Папки-передвижки

Познавательно-творческий проект «Сибирские сказания»

Веженко Татьяна Александровна
Познавательно-творческий проект «Сибирские сказания»

Актуальность:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

В Законе «Об образовании Российской Федерации» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.

Публикация «Познавательно-творческий проект „Сибирские сказания“» размещена в разделах

С введением в дошкольное образование ФГОС ДО, среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании детей. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Данный проект, реализуемый в рамках проекта «Культурная столица Красноярья», составлен с учетом национальных и региональных особенностей Сибири и предусматривает, создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности, привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям, а так же знакомство дошкольников с культурными истоками Сибирского края.

Гипотеза: если создать такое пространство, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: познают культурные ценности прошлого и настоящего, то в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории, обычаях, традициях Сибири, смогут сохранить и отражать свои впечатления в дальнейшей жизни.

Тип проекта:

по содержанию: познавательно - творческий;

по времени: краткосрочный.

Вид проекта: педагогический.

Цель проекта: ознакомление детей с жизнью, традициями и творческим наследием народов Сибири.

Образовательные задачи:

Обучающие:

Познакомить с характерными особенностями сибирского фольклора;

Формировать представления о культурных традициях сибиряков;

Изучить разные жанры сибирского фольклора.

Развивающие:

Развивать детскую активность, через сибирские подвижные игры.

Воспитательные:

Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты, справедливости, гордости за свой край.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

• Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

• Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Сибири с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Новизна проекта заложена в изучении именно регионального фольклора с детьми дошкольного возраста, так как ценность состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма.

Ожидаемый результат:

Дети знают характерные особенности сибирского фольклора;

Имеют представления о культурных традициях сибиряков;

Изучили разные жанры сибирского фольклора.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители воспитанников.

Ресурсное обеспечение:

• Информационное (интернет, познавательная и методическая литература,

энциклопедии)

• Материально-техническое (ноутбук, наглядные пособия, костюмы, народная утварь,

• Кадровое (педагоги группы).

Технология проекта:

Этапы проекта: подготовительный, основной, итоговый.

1 этап - Подготовительный.

На подготовительном этапе были определены объекты изучения и направления деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта, сформулированы тема, цели и задачи проекта. А так же был составлен план работы, подобран материал (видео материалов, литературы, иллюстраций, фотографий, атрибутов, предметов быта старины) и оборудование для работы, определен ожидаемый социально-значимый результат. Чтобы привлечь родителей к проекту представили для них консультации на тему: «Знакомим детей с творчеством Сибирских писателей», «Роль Сибирской сказки в духовно-нравственном развитии детей» (Приложение 7, «Многообразие коренных народов Сибири» (Приложение 8, «Подвижные игры народов Сибири» (Приложение 9, «Как у детей воспитать любовь к родному краю» (Приложение 10, «Рекомендации родителям по изучению темы «Сибирские сказания». (Приложение 11).

При изучении этой темы столкнулись с проблемой как преподнести материал соответственно возрасту воспитанников.

2 этап – Основной.

При реализации основного этапа проекта «Сибирские Сказания» с детьми проводились беседы, развлечения, игры, разучивание и чтение фольклорных произведений (сказки, песни, хороводы). Были подготовлены ряд презентаций по теме проекта, подобранны мультфильмы. В ходе этой ребята познакомились с историей Сибири, историей и особенностями сибирского костюма, кухни, быта, обрядов и традиций.

Ребята с удовольствием украшали предметы одежды орнаментом. Родители так же приняли активное участие в реализации проекта, вместе с детьми дома рассматривали и беседовали по теме проекта, подбирали и читали сибирские сказки, легенды и стихи. Так же для родителей была разработан буклет «Мастер – класс «Сибирские игрушки». Исходя из интересов детей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, в группе была создана развивающая среда (мини музей «Сибирская изба», необходимая для реализации проекта. Выставка литературы и буклетов по теме проекта.

3 этап – Заключительный.

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с культурой и традициями Сибири, создание библиотеки и видеотеки по теме проекта.

Итоговое мероприятие «Ярмарочные гуляния» (Мастер-класс «Сибирская игрушка») (Приложение 5, (Приложение 6)

План реализации проекта.

Мероприятия или основные направления деятельности

Подготовительный этап

Выбор темы, постановка проблемы, формулирование цели и задач проекта.

Подбор материала (видео материалов, литературы, иллюстраций, фотографий, атрибутов, предметов быта старины).

Подбор методической литературы по теме проекта.

- Знакомство с энциклопедической литературой по теме проекта.

Индивидуальные беседы с родителями.

Основной этап

Чтение книг по теме проекта.

Рассказ-беседа «Кто живет в Сибири»

Беседа «Коренные жители Сибири»

Беседа «Ремесло народов Сибири – изделия из бересты»

Просмотр фильмов по теме проекта.

«В гости к деду Краеведу – Красноярский край»

Рассматривание альбомов: «Народные музыкальные инструменты Сибири», «Народы Сибири»

Просмотр презентаций и мультфильмов по теме проекта.

НОД познавательное развитие «Сибирская игрушка» (Приложение 1)

НОД развитие речи «Сказания и легенды Сибири» (Приложение 2)

НОД ФЭМП «Быт сибирского народа» (Приложение 3)

НОД художественное творчество «Традиции сибирского народа» (Приложение 4)

Оформление стенда для родителей «Сказки Сибири»

Буклет «История тряпичной куклы «Отдарок-на-подарок»» (Приложение 5)

Мастер – класс «Тряпичная кукла «Отдарок-на-подарок»» (Приложение 6)

Заключительный этап

Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с культурой и традициями Сибири, создание библиотеки и видеотеки по теме проекта.

Итоговое мероприятие «Ярмарочные гуляния». Мастер-класс «Сибирская игрушка» (Приложение 6)

Вывод:

Приобщение детей к национальной культуре народов Сибири не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых

предметов быта и национальных праздников.

Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путём действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек.

В процессе обучения в проектной деятельности дети не только знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, но имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни коренных народов Сибири.

Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Основы безопасности» ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ» Актуальность. Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является.

Познавательно-творческий проект «Фантик» Слайд№2 АКТУАЛЬНОСТЬ Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь.

Познавательно-творческий проект «Лесная аптека»Познавательно-творческий проект «Лесная аптека» Познавательно – творческий проект "Лесная аптека" Цель: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, закрепить представления.

Познавательно-творческий проект «Мир часов»Познавательно-творческий проект «Мир часов» Сроки реализации: краткосрочный (январь 2018 год) Возрастная группа: дети 5-6 лет Проблема: Зачем человеку понадобились часы? Актуальность.

Познавательно-творческий проект «Сказочная зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Белоснежка" Муниципальное образование город Ноябрьск «Сказочная зима!».

Познавательно-творческий проект: «Зимушка-хрустальная» Актуальность проекта: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было.

Познавательно-творческий проект «Космос»Познавательно-творческий проект «Космос» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Проект «Космос» По доминирующей.

«Масленица». Познавательно-творческий проект Тема: "Масленичная неделя" Сроки реализации проекта – одна неделя. Тип проекта: познавательно-творческий. Цель: повышение интереса к традициям.

Познавательно-творческий проект «Солнечный лучик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Солнышко» Проект «Солнечный лучик» для детей раннего возраста.

Познавательно-творческий проект «В мире профессий» Проект: «В мире профессий» Тип проекта:познавательно – творческий. Сроки реализации проекта: декабрь - апрель. Участники проекта: дети,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Сибирские сказания»
Опубликовано: 11 октября 2018 в 11:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД