Эвелина Рогалева
Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность». II часть
▼ Скачать + Заказать документы
III. Характеристика дидактических игр с сенсорным содержанием, имеющиеся в группе.
Целью сенсорного воспитания через дидактические игры, является формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет.
На этой основе выделила такие задачи в группе:
Формирование у детей перцептивных действий
Формирование у детей систем сенсорных эталонов
Публикация «Проект „Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность“, II часть» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
В моей группе дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами (игрушками, природным материалом,
настольно-печатные
словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы, Играя с ними, мои воспитанники дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дошкольники знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Игры с предметами позволяют дошкольникам решать задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Овладевая новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Детям 2-3 лет дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети еще не могут находить едва заметные различия между предметами, к ним относятся шарики и кубики из дерева и пластика, разные по цвету и величине. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др.
В природном центре оформлены и используются игры с семенами, орехами, листочками, плодами, камешками, ракушками). Я использую фантазию и предлагаю детям игры:
«С какого дерева листочек»?",
Чьи эти детки?»
«Собери в корзиночки»
«Разложи по тарелочкам», и др.
Организация этих игр может происходить как в группе, так и на прогулке В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в игре "Магазин продуктов", водитель в игре "Дорога и пешеходы"
и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – это занимательное и интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам:
парные картинки,
лото,
домино,
пазлы.
Они различны и решают развивающие задачи
Подбор картинок по парам. Самое простое и последовательное задание в такой игре – это нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две корзинки, два карандаша, платочка, яблока и т. д., одинаковые по цвету, форме, величине и др.
Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два паровозика. Паровозики, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
В игре «Геометрическое лото» дети учатся сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. (Приложение №1)
Подбор картинок по общему признаку. В данных играх требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе?", «Кто, где живет?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, обитания, объединяют по одному признаку.
В группе есть игры на составление разрезных картинок и кубиков. Задача данных игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет
Я своей профессиональной деятельности часто использую игры : «Описание, с показом действий, движений».
В этих воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу.
Например, в игре. ("Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет".
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?".
Вторая группа, игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др.
В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает".
Условия для игр в моей группе такие:
- дидактические игры и игрушки располагаются так, что дети знают, где их можно взять;
-яркие, безопасные, легкие;
-доступны и мобильные;
- каждая игрушка имеет свое место — это приучает детей к порядку.
Заключение.
«Игра в дошкольном возрасте – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
С. Т. Шатский
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине)
В своей работе провела анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, определила эффективность влияния дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников раннего возраста и необходимость их использования. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.
Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста.
Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по использованию дидактических игр как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Литература
1. Александрян Э. А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе / Э. А. Александрян. Ереван: Айастан, 2012.-224 с.
2. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / H.A. Алексеев. Тюмень: ТГУ, 2006. - 216 с.
3. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М. : АПН РСФСР, 2010. - 486 с.
4. Ахтамьянова И. И. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности и проблема индивидуализации обучения / И. И. Ахтамьянова // Проблемы интеграции образования на пороге XIX века. Часть II. Бирск: Бирск. гос. пед. институт, 1999. - С. 12-14.
5. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия / В. А. Барабанщиков. М. : Наука, 2010. - 240 с.
6. Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре / Ф. Бартлет. М. : АПН РСФСР, 2009. - 144 с.
7. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. М. : Прогресс, 2009.-320 с.
8. Башмаков М. И. Индивидуальная образовательная программа средней школы / М. И. Башмаков // Школьные технологии. — 2010. № 4. - С. 17-23.
9. Безрукова B.C. О построении педагогического знания / B.C. Безрукова // Педагогика. 2007. - № 10. - С. 20-25.
10. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. В 2 ч. Ч. 2 / Д. А. Белухин. - М. : Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модель», 2007. 304 с.
Боголюбов В. И. Эволюция педагогических технологий / В. И. Боголюбов // Школьные технологии. 2008. - № 4. - С. 12-21.
11. Богуславская З. М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская //Доклады АПН РСФСР. 2011. - № 3. - С. 51-57.
12. Богуславская З. М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская // Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. A.B. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М. : Просвещение, 2009. - С. 190-253.
13. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. М., Просвещение, 2011. —207 с.
14. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божо-вич // Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Международная пед. академия, 2011. — С. 69-88.
15. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : Смысл, Эксмо, 2008. 512 с.
16. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-301 с.
17. Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер, К. В. Тарасова, Т. В. Лаврентьева и др. ; под ред. Л. А. Венгера. — М. : Педагогика, 2008. 256 с.
18. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон ; пер. с англ. ; общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. М. : Прогресс, 2008.-464 с.
19. Гизатуллина Д. Х. Формирование познавательных функций в раннем онтогенезе : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01. Л., 2012. - 222 с
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М. : ИНТОР, 2009. - 544 с.
20. Данилова В. В. Значение практических действий с совокупностями объектов для умственного развития детей полутора трех лет : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / В. В. Данилова. - Ленинград, 2013. - 322 с.
21. Декроли О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности с помощью игр / О. Декроли // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / ред. С. Ф. Егоров. М. : Академия, 2010. - С. 342-349.
22. Запорожец A.B. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве / A.B. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. -М. : Педагогика, 2009. С. 91-99.
23. Зинченко В. П. Становление и развитие перцептивных действий / В. П. Зинченко, Ван Чжи-цин, В. В. Тараканов // Вопросы психологии. 2012. - № 3. —1. C. 3-15.
24. Зинченко В. П. Восприятие как действие / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 2007. - № 1. - С. 17-24.
25. Зинченко В. П. Проблема генезиса восприятия / В. П. Зинченко // Восприятие и действие / под ред. A.B. Запорожца. М. : Просвещение, 2007. — С. 38-69.
26. Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М. : Тривола, 2009. - 304 с.
27. Ильин A.B. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста : дис.. канд. психол. наук : 19.00.13 / A.B. Ильин. М., 2009. -172 с.
28. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп ; пер. с нем. -М. : Педагогика, 2011. 240 с.
29. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка) / М. М. Кольцова. М. : Педагогика, 2013. — 144 с.
30. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики / М. Монтес-сори ; пер. с итал. С. Ф. Займовского. — М. : ACT Астрель, 2009. 272
Специальные источники
1. Особенности усвоения сенсорных эталонов у детей.
webkursovik.ru›kartgotrab.asp?id=85505
2. Реферат "Дидактическая игра как средство сенсорного. "
infourok.ru›…igra-kak…sensornogo…detey…512849.html
3. Дидактическая игра как средство сенсорного развития.
diplomba.ru›work/100966
4. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
skachate.ru›voennoe/59260/index.html
5. Статья (младшая группа) на тему: Сенсорное развитие.
nsportal.ru›Воспитательная работа›…-vozrasta-v-usloviyah