказок по возрасту, русского фольклора: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные. Вначале происходит демонстрирование детям сказки, с использованием различных видов театра, неоднократно проговаривается текста произведений. После показа сказки идет совместная работа с детьми, обсуждение сказки, для того чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей.

Привлекаются дети для проигрывания отдельных фрагментов, отрывков из сказок, проводятся различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия.

По мере того, как дети овладевают содержанием произведений, их активность в играх возрастает. При повторных показах уже привлекаются дети в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используются маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми. Постепенно театрализованная игра переходит в самостоятельную деятельность, для этого детям предлагается театр для игры, предоставляются все атрибуты, игрушки, книжки со сказками. (Приложение).

Для качественного внедрения проекта должна быть правильно организована предметно-развивающая среда, поэтому совместно с родителями пополнили центр театрализации музыкальными инструментами, театром кукол по сказке «Колобок», создана большая ширма.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Вид проекта : долгосрочный.

Возраст детей : дети раннего возраста 2-3 лет.

Результаты:

Коллективное рассказывание произведений, как сказок, так пальчиковых гимнастик, стихотворений с элементами игры.

Желание детей участвовать в играх-драматизациях.

Желание играть с куклой игрушкой.

Умение общаться с партнером, выстраивая диалог, используя куклы настольного театра.

Привлечены родители для реализации проекта.

Дальнейшее развитие проекта :

Поскольку тема эта интересна как мне педагогу, так и детям, то работа по театрализованной деятельности будет продолжена с детьми во второй младшей группе. Планируется привлечь больше родителей, усложнить задачи проекта и поставить инсценировку, которую можно продемонстрировать родителям в конце учебного года. Планируется работа по оснащению предметно-развивающей среды (пополнение пальчиковым театром, костюмами, художественной литературой по возрасту детей).

Данный опыт работы основывается на принципах:

• от простого к сложному.

возрастная адресованность (доступность).

• наглядность.

• поощрение.

Предварительная работа:

• педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Приложение № 1);

• рассматривание иллюстраций к сказкам;

чтение сказок и знакомство с литературными произведениями: «Лиса и кувшин», «Крылатый, лохматый да масляный», «Вершки и корешки», «Заяц – хвастун», «Кто сказал «Мяу?», «Колобок», «Теремок» и т. п;

• знакомство с театральным искусством, с видами театра.

Обеспечение:

• дидактические игры;

• специальная методическая литература;

театр разного вида;

• бросовый материал для изготовления театра;

Предполагаемые результаты:

• Активизация словаря детей;

• Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;

Развитие диалогической и монологической форм речи;

• Речевое раскрепощение детей;

• Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• Совершенствование навыков общения детей в коллективе;

• Повышение общей культуры ребёнка;

• Раскрытие личности каждого ребёнка, его

творческого потенциала, способностей,

интересов.

Этапы проектной деятельности :

• подготовка атрибутов;

• организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;

• классификация театрализованных игр;

консультация на тему: “Развитие речи через театрализованную деятельность”

• разработка картотеки с учетом возрастных особенностей детей;

• создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;

• разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;

• подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования.

Основная часть

Практическая работа осуществляется по трё м направлениям:

• Предметно - развивающая среда;

• Дети;

• Взрослые.

Первое направление – формирование развивающей среды :

Создание театрального центра в группе, включающего в себя:

• ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

• Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).

• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров : би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, теневой театр и др.).

• Дидактические игры «Волшебный мешочек», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).

Второе направление – это работа с детьми:

В соответствии с разделами «Развиваем речь», «Играем вместе с детьми» программы «Радуга» я составила перспективный план занятий по «Театрализованной деятельности»(Приложение №1, картотеки «речевых игр» и «пальчиковых игр».

Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном центре разместила книги-раскладушки, книжки-малышки. Также поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.

Все это сразу привлекло внимание детей. Они с интересом и радостью шли в «книжный дом» : рассматривали иллюстрации, рассказывали полюбившиеся потешки, стихи, играли с фигурками из театра.

Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, улучшают двигательную координацию, помогают преодолевать скованность, повышают общий уровень мышления ребенка. В дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению.

Эту работу мы начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать вялые непослушные пальчики.

Не у всех детей движения пальцев получались сразу и правильно, но игровой подход, веселые слова помогали им освоить материал, трудности постепенно отходили, дети были довольны своими победами.

Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является «Театр пальчиков». Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогала в моей работе, где мы шли от простого к сложному.

Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка –левая», «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка», «Семья», «Пальчики в лесу», которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет», «Капустка», «Апельсин», «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках».

Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Три поросёнка» я показывала в разных вариантах театра : настольный – плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо. После неоднократного показа, бесед я предложила детям совместный показ сказок, на что они откликнулись с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

Особое место в играх-драматизациях я отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев, например, лисы: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки я показывала и проговаривала. Такая предварительная работа позволила детям накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев.

При работе с детьми использовались так же следующие методы:

• музыкально-ритмическая разминка;

• дыхательная и речевая гимнастика;

• литературно-художественная практика (связная речь);

• игры, минута шалости, физическая минутка;

театрализованная деятельность.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности

• продуктивное

сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета

• исполнительское (речевое, двигательное)

актёрские способности

• оформительское (декорации, костюмы и т. д.)

Музыкально-ритмическая разминка

включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения, которые:

1. развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);

2. развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.);

3. развивают воображение (способности к пластической импровизации).

Дыхательная и речевая гимнастика

Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).

Связная речь

В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя :

— просмотр спектаклей и беседы по ним;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

— игры-драматизации.

При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе и для показа на интерактивной доске)

Третье направление – взрослые:

Работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

• совместное посещение театров семьями;

• выставка театров разного вида; Организация работы по изготовлению

атрибутов и пособий;

• Создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;

• совместное выступление детей и их родителей.

Используемые источники:

1. Панникова Е. Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» М., 2008 г.

2. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004 г.

3. Методическое пособие «Развитие игровой активности дошкольников» М., ТЦ «Сфера» 2010г.

4. Шорохова О. А. «Речевое развитие ребенка : Анализ программ дошкольного образования» М., ТЦ «Сфера» 2009г.

5 Алябьева Е. А. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» М., 2004г.

6 Аруманова А. Г. «Истоки диалога» М., Мозаика – синтез 2005г.

7 Петрова Г. И. «Театральные игры в детском саду» М., 2000г.

8 Степанова О. А. «Развитие игровой деятельности» ТЦ «Сфера» М., 2009г.

9. Эльконин «Развитие речи в дошкольном возрасте»М., 1989г.

10. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада («Дошкольное воспитание» №9, 1999г.)

Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность»

[I

Фото «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность»
Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности.

Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Тема проекта: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Театр – средство эмоционально- эстетического.

Идея педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Авторская идея моей педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» воспитатель 1 категории МАДОУ д.

Фотоотчёт о педагогическом проекте в старшей группе «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»Фотоотчёт о педагогическом проекте в старшей группе «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» В этом учебном году наш детский сад выбрал развитие речи как одно из приоритетных направлений. В свою очередь, мы решили коммуникативные.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». Одним из методов.

Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Яковлева Надежда Петровна, воспитатель МАДОУ №29 «Сказка» Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». ТЕАТР Театр - и зрелище и школа для народа, Будить сердца людей - вот в чем.

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Лут Дарья Геннадьевна воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Колокольчик».

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Речь – одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открываются широкие возможности для общения.

Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность Развитие звуковой культуры речи у детей с ОВЗ через театральную деятельность. [/b] В нашем ДОУ над звуковой культурой речи детей мы работаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 07:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД