Получи документы

Проект «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр»

Кудрявцева Алена
Проект «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №65»

ПРОЕКТ

«Развитие речи дошкольников

посредством дидактических игр»

Автор – разработчик:

Воспитатель второй младшей группы

Кудрявцева Алена Олеговна

Саранск 2021-2022

Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Публикация «Проект „Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.

Актуальность: к началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов. Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.

Цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.

Задачи:

- обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

- активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;

- обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Тип проекта :

- по доминирующей в проекте деятельности : познавательный, игровой, исследовательский;

- по времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2016 г. – май 2017 г.).

Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Гипотеза: если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Этапы проекта :

I этап – проектирования : изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.

II этап – практический: введение в организованно-образовательную деятельность детей дидактических игр, консультации с родителями, создание картотеки и дидактического материала родителями совместно с детьми.

III этап – заключительный: презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речи.

Материалы: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Речевое развитие»

- развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;

- развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;

- формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;

- практическое овладение нормами речи;

- приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;

- развивать литературную речь

Образовательная область «Социализациально-коммуникативное развитие»

- развитие игровой деятельности;

- формировать умение оценивать работу товарища;

- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.

Образовательная область «Физическое развитие»

- развивать координацию речи с движением;

- формировать речевой выдох;

- развивать мелкую моторику рук.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;

- совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Литература

Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.

Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.

Краузе Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб. : Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.

Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.

Микляева Ю. В. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

ОБЗОР ПРОЕКТА

Формы организации совместной деятельности с детьми

№ Форма организации Сроки

1 Дидактические игры :

«Кто дольше?»

«Капитаны»

«Гардероб для куклы Маши»

«Найди все круглое»

«Кто, что ест?»

Сентябрь

2 Развитие речевого дыхания :

Игра «Пузырь»

Игра «Когда это бывает?»

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Игра «Пускание корабликов»

Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Октябрь

3 Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:

Игра «Кто дольше?»

Рассказ «Песня-песенка»

Игра «Кто внимательный?»

Сказка «Поспешили-насмешили»

Игра «Угадай, кто сказал»

Потешка «Курочка-Рябушечка»

Ноябрь

4 Дидактические игры :

«Назови одним словом»

«Четвёртый лишний»

«Отгадай предмет по названию его частей»

«Угадай игрушку»

Игры с Куклой:

«Искупаем куклу Марину»,

«Новая кукла»,

«День рождения куклы Алены»,

«Накормим куклу Марину»,

«Положим спать Куклу Марину»,

«Оденем на прогулку куклу Марину»,

«День рождения куклы Марины».

Декабрь

5 Дидактические игры :

«Кто больше увидит и назовёт»,

«Найди предмет по описанию»,

«Олины помощники»,

«Что изменилось?»

Лото «Времена года»

Домино: «Полезные машины»

Январь

6 Дидактические игры :

«Скажи какой?»

«Картинки-загадки»

«Прятки»

«Разбуди кота»

«Магазин»

«Кошкин дом»

Февраль

7 Дидактические игры :

«Садовник и цветы»

«Кто больше действий назовёт»

«Назови три слова»

«Почтальон принёс открытку»

«Разговор по телефону»

Март

8 Дидактические игры :

«Закончи предложение»

«Буратино-путешественник»

«Сорока»

«Козлята и волк»

«Один-много»

Апрель

9 Дидактические игры :

«Доскажи словечко»

«Угадай игрушку»

«Ласковые слова»

«Что деревянное, что резиновое»

«Далеко-близко»

Май

Формы организации совместной деятельности с родителями

Форма работы Сроки

Консультация «Игры дома для детей – как организовать домашний досуг для ребёнка?»

Консультация «Игра и её роль в развитии ребёнка»

Октябрь

Оформление родительского уголка «Волшебный мир игры»

Фотовыставка «Я и моя любимая игра»

Ноябрь

Фоторепортаж «Как мы играем дома»

Декабрь

Круглый стол «С ребёнком дома играем – речь развиваем»

Январь

Фоторепортаж «Как мы играем в детском саду»

Февраль

Изготовление дидактических игр

Март

Выставка и презентация дидактических игр, изготовленных родителями для детей.

Апрель-май

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №65»

ПРОЕКТ

«Развитие речи дошкольников

посредством дидактических игр»

Автор – разработчик:

Воспитатель второй младшей группы

Кудрявцева Алена Олеговна

Саранск 2021-2022

Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.

Актуальность: к началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов. Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.

Цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.

Задачи:

- обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

- активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;

- обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Тип проекта :

- по доминирующей в проекте деятельности : познавательный, игровой, исследовательский;

- по времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2016 г. – май 2017 г.).

Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Гипотеза: если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Этапы проекта :

I этап – проектирования : изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.

II этап – практический: введение в организованно-образовательную деятельность детей дидактических игр, консультации с родителями, создание картотеки и дидактического материала родителями совместно с детьми.

III этап – заключительный: презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речи.

Материалы: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Речевое развитие»

- развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;

- развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;

- формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;

- практическое овладение нормами речи;

- приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;

- развивать литературную речь

Образовательная область «Социализациально-коммуникативное развитие»

- развитие игровой деятельности;

- формировать умение оценивать работу товарища;

- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.

Образовательная область «Физическое развитие»

- развивать координацию речи с движением;

- формировать речевой выдох;

- развивать мелкую моторику рук.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;

- совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Литература

Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.

Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.

Краузе Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб. : Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.

Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.

Микляева Ю. В. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

ОБЗОР ПРОЕКТА

Формы организации совместной деятельности с детьми

№ Форма организации Сроки

1 Дидактические игры :

«Кто дольше?»

«Капитаны»

«Гардероб для куклы Маши»

«Найди все круглое»

«Кто, что ест?»

Сентябрь

2 Развитие речевого дыхания :

Игра «Пузырь»

Игра «Когда это бывает?»

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Игра «Пускание корабликов»

Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Октябрь

3 Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:

Игра «Кто дольше?»

Рассказ «Песня-песенка»

Игра «Кто внимательный?»

Сказка «Поспешили-насмешили»

Игра «Угадай, кто сказал»

Потешка «Курочка-Рябушечка»

Ноябрь

4 Дидактические игры :

«Назови одним словом»

«Четвёртый лишний»

«Отгадай предмет по названию его частей»

«Угадай игрушку»

Игры с Куклой:

«Искупаем куклу Марину»,

«Новая кукла»,

«День рождения куклы Алены»,

«Накормим куклу Марину»,

«Положим спать Куклу Марину»,

«Оденем на прогулку куклу Марину»,

«День рождения куклы Марины».

Декабрь

5 Дидактические игры :

«Кто больше увидит и назовёт»,

«Найди предмет по описанию»,

«Олины помощники»,

«Что изменилось?»

Лото «Времена года»

Домино: «Полезные машины»

Январь

6 Дидактические игры :

«Скажи какой?»

«Картинки-загадки»

«Прятки»

«Разбуди кота»

«Магазин»

«Кошкин дом»

Февраль

7 Дидактические игры :

«Садовник и цветы»

«Кто больше действий назовёт»

«Назови три слова»

«Почтальон принёс открытку»

«Разговор по телефону»

Март

8 Дидактические игры :

«Закончи предложение»

«Буратино-путешественник»

«Сорока»

«Козлята и волк»

«Один-много»

Апрель

9 Дидактические игры :

«Доскажи словечко»

«Угадай игрушку»

«Ласковые слова»

«Что деревянное, что резиновое»

«Далеко-близко»

Май

Формы организации совместной деятельности с родителями

Форма работы Сроки

Консультация «Игры дома для детей – как организовать домашний досуг для ребёнка?»

Консультация «Игра и её роль в развитии ребёнка»

Октябрь

Оформление родительского уголка «Волшебный мир игры»

Фотовыставка «Я и моя любимая игра»

Ноябрь

Фоторепортаж «Как мы играем дома»

Декабрь

Круглый стол «С ребёнком дома играем – речь развиваем»

Январь

Фоторепортаж «Как мы играем в детском саду»

Февраль

Изготовление дидактических игр

Март

Выставка и презентация дидактических игр, изготовленных родителями для детей.

Апрель-май

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр»
Опубликовано: 21 апреля 2022 в 19:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД