Получи документы

Проект «Ритмическая сказка»

Макарова Александра
Проект «Ритмическая сказка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад № 69» г. Сыктывкара

Проект

«Ритмическая сказка»

Для детей 2 младшей и средней группы

Из опыта музыкального руководителя

Макаровой Александры Анатольевны

Сыктывкар 2017

Паспорт проекта :

Вид проекта : творческо- игровой

Продолжительность проекта : долгосрочный

Участники проекта : дети 2 младшей и средней групп, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников

Публикация «Проект „Ритмическая сказка“» размещена в разделах

Образовательная деятельность: музыкально - ритмическое развитие

Цель проекта :

Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр, упражнений, наглядных пособий.

Задачи:

1. Развивать у детей чувство ритма, способность ощущать в музыке, движении и речи ритмическую выразительность;

2. Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично двигаться под музыку;

3. Воспитание личностных качеств (доброта, терпеливость, уважение друг к другу);

Актуальность темы

«Пространство и время наполнены материей,

подчиненной

законам вечного ритма»

Эмиль Жак-Далькроз

Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т. д. Ритмическое восприятие является одной из основ музыкального развития. Ритм – элемент развития интеллекта. В переводе с греческого, ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

- помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

- развивает познавательные способности;

- воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Проблемами развития чувства ритма занимались и занимаются многие педагоги и музыканты. Огромный вклад для решения этой проблемы внёс немецкий композитор, музыкант, педагог Карл Орф (1895-1982). Орф широко использовал в своей работе музыкальные инструменты и говорил о том, что сначала был барабан, барабан вызывал танец, а значит барабан-это метафора, псевдоним ритма, следовательно, сначала был ритм. Орф говорил, что ритму нельзя научиться, его можно разбудить, освободить в человеке. В программе М. А. Трубниковой «Учимся играть по слуху» так же уделяется большое внимание развитию чувства ритма, т. к. оно является важной ступенью к обучению игре на музыкальных инструментах. Психолог Б. М. Теплов отмечал, что: «Музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими «внемузыкальными» средствами познания, познавательное значение музыки развивается до широчайших приделов».

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

То же самое можно сказать о развитии музыкально-ритмического слуха у детей, так как музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизирует умственную деятельность ребенка, которая приобретает творческий характер. К наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры, а так же интерактивные музыкально-дидактически е игры.

Музыкально-ритмические пособия в основном используются на музыкальных занятиях в качестве учебного материала. Музыкально-дидактические игры могут использоваться детьми вне музыкальных занятий в самостоятельной деятельности. Для этого в каждой группе имеется набор музыкально-дидактических игр (в музыкальных уголках, которые имеют свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать.

Основным принципом в развитии музыкально-ритмического слуха (как и в любом другом) является принцип от простого к сложному, позволяющий малышам постепенно осваивать разнообразие движений, игр, упражнений.

Развитие музыкально-ритмического слуха является фундаментом к последующему гармоничному музыкальному развитию ребенка, как в обучении игре на музыкальных инструментах, пении, хореографии так и во многих других разделах художественной деятельности, поэтому развитие чувства ритма в детском саду необходимо начинать на музыкальных занятиях с первой младшей группы. У детей формируются определенные навыки воспроизведения ритма, которые порой, проявляются неосознанно.

Предполагаемый результат:

1. Дети должны научиться определять свойства звука (долгий, короткий, понимать значение слова «Ритм»;

2. Чётко воспроизводить простейшие ритмические рисунки в хлопках, притопах, в движении и на музыкальных инструментах;

3. Научиться правильному звукоизвлечению на ударных, шумовых, нетрадиционных музыкальных инструментах;

4. Играть на металлофоне более сложный ритмический рисунок, индивидуально и в ансамбле;

5. Уметь пользоваться схемами, наглядными музыкально-дидактическими пособиями;

6. Вывести детей на более высокий уровень музыкального развития;

Предварительная работа:

1. Мониторинг по выявлению музыкальных способностей воспитанников;

2. Консультации для воспитателей;

3. Встреча с родителями с консультацией об актуальности данной проблемы;

4. Изготовление родителями нетрадиционных музыкальных инструментов из бросового материала;

5. Изготовление музыкально-дидактических пособий по данной теме;

6. Знакомство с народными сказками : «Колобок», «Теремок», просмотр видео на мультимедиа системе;

7. Дидактические игры с помощью интерактивной доски;

8. Разработка плана работы на 2 года обучения;

Роль родителей в реализации проекта

1. Консультации и беседы для родителей на тему «Развитие ритмического слуха детей дошкольного возраста»;

2. Изготовление музыкальных инструментов своими руками из бросового материала, проявление фантазии и выдумки каждой семьи;

3. Организация выставки творчества «Музыкальные игрушки»;

Работа с воспитателями:

1. Совместная работа с воспитателями по созданию интерактивных игр и дидактических пособий, демонстрационного материала;

2. Чтение художественной литературы, беседы с детьми;

3. Консультации для воспитателей на тему «Роль развития ритмического слуха детей младшего возраста»

Описание проекта

Ритм, в переводе с греческого, означает мерное течение. Этот термин не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму : и наступление времени года, и смена дня и ночи, и биение сердца.

Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм - яркое выразительное средство. Длительность - одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образуют ритмический рисунок. К сожалению, не у всех детей развиты музыкально - сенсорные способности, и развитие чувства ритма является одной из важнейших задач музыкального воспитания. Для развития чувства ритма можно использовать различные приё мы: природные (хлопки, притопы, голос, ударные, шумовые инструменты. А так же различные наглядные средства: музыкально-дидактические игры и пособия.

Именно наглядность - эффективное средство познания объективной деятельности ребёнка. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Сложность и своеобразие музыкального ритма, особенность его восприятия требует привлечения вспомогательных «внемузыкальных» средств.

Проект «Ритмическая сказка» реализовался в несколько этапов. На предварительном этапе мною была проведена диагностика по выявлению музыкально - ритмических способностей детей для постановки задач на два года обучения. Диагностика по выявлению уровня ритмического слуха, проводилась по следующим критериям:

1. Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах заданного ритмического рисунка;

2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями;

3. Соответствие движений ритму музыки с изменением темпа;

Ниже приведена таблица с результатами педагогического диагностирования о выявлении уровня развития ритмического слуха детей во второй младшей группе.

Имя ребёнка Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями. Соответствие движений ритму музыки с изменением темпа. Уровень

Арина 1 2 1 3

Женя 2 2 2 2

Лёня 1 1 1 3

Игорь 2 2 1 3

Даниил 1 1 1 3

Люда 1 1 1 3

Дима Г. 2 2 2 2

Юля 1 2 2 3

Олег 1 1 1 3

Алёна 2 2 2 2

Рома 1 2 1 3

Дима П. 1 1 1 3

Саша 2 2 2 2

Антон 2 2 2 2

Нина 3 2 3 1

Оля 3 3 3 1

Настя 1 1 1 3

Низкий уровень-58,9% Средний уровень 29,4% Высокий уровень-11,7%

Результаты оценивались по следующей шкале:

3 балла -ребёнок справился с заданием самостоятельно

2 балла - ребёнок справился с заданием небольшой помощью взрослого

1 балл -ребёнок не справился с заданием

Таким образом, мы видим, что преобладает низкий уровень развития ритмического слуха у детей. Исходя из этого, возникла необходимость повысить уровень развития ритмических способностей детей.

На основании результатов диагностики я определила задачи на первый год обучения для 2 младшей группы и для их решения, я разработала перспективный план, где подобрала музыкальный репертуар, с помощью которого реализовались бы поставленные задачи.

https://cloud.mail.ru/public/957Y/LEcUqnZSB

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники чаще всего своими любимыми занятиями называют различные.

Корригирующая ритмическая гимнастика при сколиозе Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки – физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты.

Музыкально ритмическая композиция «ВДВ» МРК «ВДВ» (А. Буйнов)Проигрыш. Мальчики маршем выходят двумя колоннами палка на плече, доходят до определенной линии. Выполняют повороты.

Педагогический опыт инструктора по ФК. Ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы Уважаемые коллеги, современная система образования требует от нас новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в.

Проект «Музыка и Сказка»Проект «Музыка и Сказка» Название проекта: «Музыка в сказке» Тип проекта: творческий. Девиз проекта: «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней.

Проект «Осенняя сказка»Проект «Осенняя сказка» Проект "Осенняя сказка" Вид, тип проекта: познавательно-информационный, средней продолжительности Срок проведения – 15 октября – 2 ноября.

Проект «Семейная сказка» Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом "РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" - это очень важная часть в нашей профессии. ПРОЕКТ «Семейная сказка».

Проект «Сказка» Проект «Сказка». Автор проекта: воспитатель Гильмутдинова Мария Андреевна. Актуальность проекта. Сказка - необходимый элемент духовной жизни.

Проект «Сказка в музыке» .

Проект «Сказка за сказкой» Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ритмическая сказка»
Опубликовано: 23 января 2019 в 13:00
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД