Светлана Соколова
Проект «Рождественская неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
В целом мире торжество
- наступило Рождество.
Тема: «Рождественская неделя»
Авторы проекта : педагоги: Машкина О. А., Соколова С. А., Колкина Е. В.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №61».
Публикация «Проект „Рождественская неделя“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
Тип проекта : краткосрочный, познавательно – речевой, творческий
Срок реализации: краткосрочный (январь)
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Актуальность темы. Все больше возникает необходимость воспоминания, возрождения духовных традиций, как патриотического воспитания подрастающего поколения. Конечно, невозможно прервать связь времён и поколений. Чтобы наши дети не забывали традиции русского народа, мы должны быть участниками традиционных на Руси праздников, называемыми святками (петь любимые песни, водить дружно хороводы, играть в любимые народом игры). Ведь именно так и было всегда, в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные посиделки, когда, переодевшись в костюмы (ряжеными, ходили по соседним дворам и славили хозяев, желая им всегда доброго здравия и много хлебов обильных, когда устраивали веселые игры и зимние забавы.
А для детей с ОВЗ этот проект станет не только важной частью познавательного развития, а также коммуникативного развития, ведь изучая традиции Русского народа, ребята смогут сплотиться в играх, творчестве, научаться более слаженно работать.
Цель: Приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
• Сформировать у детей с ОВЗ представления о рождестве, рождественских святках, колядках.
• Активизировать у детей с ОВЗ речь через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки.
Развивающие:
• Развивать у детей с ОВЗ эмоциональную сферу.
• Развивать творческие способности детей с ОВЗ.
• Расширять словарный запас детей с ОВЗ: Рождество Христово, рождественская история, колядки; текстов колядок, стихов, рассказов и сказок по теме проекта.
• Развивать у детей с ОВЗ коммуникативные способности.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей с ОВЗ любовь к русской народной культуре, обычаям.
Интеграция с образовательными областями: художественно-эстетическое, речевое, познавательное, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа с детьми:
• Беседы: «В целом мире торжество – наступило РОЖДЕСТВО «Что такое святки», «Коляда - коляда».
• Беседы по картинам русских художников Б. Кустодиев «Морозный день», «Зимние забавы».
• Разучивание колядок, стихов, загадок.
1 - Этап - подготовительный:
Цель: создание специальных организационных условий, которые обеспечат реализацию проекта.
Мероприятия:
1. Изучение эффективного педагогического опыта по работе с детьми с ОВЗ в рамках проблемы проекта.
2. Составление примерного перспективно-тематического плана по реализации проекта.
4. Подбор материала по теме проекта. (Банк иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве, творческих материал)
5. Подготовка методического материала по сопровождению проекту «Рождественская неделя»
6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе
Оформление группы:
1) Выставка рождественских подделок.
2) Уголок «Рождество»
3) Выставка книг на Рождественскую тему.
7. Изготовление дидактических игр. («Зимние забавы», «Оденемся на прогулку»)
2 - Этап работы - основной
Цель: осуществление педагогической работы, реализация проекта.
Содержание мероприятий и предполагаемый результат:
1. Беседы на тему недели.
2. Чтение рассказов, сказка Даули «Рождественская ночь», «Рождественская звезда», Бажов «Серебряное копытце»; Медведев «В сочельник»; Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик», О. Ефремова «Рождество Христово». «Первая рождественская ночь», «Рождение Христа», «Рождественский ангел».
3. Чтение стихотворения: К. Бальмонт «Рождество»; прослушивание рождественских песен и колядок, «Рождественская история». Знакомство со стихами на тему «Рождество», колядки.
4. Презентации на тему «Колядки», видеоклипы: «Зимняя сказка», «Рождество христово»
5. Загадывание загадок.
6. Книжки – раскраски на тему недели.
7. Аппликация на тему: «Зимняя сказка», «Рождественский колокольчик».
8. Конструирование из бумаги «Ангелок»,
9. Рисование на тему: «Рождественская елка»; «Ангел в небе»; изготовление поздравительных рождественских открыток; Конструирование из бумаги: «Ангелок».
10. Беседы по картинам русских художников: Б. Кустодиев «Ярмарка»; А. Киевшенко «Колядки» (иллюстрация Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
11. Лепка «Рождественская звезда».
12. Ситуативные разговоры: «Как ты поступить в данной ситуации?» (Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде, чем что-то сделать).
13. Проведение подвижных игр «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза»,
14. Сюжетно – ролевые игры: «Семейный праздник»; «Дом – наш дом»; «Ярмарка»;
15. Ознакомление с музыкальным произведением: П. Чайковский «Декабрь-Святки» из цикла «Времена года».
16. Просмотр мультфильмов: «12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».
17. Создание рождественской постройки на участке.
3 - Этап - Заключительный
Цель: подведение итогов по реализации проекта «Рождественская неделя»
Вывод: праздник Рождество Христово объединяет всех людей, которые верят в добро, которые готовы совершать добрые поступки на земле. Рождество Христово – это тот день, который все считают примирением, день доброты, чистоты, светлый и радостный день.
Содержание мероприятий:
1. Проведение мероприятия прощания с елочкой, вечерние посиделки.
2. Выставка детских работ на тему «Рождество Христово»
1. У детей с ОВЗ сформировано знание и интерес к истории русского праздника Рождества Христова. Значительно увеличился познавательный интерес к данному празднику, расширились представления о традициях праздника и его проведения.
2. Значительно повысилось социально – коммуникативное развитие между детьми.
3. Прослеживается значительно положительная динамика овладения детьми познавательными и речевыми умениями, навыками. Увеличился словарный запас детей.
Итог: Таким образом, можно сделать вывод, что вся проделанная работа была направлена на активное формирование у детей понятия о культурном богатстве русского народа, на формирование эмоционального чувства овладения детей событиями нашего прошлого времени. Приобретённые навыки дети могут применять для дальнейшего развития познавательной и творческой активности.
Используемая литература:
1. И. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб. : Детство-Пресс, 2016 г.
2. Т. Н. Доронова. «Играем в театр». М. : Просвещние, 2015г.
3. М. Б. Зацепина,Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2015 г.
4. С. В. Истомин Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М. : АСТ: Астрель: Хранитель, 2017 г.
5. Л. Н Капранова. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2014 г.
6. Л. А Лялина. «Народные игры в детском саду». М. : ТЦ Сфера, 2015 г.