Ольга Антропова
Проект «Сказы Бажова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказы Бажова»
Содержание проекта
Актуальность проекта : Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.
Публикация «Проект „Сказы Бажова“» размещена в разделах
Проблема: В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П. П. «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза».
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20», с. Троицкое.
Адрес: Свердловская область, Богдановичский район, с. Троицкое, ул. Ленина, дом 143.
Авторы: воспитатели Антропова О. В., Палкина Т. Н.
Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель: Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова, которому в 2016 году исполнится 136 года;
- Расширять информацию детей об истории Урала;
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания, поговорки);
- Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
- Формирование представлений о многообразии сказов П. П. Бажова, воспитывать положительное отношение к его сказкам;
- Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;
- Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;
- Создать условия для поисковой деятельности.
Место проведения: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20», с. Троицкое
Сроки проведения: 15 декабря 2015 г. – 15 января 2016 г.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Ожидаемые результаты:
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты: Для детей:
Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова :
- чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова;
- конкурс рисунков «Сказы Бажова»;
- создание альбома «Сказы Бажова»;
- составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;
- расширение кругозора детей;
- сплочение детского коллектива;
- оформление группы по сказке «Серебряное копытце»;
- у детей развиваются коммуникативные навыки;
- развивается творческое мышление и воображение;
- развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;
- развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала;
- повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
- повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;
- родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
- повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный (одна неделя).
Исходя из интереса детей, (возрастных возможностей) проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной, организационно-практический (две недели).
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация (групповая).
3 этап – заключительный (итоговый).
Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.
- Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагог.
- Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
- Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
- Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы: Книги писателя П. Бажова; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, телевизор; компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности; коллекция камней и минералов.
Литература:
1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –103с.
2. Бажов П. П. Серебряное копытце: Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.
3. Бажов П. П. Огневушка-Поскакушка: Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.
4. Бажов П. П. Голубая змейка: Сказы – Москва, изд. «Современник», 1991. – 92 с.
5. Бажов П. П. Сказы/ Подготовка текста, послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.
6. Рассказы и сказки советских писателей. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.
7. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М. : Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения
I этап – подготовительный
1
Анкетирование родителей
Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети. Воспитатели 1-я неделя
2
Подбор библиотеки
Развивать у детей интерес к произведениям
П. П. Бажова. Воспитатели, родители 1-я неделя
3 Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения об Уральских писателей)
Пополнить библиотеку группы книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. Воспитатели, родители 1-я неделя
4 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя
5 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П. П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова. Воспитатели, родители 1-я неделя
II этап – основной, организационно-практический
6 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя
7 Оформление книжного уголка Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя
8 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет; отгадывание кроссворда по сказу Бажова «Серебряное копытце» Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя
9 Знакомство с творчеством писателя. Виртуальная экскурсия в дом-музей Павла Бажова. Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя
10 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова, иллюстраций и книг П. П. Бажова, иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя
11 Виртуальная экскурсия
в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста
Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя
11 Чтение произведений
П. П. Бажова
«Хозяйка медной горы», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя
13 Просмотр видеофильма «Серебряное копытце» Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя
14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П. Бажова» :
лепка «Олененок»,
рисование иллюстраций к сказам «Серебряное копытце»; рисование «Служки-подружки Хозяйки Медной горы». Учить отображать свои впечатления в рисунках. Воспитатели 3-я неделя
16 Презентация проекта «Сказы Бажова»
Создать папку иллюстраций к сказам П. П. Бажова. Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя
3 этап – заключительный (итоговый)
17 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели, родители, дети 4-я неделя
18 Развлечение по мотивам сказов П. Бажова «Малахитовая елочка в гостях у Хозяйки Медной горы»
Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети 4-я неделя
Анализ: В результате работы над проектом «Сказы Бажова» :
- в группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;
- произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;
- выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;
- отмечается рост творческой активности детей;
- отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;
- через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;
- дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;
- дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.