Проект «Секрет матрёшки» в средней группе

Ирина Иванова
Проект «Секрет матрёшки» в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад «Ромашка»

Проект «Секрет матрешки»

Для детей второй младшей группы №2

Воспитатель: Иванова И. Б.

Г. Урень

«Детство - каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Изучив наследие педагогов-классиков (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Использование данного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

• дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Вид проекта: групповой, семейный.

Тип проекта: творческий, информационно- исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный

Срок проведения: январь 2016.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.

Проблема:

Целенаправленное ознакомление детей с игрушкой Русская Матрешка – это одна из частей формирования у детей патриотизма, приобщение к русской народной культуре. Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:

• Почему русская матрешка является символом России?

• Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?

• Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

• Как появилась матрешка?

• Из чего можно изготовить матрешку?

• Для чего человек создает матрешку?

Актуальность реализации проекта:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и её использования.

Цель:

• Формирование навыков планирования и проведения исследовательской деятельности;

• Знакомство с историей появления Матрёшки;

• Знакомство с различными видами Матрёшки (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская);

• Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной Матрёшки.

Задачи:

Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла.

Дать знания о различных видах Матрёшки.

Развивать сенсорные навыки, творческую фантазию.

Дать представления о цветовой гармонии.

Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

Учить получать радость от узнавания нового.

Освоить некоторые классические художественные элементы.

содействовать развитию творческих способностей детей.

Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Этапы работы:

• Подготовительный:

- определение объектов изучения;

- подбор литературы,

-иллюстраций- приобретение материалов для изодеятельности.

• Исследовательский:

- ознакомление с историей матрешки;

- изучение художественных элементов;

- составление орнаментов.

• Заключительный:

-обобщение результатов работы;

- умение различать Семеновскую, Полохов- Майданскую, Сергиево- Посадскую матрешек.

- выставка «Красивый сарафан, платочек матрешки».

- Развлечение «Русская матрешка».

Ожидаемые результаты:

Приобретение детьми знания о Матрёшке, как о национальной игрушке. Повышение компетентности педагогов по приобщению детей к русской культуре. Приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Форма проведения:

1 Знакомство с народной игрушкой – матрешкой.

2 Дидактическая игра: «Разложи и собери матрешек вместе».

3 Подбор материала родителями «История возникновения и развития матрешечного дела

4 Матрешка – как символ семьи, материнства. Виды матрешек. Сюжетно – ролевая игра «Семья».

5 Изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».

6 Заучивание пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».

7 Чтение и заучивание стихотворений о матрешке.

8 Игры с разными видами матрешек, сравнение.

9 Выставка рисунков «Украсим сарафан, платочек матрешке».

10 Разучивание танца «Мы веселые матрешки», песни «Матрешечка»

11 Развлечение «Русская матрешка».

Материал и оборудование: кукла-матрешка раскладная, презентации о происхождении матрешки, иллюстрированный материал с матрешками, книги о матрешках, мультфильм «Секрет матрешки», фильм «История русской матрешки» атрибуты к сюжетно- ролевым играм, записи детских песен, танцев, материал для дидактических игр, подбор демонстрационных картинок к стихам о матрешках.

Этапы:

1. Постановка проблемы.

Мы с ребятами очень любим придумывать различные игры и в них играть, но когда в группу принесла игрушку – матрешку. Показала детям и спросила: «Что они могут рассказать про эту игрушку?»Дети с удовольствием стали рассматривать матрешку и рассказывать каждый то, что он про матрешку знает. Ответы детей были самые разные, но почти всегда повторялись и тогда мы поняли, что очень мало знаем о матрешках. Мы решили побольше узнать о матрешке, об истории ее происхождения и изготовления.

2. Ввод в игровую ситуацию.

К нам в группу пришла матрешка, но она была грустна, потому что она была одна, ей было скучно, без подружек. Матрешка рассказала нам: «Все подружки разъехались по своим домам, они живут в разных местах и матрешка не знает их адресов, чтобы написать им письма». Она попросила нас узнать, где живут её подружки. Мы пообещали помочь нашей красавице Матрешке.

Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.

Игровая деятельность.

• Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Цель:

Развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о матрешке как символе семьи.

• Дидактические игры: «Разложи и собери матрешек вместе», «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».

Цель:

Учить детей играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре, развивать моторику пальцев рук, умение определять предметы на ощупь, закреплять знания о свойствах дерева.

Речевое развитие.

• Беседа «История возникновения и развития матрешечного дела

• Чтение и заучивание стихов о матрешке «Семеновская матрешка», «Полохов – Майданская матрешка», «Сергиево – Посадская матрешка».

• Загадывание загадок о матрешках.

• Чтение книг «Народные промыслы», «Малиновое чудо», «Мастера».

• Чтение пословиц и поговорок о любви к труду, к лесу.

Цель:

Формировать у детей понятие о различии матрешек, воспитывать любовь и уважение к народному промыслу, на примере из литературы и иллюстраций дать понять изготовление матрешек, учить внимательно, слушать, развивать речь и память.

Художественно – эстетическое развитие.

• Рисование «Украсим сарафан, платочек матрешке»

• Разучивание танца «Мы веселые матрешки», песни «Матрешечка»

• Лепка матрешек в красивом платке.

• Аппликация «Авторские матрешки»

Цель:

Развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

Учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки.

3. Обобщающий этап

• Выставка рисунков «Украсим сарафан, платочек матрешке»

• Проведение развлечения «Русская матрешка». Создать праздничную атмосферу, укреплять традиции. Презентовать проект, вынести Благодарность самым активным родителям за участие в организации и реализации проекта.

• Презентация проекта.

Конспект развлечения «Русская матрешка»

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

• Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.

• Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

• Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.

• Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.

• Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

• Воспитывать любовь к народному искусству.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о матрешках.

• Чтение стихотворений о матрешках.

• Загадывание загадок об игрушках.

• Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.

• Изготовление книжки «Веселые матрешки».

• Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».

В группу входит Сказительница с сундучком.

Сказительница:

Здравствуйте, ребята.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она на две половинке,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Дети: Матрешка.

Сказительница: Правильно, матрешка.

Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Сказительница: Какая матрешка?

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети: Из березы, липы.

Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Сказительница:

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

- «Люби дело – мастером будешь».

- «Дело мастера боится».

-«Всякий мастер сам себе дивиться».

Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?

Игра «Матрешки и мышки».

Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.

В лесу ягоды искали.

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».

Под кусточком посидели,

Вкусны ягоды поели.

Так, так и вот так,

Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки

Как матрешечки устали,

Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,

Свои ножки показали.

Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.

Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.

Только слышат вдруг подружки:

Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно

Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху

Чьи – то серенькие ножки. «прислушиваются»

Эй, Матрешка, берегись!

Оказалось, это – мышь!

Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

1 матрешка- девочка:

Я из тихого зеленого

Городка Семенова.

В гости к вам пришла

Букет цветов садовых

Розовых, бордовых

В подарок принесла.

Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришла матрешка.

Ложки деревянные,

Матрешечка румяная.

К нам матрешечка пришла,

Звонкий бубен принесла.

2 матрешка- девочка

Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Сказительница:

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

3 матрешка- девочка:

Я из Сергиева Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

Сказительница:

Ой, Матрешки, вы Матрешки -

Красные сапожки,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте,

Пляску начинайте

Танец «Матрешки»

Сказительница: Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить.

Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.

Сказительница: Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.

Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.

Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Песенку споем о матрешке.

Песня «Русская матрешка»

Сказительница:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать матрешку.

(Звучит русская мелодия).

Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились.

Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

Прикреплённые файлы:

sekret-matryoshki_51fia.pptx | 6294,58 Кб | Скачан: 8
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Загадка русской матрёшки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Росинка» городского округа Пущино.

Физкультурное развлечение в средней группе «В гостях у матрёшки»Физкультурное развлечение в средней группе «В гостях у матрёшки» Симакова Г. В. – воспитатель, Мухина М. В. – воспитатель по физической культуре Цель: вызывать у детей интерес к занятиям физкультурой,.

Конспект НОД по ИЗО в младшей группе «Матрёшки» .

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Матрёшки-подружки» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками, чистоговорками. 2. Формировать умение давать.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием ТРИЗ и ИКТ «Секрет очаровательной улыбки» Тема: «Секрет очаровательной улыбки» Цель: продолжать формировать знания детей о части организма - зубах Задачи: Продолжать формировать.

Познавательно — исследовательский проект «Весёлые — матрёшки» с детьми дошкольного возраста. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Познавательно – исследовательский проект «Весёлые матрёшки».

Познавательный проект в средней группе по теме «Морковкин секрет» Познавательный проект в средней группе по теме «Морковкин секрет» Автор: Меркулова Алёна Николаевна, воспитатель Заволжского филиала ГБОУ.

Сценарий праздника в средней группе «Матрёшки-затейницы» Сценарий праздника «Матрёшки – затейницы» Средняя группаЦель:Обобщить первичное представление детей о фольклоре. Доставить детям эмоциональное.

Сценарий развлечения для детей средней группы «У матрёшки — день рождения». Звучит русская народная песня – («Вижу чудное приволье»). Дети входят в зал, гуляют, рассматривая, как он украшен. С окончанием музыки садятся.

Занятие по развитию речи в средней группе «В гостях у Матрёшки» Тема: "В гостях у Матрёшки" Цель: Расширять представление детей о народной игрушке (матрёшка, дымковская игрушка). Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Проект «Секрет матрёшки» в средней группе
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 15:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наша первая выставка детских работ в технике оригами
Дети очень любознательны и активны, им постоянно нужно что-то делать. Лучший способ им помочь – это направить энергию в правильное русло. В своей группе я...
Конспект занятия по аппликации «На прогулке»
Программные задачи:продолжать учить детей пользоваться разными материалами при выполнении аппликации, упражнять детей в вырезывании силуэтов, развивать...
Сообщение из опыта работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»
Развитие ребенка через игру «Марблс» 21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не...
Фотоотчет «Посадка лука» (вторая группа раннего возраста)
Татьяна Плюхина Фотоотчет «Посадка лука» ( вторая группа раннего возраста) Задачи: Формировать умения различать по внешнему виду овощи ( лук, морковь,...
Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе «Я люблю свою лошадку»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с декоративной росписью дымковской игрушки ( Лошадка) ; учить рисовать кончиком кисточки, ставить точки и...