Приложение МААМ

Проект «Мы живем на Южном Урале!» для детей 6–7 лет

Ольга Глинина
Проект «Мы живем на Южном Урале!» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Проект (реализованный)

«Мы живем на Южном Урале

Возраст детей : 6 – 7 лет

(в рамках реализации парциальной программы

«Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е. С.)

Содержание

2. Краткая аннотация проекта…3

3. Цель и задачи проекта….4

4. Обоснование необходимости проекта …. 4

5. Основное содержание проекта…. 6

6. Ресурсы…6

7. Партнеры….7

8. Целевая аудитория…. 7

9. План реализации проекта….8

Публикация «Проект „Мы живем на Южном Урале!“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

10. Предполагаемые продукты, результаты проекта….10

11. Возможные риски…13

12. Перспективы дальнейшего развития…13

13. Используемая литература…. 15

Актуальность темы

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э. К. Суслова

2. Аннотация

Для выполнения второй годовой задачи ДОУ «Создать условия для внедрения парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» под редакцией Е. С. Бабуновой» был реализован коллективный проект «Мы живем на Южном Урале с детьми подготовительной группы.

Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей, творческих способностей.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. На территории Челябинской области проживают более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы. Что-бы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, люди должны знать историю, культуру, обычаи, традиции своего и других народов, живущих на Южном Урале.

Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Маленький татарин, башкир, русский и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал.

3. Цель и задачи проекта

Цели проекта.

- Знакомить детей с культурой народов Южного Урала.

- Формировать нравственно-патриотические чувства и толерантность к людям других национальностей.

Задачи проекта.

• Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре (пословицы).

• Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала.

• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.

• Приобщать детей к играм народов Южного Урала.

• Знакомить с музыкальным творчеством (песни, танцы, музыкальные инструменты) башкир и татар.

• Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

4. Обоснование необходимости проекта

Реализация программы «Наш дом – Южный Урал» раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства. Включает в себя описание средств народной педагогики, их воспитания возможностей и методических рекомендаций по использованию этих средств в образовательных организациях в качестве части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.

• Направление проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

• Работа над проектом носит комплексный характер и заключается в интеграции образовательных областей и парциальной программы «Наш Дом – Южный Урал», приобщению детей к традициям и культуре народов Южного Урала.

• На этой основе и формируется любовь и интерес детей к родному краю, к эстетической стороне окружающей действительности, к предметам произведения искусства.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.

Игровая деятельность: театрализация народных сказок – совместное творчество детей и воспитателей.

• Социально – нравственное воспитание: знакомство с традициями народов Южного Урала.

Речевое развитие: знакомство с фольклором русских, татар, башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).

Ознакомление с окружающим миром: формирование представлений о планете Земля, какие народы живут на Земле, чем они похожи и чем отличаются.

Художественная литература: знакомство с поэзией народов Урала; чтение сказок разных народов.

Изобразительная деятельность: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Музыка: знакомство с народными песнями, танцами. народными праздниками.

Физическое развитие: знакомство с народными играми.

5. Основное содержание проекта

Вид проекта : коллективный проект.

Срок реализации: краткосрочный одна неделя (17.10 – 21.10.2016 г.)

Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Идея проекта.

Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях.

6. Ресурсы

Материально-технические:

- мультимедийный центр;

- музыкальный центр;

- аудио и фотоматериалы;

- библиотечный фонд;

- картотека подвижных игр.

Кадровые:

- старший воспитатель;

- инструктор по физической культуре;

- музыкальный руководитель;

- воспитатели.

Нормативно-правовые:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г. ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17октября 2013 г. № 1155);

- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).

Средства реализации проекта :

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- народные праздники, обряды, традиции;

- игра, народная игрушка и национальная кукла.

7. Партнё ры:

- МБУК «Музейно-краеведческий центр»;

- Кусинская Центральная районная библиотека.

8. Целевая аудитория

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители (законные представители) детей подготовительной к школе группы.

9. План реализации проекта

Проект рассчитан на 1 неделю и включает 3 этапа:

1. Подготовительный этап (организационный) – 17.10.2016 г.

2. Основной этап (реализация проекта) – 18.10 – 20.10.2016 г.

3. Завершающий этап (презентация) – 21.10.2016 г.

I.Подготовительный 17.10. 2016 г.

Определение путей, методов и средств реализации проекта.

1. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта.

2. Разработка планов-конспектов педагогических мероприятий.

3. Подготовка материала для реализации проекта :

- подбор методической, художественной литературы;

- поисковая работа для презентации;

- подготовка атрибутов для продуктивной деятельности;

- подбор музыкального сопровождения;

- подбор демонстрационного материала (моделей, игрушек, атрибутов для творческой, познавательной деятельности);

- подготовка дидактических игр, пособий;

- обогащение предметно-развивающей среды.

18.10–20.10.2016 г.

II. Основной

Реализация проекта

1. Совместное создание эстетической среды в группе.

- Подборка иллюстраций, открыток о крае, Башкирии, Татарстане, России.

- Организация выставки в группе «Культура народов родного края».

2. Беседа по теме: «Жилище и предметы народного быта семьи».

- «Русская крестьянская изба»; «Башкирская юрта».

- «Башкирская деревянная изба».

- «Предметы башкирского народного быта».

3. Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование на тему «Башкирское жилище (юрта)», «Кукла в национальном костюме».

- Аппликация «Тюбетейка».

4. Музыка:

- Прослушивание башкирских и татарских народных мелодий «Мой Урал», «Апипа».

5. Физическая культура:

- Разучивание подвижных народных игр «Юрта», «Липкие пеньки», «Продай горшок», «Серый волк».

Вторник 18.10.2016 г.

1. Развитие речи:

- Чтение легенды «Происхождение башкир».

- Презентация «Знакомство с татарской и башкирской национальной одеждой».

- Дидактическая игра «Башкирская национальная одежда».

Цель: закрепить знания детей о башкирской и татарской национальной одежде, напомнить, что особенности костюма, одежды зависит от места жительства, деятельности и уклада жизни народа, вспомнить, почему так много украшений в женской одежде. Развивать интерес к национальной одежде.

2. Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме».

Цель: продолжать учить рисовать элементы башкирского и татарского орнамента и располагать их согласно композиции, закрепляя полученные навыки, способствовать развитию интереса; развивать творчество, фантазию.

3. Физическое развитие:

- Разучивание башкирских и татарских подвижных народных игр «Медный пень», «Юрта», «Липкие пеньки», «Серый волк».

Цель: приобщать к культуре башкирского и татарского наро-да, желание играть в народные игры.

Среда 19.10.2016г.

1. Развитие речи:

- Разучивание с детьми приветственных фраз на татарском и башкирском языках.

- Знакомство детей с природой, почвой и растительностью Южного Урала, народными приметами о природе.

- Лекарственные растения Челябинской области.

- Полезные ископаемые Челябинской области.

2. Художественно-эстетическое развитие: - Аппликация «Тюбетейка».

Цель: украшать элементами башкирского орнамента тюбетейку, используя разные приёмы вырезания, продолжать учить силуэтному вырезанию, развивать выносливость руки, наблюдательность, чувство цвета, продолжать воспитывать уважение к труду мастеров народного искусства.

3. Музыка:

- Разучивание башкирского народного танца «Любизар».

- Слушание записей башкирских и татарских народных инструментов.

- Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инстру-мент»

Цель: способствовать развитию умения по внешнему виду и по звучанию определять и различать музыкальные инструменты разных народов; развивать зрительную и слуховую память; воспитывать интерес к культуре разных народов.

Четверг 20.10.2016г.

1. Консультация для родителей

«Обычаи и праздники татарского и башкирского народа».

2. Развитие речи

- знакомство детей с башкирскими, русскими и татарскими народными праздниками: «Масленица», «Пасха», «Троица», «Курбан-байрам», «Сабантуй».

- Подбор русских, башкирских и татарских пословиц о труде, работе, семье, гостеприимстве.

3. Художественно-эстетическое развитие.

- Разучивание и пение приветственной песни «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

- Повторение и закрепление элементов башкирского народного танца «Любизар».

4. Физическое развитие:

- Досуг «Игры народов нашей страны»

Цель: продолжать приобщать к культуре башкирского и татарского народа, желание играть в народные игры.

Пятница 21.10.2016г.

III. Завершающий

Презентация итоговых результатов

- Итоговое развлечение «Культура Башкирии».

Цель: обобщить знания детей о башкирской и татарской культуре.

- Презентация «Южный Урал – мой край родной.

- Выставка детского творчества на тему: «Культура Южного Урала.

10. Ожидаемые результаты

• установление партнерских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания;

• проявление познавательной и творческой активности детей;

• стремление использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;

• повышение интереса детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала;

• развитие у детей толерантности и интереса к национальным традициям.

Результаты-продукты:

1. Выставка и альбом детских рисунков и поделок «Культура Южно-го Урала.

2. Презентация «Знакомство с татарской и башкирской национальной одеждой».

3. Конспекты педагогических мероприятий:

- Конспект-беседа «Жилище и предметы быта башкирского народа».

- НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Головной убор - Тюбетейка».

- НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) «Музыкальная культура Башкирии».

- Досуг по физическому развитию «Игры народов нашей страны».

- Развлечение «Культура Башкирии».

4. Педагогическая копилка (картотека) :

- «Башкирские музыкальные инструменты», «Башкирские и татарские детские народные игры», «Башкирские и татарские национальные костюмы», «Башкирское и татарское жилище и его внутреннее убранство»;

- пословицы, поговорки и загадки.

5. Лэпбокс «Юрта».

6. Публикация:

- общественно-политическая газета КМР «Жизнь района»

статья «Урал – наш дружный дом

Диаграмма мониторинга реализации проекта

«Мы живем на Южном Урале.

В диагностической оценке участвовала группа детей (23 ребенка).

I этап:

Низкий уровень – 18 детей (78%)

Средний уровень – 5 детей (22%)

Высокий уровень – 0 детей (0%)

III этап:

Низкий уровень – 0 детей (0%)

Средний уровень – 16 детей (70%)

Высокий уровень – 7 детей (30%)

В результате проведенной диагностической работы было выяснено, что в ходе реализации проекта «Мы живём на Южном Урале у детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) улучшились показатели развития кругозора, формирования познавательной активности, нравственных ценностей, творческих способностей. Видна положительная динамика освоения содержания проекта : высокий уровень на 30% (7 детей); средний уровень на 48 % (11 детей); низкий уровень отсутствует.

Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии организации взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников.

11. Возможные риски проекта :

Недостаточное количество атрибутов для реализации данного проекта.

Незнание элементов фольклора народов Южного Урала (костюмы, жилище, обычаи).

Нежелание детей участвовать в национальных играх и танцах.

Пути преодоления:

• Обогащение предметами национальных костюмов в костюмерной ДОУ.

• Знакомство детей с народами Южного Урала (беседа, занятия, презентация, развлечение, консультация для родителей).

• Развитие интереса и вовлечение детей в национальные игры и танцы:

- просмотр видеофайла «Танец «Любизар», «Соло на курае», слушание пьесы «Апипа»;

- демонстрация атрибутов национальных танцев и игр (тюбетейки, платки, шакирка и т. д.).

Проект реален, не требует особых финансовых затрат.

12. Перспективы развития проекта

- распространение информации о проекте : трансляция www.educontest.net https://nsportal.ru

- Базовая площадка ДОО: сообщение: «Формирование любви к родному краю через декоративно-прикладное искусство народов Урала».

Данный проект будет полезен :

• в воспитании активности и самостоятельности детей;

• в формировании умения правильно оценивать окружающих и самих себя;

• в формировании партнерских отношений между взрослыми и детьми;

• воспитателям в работе с детьми старшего возраста с целью приобщения детей к народной культуре;

• в организации образовательного взаимодействия с родителями в рамках проектной деятельности;

• в расширении программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе;

• участие детей старших дошкольных групп в праздники досугах «День матери», «День России», «День Победы», «День народного единства»;

• обогащение атрибутами мини-музея ДОУ «Русская горница».

13. Список литературы.

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. Бабунова Е., Багаутдинова С., Едакова И. Наш дом-Южный Урал : программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС,2014. – 255 с.

3. Детские подвижные игры народов России: Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989. – 230 с.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 192 с. : цв. вкл.

5. Фёдорова, Е. М. Наш дружный дом: Культура народов России / Е. М. Фёдорова, З. Н. Рахимзянова, С. А. Фёдорова // Музыкальный руководитель.

Публикации по теме:

Конспект НОД в группе коррекционной направленности для детей 6–7 лет «Мы живем в России» Конспект НОД в группе №7 коррекционной направленности для детей 6-7 лет Программные задачи: • систематизировать знания детей о России и.

Комплексное занятие по реализации НРК для детей 6–7 лет с ЗПР «В нашем округе большом очень дружно мы живем» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и эмоциональной сферы для детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

Методическое пособие по программе «Наш дом-Южный Урал». Средняя группа. Папка-передвижка «Все о Южном Урале»Методическое пособие по программе «Наш дом-Южный Урал». Средняя группа. Папка-передвижка «Все о Южном Урале» В нашем детском саду был проведен смотр-конкурс на тему "Наш дом-Южный Урал".Наша группа представила на конкурс папку-передвижку "Все о.

Педагогический проект «Город, в котором мы живем»Педагогический проект «Город, в котором мы живем» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №65 Выборгского района города Санкт-Петербурга Педагогический.

План-проект «Осень» для детей 6–7 лет План- проект"Осень" для детей 6-7 лет. 1. Цель: Формировать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира (осени).

Проект для детей 5–7 лет «Мы творим прекрасное» Руководитель проекта: воспитатель Ярочкина В. В. Участники проекта: воспитанники старшей- подготовительной группы. Вид проекта: творческо.

Проект для детей подготовительной группы «Мама — ты самая лучшая на свете!» (возраст детей 6–7 лет) МАДОУ №310 город Ростов-на-Дону Автор: воспитатель Василенко Оксана Муратовна,Гаврилова Елена Ивановна. Проект для детей подготовительной.

Проект «Мы знакомимся с природой!» для детей 3–4 лет Проект «Мы знакомимся с природой!» Тип проекта: познавательно-исследовательский Вид проекта: долгосрочный, коллективный Возраст детей: 3.

Проект «Правила поведения детей в детском саду и в группе» для детей 3–4 лет Название проекта: «Правила поведения детей в детском саду и в группе».[/b][/i] Тематическое поле: Проблема, сформулированная детьми и.

Проект «Вежливые слова» для детей 3–4 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №92» Проект «Вежливые слова» для воспитанников.

Автор публикации:
Проект «Мы живем на Южном Урале!» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 9 мая 2017 в 22:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мы живем на Южном Урале!» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Глинина (УИ 411079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД