Получи документы

Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Олеся Макогон
Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Пояснительная записка:

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть стихов и потешек с помощью картин, театрализованная деятельность, конкурс, викторина, игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как в занятиях специально организованных, так и в течение второй половине дня. Каждый вид деятельности преследует взаимодействие решение задач и целей. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды.

Публикация «Проект „Русская изба и традиции русского народа“» размещена в разделах

Актуальность проблемы:

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Разрабатывая проект, используя методику «трех вопросов» :

Что мы знаем? Мы живем в России. Наш край называется Донской. Наш город называется Донецк. До нас тут жили казаки.

Что мы хотим узнать? Как жили люди на Руси? Какие есть русские традиции.

С помощью чего узнаем? Чтение и рассматривание книг, альбомов, просмотр презентаций, дидактические игры,

Цель:

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

Задачи:

Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

• Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

• Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

• Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

• Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок ( приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Методы реализации проекта :

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Ожидаемый результат:

1. Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4. Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.

5. Узнают русские народные игры : «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

6. Создать макет «Русская изба».

7. Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

8. Дети покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Колобок».

9. Итогом проекта проведем «Русскую ярмарку»

Подготовительный этап:

• Постановка цели и задачи

• Разработка проекта

• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература, создание дидактических игр.

• Подбор материала для продуктивной деятельности.

• Организация предметно-развивающей среды в группе.

Основной этап:

День недели, дата Содержание ООД в рамках проекта

(Совместная работа педагога с детьми)

Свободная творческая деятельность детей

11.01.2021г.

Понедельник

«В гостях у Василисы Премудрой»

Цель: Знакомство с традициями и обычаями русского народа. «Слава русской старине»

Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Чтение: Людмила Трифонова «Дымка», заучивание пословиц

Цель: Познакомить детей со стихотворением Дымка», пословицами.

Презентация: «Народные традиции».

Загадывание загадок и рассказывание потешек.

Цель: уточнять представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки.

Игра: «Предметы старинного быта»

Цель: Способствовать формированию представления о предметах быта наших предков.

12.01.2021

Вторник.

«Эти мудрые русские сказки»

Цель: акцентировать внимание детей на то, что сказок очень много и оно все разные. Беседа «Русские народные сказки».

Цель: Вызвать интерес к русским народным сказкам.

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».

Цель: Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение Рассматривание книжек, иллюстраций.

Цель: Учить детей при рассматривании любимых книг и иллюстраций радоваться от встречи с знакомыми героями; учить передавать свои впечатления сверстникам.

Подвижные игры : «Гори, гори ясно», «Мы на луг ходили»

Цель: учить детей выполнять движения согласно тексту хороводной песни.

13.01.2021

Среда.

«Чудо-чудное, диво-дивное» Беседа: "Народная праздничная одежда"

Углубить представление о русской наряде.

Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане.

Цель: Учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании Аппликация: «Русский сарафан»

Цель: Формировать умение составлять узоры и украшать сарафан по мотивам русского народного искусства, закреплять приёмы аккуратной работы с клеем и ножницами.

14.01.2021

Четверг

«Золотые руки мастеров» Беседа «Как строили дом на Руси» Цель: формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства).

Рассматривание картин художника Брусилов Станислав” Дети изготавливают из бумаги трубочки-бревна, предметы быта: кровать, печь,

стул; плетут из ниток коврик.

Закреплять умение, скручивать трубочки (стены – брёвна). Изготовление предметов быта.

15.01.2021

Пятница

«Весёлые матрёшки» Беседа о русской матрешке. Цель: Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла ИЗО. Рисование «Русской матрёшки»

Цель: развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана, фартука матрёшки.

18.01.2021

Понедельник

«Зеленая лампа» Беседа: «Обычаи и традиции русского народа»

Цели: Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа.

Беседа о роли родителей в судьбе каждого ребенка.

Цель: учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр

19.01.2021

Вторник

«Веселая карусель»

Театрализованная постановка «Теремок»

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т. д.). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. Дидактическая игра «Сложи сказку»

Самостоятельные игры с куклами в театральном уголке.

Подвижная игра: «Гуси-гуси»

Цель: учить бегать не натыкаясь друг на друга.

20.01.2021

Среда

«Русские посиделки» Беседа: "Народная праздничная одежда"

Углубить представление о русской наряде.

Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане.

Цель: Учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании Рисование

"Народная праздничная одежда"

Цель: Познакомить с особенностями русской народной женской праздничной одежды.

21.01.2021

Четверг

«Щи да каша-пища наша»

Беседа: «Традиционная русская кухня» Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей. Чтение сказки «Мужик и медведь» Цель: Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и эмоционально выразительно воспроизводить слова текста.

Дидактические игры:

«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей»

Игры - драматизации:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

Обыгрывание песни «Где был Иванушка?», танец: «Кадриль»,

22.01.2021

Пятница

«Народные колядка» Итоговое мероприятие «Пришла Коляда-отворяй ворота» Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре. Задачи: Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни; Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма Вовлекать в действие всех детей, развивая творческую и речевую активность, коммуникативные качества.

Работа с родителями

(Дистанционное)

«Во что играли наши бабушки»

«Народные традиции и праздники»

«Потешки, прибаутки»

«Сказки, рассказанные на ночь»

Результат:

Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

Методическое обеспечение проекта :

Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ООП «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой

Русские народные сказки.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Педагогический проект «Русская изба» Педагогический проект «Русская изба» Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русская изба и традиции русского народа»
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 17:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД