Получи документы

Проект «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников»

Нина Ушакова
Проект «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников»

Актуальность

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Публикация «Проект „Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников“» размещена в разделах

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.

Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».

Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, я использую разные техники нетрадиционного рисования.

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;

- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;

- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.

Гипотеза – творческие способности и гармонизация психоэмоционального состояния детей будут эффективны при условии систематического использования нетрадиционных техник рисования.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- анкетирование и беседа с родителями.

При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:

- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;

- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом);

- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.

Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.

Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

Ожидаемый результат:

- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в четыре этапа.

План реализации образовательного проекта

Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки

I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный) :

Подготовительные мероприятия 1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-6 лет.

4. Разработка перспективного плана работы.

5. Проведение диагностики творческих способностей детей

6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий) :

1 блок – работа с детьми

Рисование ладошкой

«Солнышко»

«Лебеди»

«Чайник»

«Осьминожки»

«Петушок»

Рисование пальчиками

«Грибочки»

«Жирафик»

«Елочка нарядная»

«Бусики»

Рисование песком

«Бабочка»

«Осьминожки»

«Узоры на стекле»

«Елочка»

«Рыбки плавают в воде»

Кляксография

«Осьминожки»

«Чудо дерево»

Рисование клубком ниток -учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток;

- упражнять в технике печатания ладошкой;

- закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, умение дополнять изображение деталями;

- развивать цветовосприятие.

– обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем;

– воспитание тактильных и термических чувств через специальные упражнения;

– воспитание эстетического вкуса;

– обучение мастерству композиции;

развитие творчества и воображения.

- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства- рисование песком;

-поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей

- Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности.

- Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

- Воспитывать интерес к данному виду рисования

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования. Познакомить с новым необычным изобразительным материалом (нитками). Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук, фантазию детей. 2 год работы по проекту

(средний дошкольный возраст)

3 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

2 блок – работа с родителями

1. Предварительная работа

2. Повышение педагогической культуры родителей

3. «Успехи детей»

4. «Наши игры»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей и гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы рисования

Показ достижений детей в области ИЗО

Демонстрация дидактического оборудования и нетрадиционных материалов

Анкетирование,

беседы

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

Экскурсии в изостудию.

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2. Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы Доклады,

презентации

Доклады, «Мастер-класс» В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1. Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосеще-ния,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный) :

1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня творческих способностей детей 4-6 лет.

4. Разработка диагностического инструментария к материалу.

5. Разработка перспективного плана работы.

6. Проведение диагностики развития детей.

7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – рабочий (внедренческий) :

1. Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния.

2. Развитие у детей памяти, внимания, воображения, самостоятельности.

3 этап – коррекционный:

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – обобщающий:

1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

3. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материалов к печати.

4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Участники проекта : дети дошкольного возраста 4-6 лет.

Результат – при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:

- у детей развивается уверенность в своих силах;

- непосредственно образовательная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования способствует снятию детских страхов;

- дети более свободно выражают свой замысел, проявляют инициативу;

- у детей стала более развита мелкая моторика рук, развито творческое воображение;

- у детей воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Список литературы

1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

2. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : 1967г.

4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.

7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарё нность: что это?”.

8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарё нность: что это?”.

10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.

11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 2007

12. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

13. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

14. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.

15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

16. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

17. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

18. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.

19. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.

20. Система эстетического воспитания в детском саду. / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962.

21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

22. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.

23. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.

24. Эстетическое воспитание в детском саду. / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.

Публикации по теме:

Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников»
Опубликовано: 20 мая 2013 в 19:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД