Наталья Корытко
Проект «Рисуем, играя» для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Полное наименование проекта «Рисуем играя»
Разработчик проекта Корытко Наталья Михайловна, воспитатель
Публикация «Проект „Рисуем, играя“ для детей младшего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Фамилия, имя, отчество, должность руководителя проекта Скляренко Галина Николаевна,
старший воспитатель
Цель проекта Повысить интерес к художественно - творческой деятельности.
Задачи проекта Для детей :
1. Учить детей способам нетрадиционной техники рисования.
2. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослыми.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Для родителей:
1. Привлечь родителей к оформлению
предметно-развивающей среды «центра искусства» (оснащение нетрадиционным материалом для рисования).
2. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Прогнозируемые результаты проекта Для детей :
1. Повышение интереса детей к художественно-творческой деятельности.
2. Проявление активности в совместной творческой деятельности со взрослым и самостоятельной деятельности.
3. Обогащение речи детей.
Для родителей:
1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
2. Повышение педагогической культуры родителей по проблеме художественное творчество детей в младшем возрасте.
Продукт деятельности:
1. Выставка рисунков «Разноцветные огоньки»
2. Выставка рисунков «Ёлочки для зайчат»
3. Выставка рисунков «Зимушка – зима» размещение рисунков на сайте.
4. Конспекты непосредственно образовательной деятельности;
5. Картотека пальчиковых игр: Кружок – «Весёлые пальчики»;
6. Консультация для родителей «Цветные фантазии или как влияют цвета на поведение детей»;
7. Памятка «Развитие художественного творчества у младших дошкольников»;
8. Детско-родительская гостиная «Волшебные пальчики».
Участники
Дети младшего возраста и их родители.
Сроки реализации I этап - с 16.01.2013г. по 18.01.2013 г.
Подготовительный:
1. Изучение литературы по теме.
2. Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
3. Составление тематического плана.
4. Подготовка оборудования и материалов.
5. Оснащение предметно-развивающей среды.
6. Изготовление трафаретов для рисования.
7. Составление информационного листа для родителей.
II этап - с 21.01.2013. по 25.01.2013 г.
Организационный:
Чтение художественной литературы, наблюдения,
рассматривание иллюстраций, непосредственно образовательная деятельность, пальчиковая гимнастика, совместное творчество взрослого и ребёнка, игровые ситуации, дидактические игры, подвижные игры.
III этап - с 28.01.2013г. по 29.01.2013 г.
Завершающий:
Систематизация наработанного материала (конспекты, игры, выставка детских рисунков, детская продуктивная деятельность).
IV этап - с 30.01.2013г. по 31.01.2013 г.
Презентационный:
- семейный клуб: Навстречу друг другу «Волшебные пальчики»;
- выставка рисунков с нетрадиционной техникой рисования;
- размещение рисунков на Всероссийском конкурсе.
Раздел 2
2.1 Актуальность
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя. С радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно – творческая деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что - то красивое, необычное. Художественно-творческая деятельность приносит много радости дошкольникам. Проблема заключается в том, что как правило, в детских дошкольных учреждениях она чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Современные Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования раскрывают содержание образовательной области «Художественное творчество», которое направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, художественный труд) и развитие детского творчества.
Отечественные педагоги, занимающиеся изучением проблемы развития художественного творчества и способностей детей (Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. Б. Косминская, Н. П. Костерин, Н. Б. Халезова, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияют на развитие способностей к творчеству.
Создавая изображение, ребенок осмысливает качество изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке.
Художественная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами создания изображений. Результатом художественно-творческой деятельности становится выра-зительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно пользоваться различными изобразительными материалами, рисованию, знакомить с нетрадиционными художественными техниками. Под техникой рисунка следует понимать владение материалами и инструментами, способы их использования с целью изображения и художественного выражения.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, развивающих мелкую моторику рук. Это обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более высокий качественный уровень. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся наблюдать, воспринимать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Поэтому важным оказывается широкое включение детей в педагогический процесс, обогащение их жизни разнообразными занятиями художественно-творческой и игровой деятельностью, создание обстановки эмоционального благополучия, наполнение досуга интересным содержанием, предоставление каждому ребенку возможности пережить радость творчества.
Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта «Рисуем играя!», направленный на повышение интереса дошкольника к художественно-творческой деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисований в совместной игре со взрослым.
Идея технологии направленной на развитие продуктивной деятельности младшего дошкольника, заключается в использовании нетрадиционных техник рисования в совместной игровой художественно-творческой деятельности со взрослым.
2.2 Цели и задачи проекта
Цель: Повысить интерес к художественно - творческой деятельности.
Задачи:
Для детей :
1. Учить способам нетрадиционной техники рисования.
2. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослыми.
3. Формировать интерес к совместной с взрослыми и сверстниками деятельности.
4. Формировать сенсорный опыт.
5. Развитие мелкой моторики рук.
Для родителей:
1. Привлечь родителей к оформлению предметно-развивающей среды центра искусства (оснащение нетрадиционным материалом для рисования).
2. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Гипотезой проекта является предположение о том, что использование нетрадиционных техник рисования в совместной игровой и продуктивной деятельности будет способствовать:
2.3 Ожидаемые результаты
Для детей :
1. Повышение интереса детей к художественно-творческой деятельности.
2. Проявление активности в совместной творческой деятельности со взрослым и самостоятельной деятельности.
3. Обогащение речи детей.
Для родителей:
1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
2. Повышение педагогической культуры родителей по проблеме художественное творчество детей в младшем возрасте.
Продукт деятельности:
1. Выставка рисунков «Разноцветные огоньки»
2. Выставка рисунков «Ёлочки для зайчат»
3. Выставка рисунков «Зимушка – зима» размещение рисунков на сайте.
4. Конспекты непосредственно образовательной деятельности
5. Картотека пальчиковых игр: Кружок – «Весёлые пальчики»
6. Консультация для родителей «Цветные фантазии или как влияют цвета на поведение детей»
7. Памятка «Развитие художественного творчества у младших дошкольников»
8. Конспект детско - родительская гостиная: «Волшебные пальчики»
2.4 Принципы
В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства
предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов художественно-творческой деятельности.
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
Раздел 3
3.1 Механизм реализации
Перспективный план реализации проекта
I этап – подготовительный с 16.01.2013г. – 18.01.2013г.
Деятельность
педагога Деятельность детей Деятельность
родителей
1. Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).
2. Изучение литературы по теме.
3. Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
4. Составление перспективного, тематического плана.
5. Подготовка оборудования и материалов.
6. Оснащение предметно-развивающей среды.
7. Изготовление трафаретов для рисования.
8. Составление информационного листа для родителей. Педагогические наблюдения сформированности умений и навыков у младших дошкольников.
Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме. Анкетирование: «Любит ли ваш ребёнок рисовать?»
II этап – организационный с 21.01.2013г. по 25.01.2013 г.
Деятельность
педагога Деятельность детей Деятельность
родителей
1. Организация знакомства детей с новыми способами рисования
2. Чтение художественной литературы
3. Наблюдения
4. Рассматривание иллюстраций
5. Непосредственно образовательная деятельность
6. Пальчиковая гимнастика
7. Совместное творчество взрослого и ребёнка. Участие детей в совместной игровой, практической деятельности. 1. Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды центра искусства (оснащение нетрадиционным материалом для рисования)
2. Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом на тему: «Волшебные пальчики».
III этап – завершающий с 28.01. 2013 по 29.01.2013 г.
Деятельность
педагога Деятельность детей Деятельность
родителей
1. Систематизация практического материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность). Завершающий:
1. Педагогические наблюдения сформированности умений и навыков у дошкольников.
2. Оформление результатов педагогического наблюдения. 1. Отзывы родителей
2. Участие в выставке совместных поделок
на тему:
«Волшебные краски».
VI этап - презентационный с 30.01.2013 по 31.01.2013 г.
Деятельность
педагога Деятельность детей Деятельность
родителей
1. Выставка рисунков «Разноцветные огоньки»
2. Выставка рисунков «Ёлочки для зайчат»
3. Выставка рисунков «Зимушка – зима» размещение рисунков на сайте.
4. Картотека пальчиковых игр: Кружок – «Весёлые пальчики»
5. Подготовка и организация презентации. Участие в игровой программе клуба конкурсе рисунков. Участие в семейном клубе Навстречу друг другу.
Участие в выставке работ.
3.2 План реализации проекта
Тематическое планирование
по теме недели: «У кого какие шубки»
Деятельность Название
тема Программные задачи
Коммуникативная деятельность +
Продуктивная деятельность 1. «Цветные струйки»
2. «Разноцветные огоньки»
3. «Ёлочки для зайчат»
4. «Зимушка – зима»
5. «Зайчик в беде» 1. Учить новой технике рисования с помощью пластиковой бутылки.
2. Учить новой технике рисования – пальцем.
3. Учить новой технике рисования – ватной палочкой.
4. Учить новой технике рисования – трафарет.
5. Учить новой технике рисования - поролон.
Художественное творчество
1.«Зайкина шубка»
2.«Лисичка» Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого рисования.
Игры для детей
Физминутки
«Я катаюсь на коньках», «Шубка - шубейка»,
«Красота – красота» Развивать активность
детей в процессе двигательной деятельности.
Подвижные игры «Найди и надень валенки»,
«Кто быстрее оденется», «Кто быстрее обуется»
«Найди свой домик», Развивать активность
детей в процессе двигательной деятельности.
Дидактические
игры
«Поучим зверюшек застёгивать пуговицы»,
«Шнуровка»,
«Оденем куклу на прогулку»,
«Спрячь мышку», «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном» и т. п. Развивать мелкую и крупную моторику рук детей в процессе двигательной деятельности.
Упражнять в одевании и раздевании в определённой последовательности, умение застёгивать пуговицы.
Совершенствовать умение развешивать одежду на стуле перед сном.
Учить узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
Пальчиковые игры
«Зайка»,
«Сидит белка на тележке»,
«Вот идут два малыша». Развивать речевую
активность детей в процессе
двигательной деятельности пальцев и кистей рук.
Планирование деятельности по образовательным областям
Образовательные области: Совместная деятельность взрослого и ребё нка:
Коммуникация 1. Ситуативный разговор: «Зачем зайцу белая шубка»
Учить детей отвечать на вопросы воспитателя.
2. Беседа на тему «Кто как одевается?»
Формировать представления детей о том, что не только людям нужна одежда.
Чтение художественной литературы 1. Чтение Словенской сказки «Как зверюшки зимой шубками хвалились»
Дать представления детям о том, как появляется одежда.
2. Чтение стихотворения Н. Павлова «Чьи башмачки»
Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, анализируя прочитанное.
Познание 1. Рисование цветными струйками на снегу.
Познакомить детей с новой техникой рисования с помощью пластиковых бутылочек.
2. Игровая ситуация «Спрячем зайку от лисички»
Учить детей выполнять аппликацию из шерстяных ниток.
3. Рассматривание иллюстраций на закрепление темы «Кто как одевается»
Труд 1. Дидактическая игра : «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»
2. Дидактическая игра : «Оденем куклу на прогулку»
Социализация 1. Рассматривание и беседа по иллюстрациям «Зимний лес»
2. Сюжетно-ролевая игра : «Семья» Игровая ситуация: «Оденем куклу на прогулку»
Безопасность 1. Ситуативный разговор «Что можно, что нельзя?»
Формировать знания детей о безопасности при работе с инструментами и различным материалом в художественно творческой деятельности.
2. Дидактическая игра : «Покажи, что я назову у мишки (куклы, зайца)»
Художественное творчество
1. Рисование «Как зайка от лисы спрятался»
2. Аппликация «Оденем кукол на прогулку»
3. Рисование «Разноцветные огоньки»
4. Рисование «Ёлочки для зайчат»
5. «Зимушка – зима»
Физическая культура 1. Комплекс утренней гимнастики - «Мишка на зарядке»
2. Комплекс гимнастики после сна - «Ласковое солнышко»
3. Подвижные игры: «Найди и надень валенки», «Кто быстрее оденется», «Кто быстрее обуется»
Развитие двигательной активности детей.
Здоровье 1. Разучивание физкультминутки «Я катаюсь на коньках»
2. Разучивание пальчиковой игры «Вот идут два малыша», «Зайка»
Развивать двигательную активность, мелкую моторику рук.
Планирование образовательной деятельности на неделю
по теме: «У кого какие шубки»
№п/п Мероприятия Срок
1 1. Непосредственно образовательная деятельность: «Как спасаются звери от стужи зимой»
2. Беседа на тему «Кто как одевается?»
3. Чтение Словенской сказки «Как зверюшки зимой шубками хвалились»
4. Сюжетно-ролевая игра : «Семья» Игровая ситуация: «Оденем куклу на прогулку»
5. Подвижна игра «Кто быстрее оденется»
6. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Зайка»
7. Игровая ситуация: «Доставь зверям радость» Рисование: «Разноцветные огоньки» (пальцем) Понедельник
2 1. Непосредственно образовательная область Художественное творчество/аппликация «Оденем кукол на прогулку»
2. Чтение стихотворения Н. Павлова «Чьи башмачки»
3. Ситуативный разговор «Что можно, что нельзя?»
4. Рассматривание и беседа по иллюстрациям «Зимний лес»
5. Игровая ситуация: «Помоги зайчатам»
Рисование: «Ёлочки для зайчат» (ватные палочки) Вторник
3 1. Рисование цветными струйками на снегу.
2. Игры на мелкую моторику руки: «Шнуровка», «Поучим зверюшек застёгивать пуговицы»
3. Подвижная игра «Кто быстрее обуется»
4. Игровая ситуация: «Одень лисичку»
Рисование: «Шубка для лисички» (поролон) Среда
4 1. Ситуативный разговор: «Зачем зайцу белая шубка»
2. Игровая ситуация «Спрячем зайку от лисички»
3. Разучивание пальчиковой игры «Вот идут два малыша»
4. Игровая ситуация: «Помоги лесным жителям»
Рисование: «Зимушка – зима» (трафарет) Четверг
5 1. Непосредственно образовательная деятельность Социализация «Зачем людям одежда нужна?»
2. Подвижная игра «Найди и надень валенки»
3. Разучивание физкультминутки - «Я катаюсь на коньках»
4. Рассматривание иллюстраций на закрепление темы «Кто как одевается»
5. Дидактическая игра : «Покажи, что я назову у мишки (куклы, зайца)»
6. Детско-родительская гостиная на тему: «Волшебные пальчики». Пятница
Таким образом, обучение рисованию нетрадиционными способами с игровой мотивацией имеет важное значение в художественном творчестве детей младшего возраста. Совместная игровая деятельность с использованием нетрадиционных техник позволяет решить специфические задачи: развивать наблюдательность, формировать способность живо откликаться на события окружающей действительности, привить навыки и умения работы в различных изобразительных техниках, а самое главное, создавая в рисунке выразительные образы, получать эстетическое удовольствие, и как следствие - чувствовать мотивированную потребность в творчестве.
3.3. Литература:
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях. – М. : Айрис-пресс, 2005
2. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - СПб. : Детство-Пресс, 2003.
3. Волчкова В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада ТЦ «Учитель», Воронеж 2004
4. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей ООО»РИПОЛ классик», 2007
5. КазаковаТ. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М. Просвещение 1981г.
6. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М. Просвещение 1981г.
7. Корниичева Е. Е Планирование образовательной деятельности с дошкольниками ООО «Центр педагогического образования», 2012
8. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007г.
9. Хрестоматия для дошкольников
10. Шанина С. А. Гаврилова А. С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. – М. : РИПОЛ классик, 2010
11. Дошкольное воспитание №3 2005г.