Мотькина Мария
Проект «Соцветие родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал МДОУ Детский сад «Теремок» в пос. Титово
Проект в старшей (разновозрастной) группе
«Соцветие родного края»
Воспитатель:
Мотькина М. И.
2019 г.
Информационная карта проекта
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
Публикация «Проект „Соцветие родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
И только в единстве сила России.
Актуальность:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э. К. Суслова). Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, в стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Важно донести до сознания воспитанников уважение к государственной символике, любовь к родному городу, области, селу, Родине, многонациональным народам России.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные.
В наш детский сад, и в нашу группу, ходят дети разных национальностей: русские, татары. Общаясь с
детьми в группе, мы заметили, что не все дети знают, свою национальность. Чтобы повысить интерес воспитанников к своей национальности и привить
дружеские отношения к людям разных национальностей, населяющих Россию и непосредственно малую родину Пензенскую область.
Участие детей в данном проекте позволит развить чувство гражданственности и патриотизма.
Цель: формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
Задачи:
формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый
многонациональный народ нашей общей родины – России;
воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и
национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, Пензенской области, поселка Титово, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
углублять и уточнять представления о Родине — России;
формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
закреплять и расширять представления о Пензенской области;
обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России;
прививать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
приобщать к истокам народной культуры;
развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
воспитывать любовь к своей стране, к родному краю, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину, за родной край.
Методы и формы работы:
- наблюдение ;
- чтение художественной литературы;
- заучивание;
- рассказывание;
- художественное творчество;
- рассматривание произведений искусства;
- беседы;
- подвижные, пальчиковые, сюжетно – ролевые игры;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- конструктивно-продуктивная деятельность.
Ожидаемый результат:
Воспитанник имеет представление о России как о многонациональной
стране;
имеющий представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках
разных народов;
сформируются такие качества, как любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам;
формируется способность организовать свою деятельность, умение
творчески применять полученные знания в игровой, художественно-
продуктивной деятельности.
Вид проекта : творческий; групповой
Продолжительность: краткосрочный с 28 – января по 8 февраля
(2 недели)
Участники проекта : Педагоги, воспитанники старшей разновозрастной группы, родители.
План реализации проекта
1 – этап Подготовительный
- Выбор темы и составление проекта;
- определение целей и задач проекта;
- анкетирование по теме проекта;
- сбор информации, подготовка;
- сбор информации, подготовка методической литературы по теме проекта;
- составление перспективного плана проектной деятельности.
2 – этап Практический
Изготовление, выставка «Папка – передвижка «Моя Родина - Великая Россия».
Пословицы, загадки, поговорки, потешки о Родине.
Рассматривание книг, иллюстраций «Национальные костюмы народов России».
Показ презентации «Мы в мире, дружбе живем».
Беседа «Моя страна»
Беседа «Моя малая Родина»
Рисование «Русская матрешка»
Знакомство с культурой русского народа
Познавательная беседа:
-Беседы «Россия родина моя», «Национальная русская одежда».
-Беседа «Праздники, которые отмечались на Руси
-Беседа «Русская традиционная кухня»
Чтение малых фольклорных жанров, устное народное творчество, русские народные сказки
Чтение художественной литературы:
З. Александрова «Родина»
С. Баруздин «Страна, где мы живм» В. Баснер,М. Матусовский «С
Чего начинается Родина?»
Театрализованная деятельность:
-Разыгрывание сказки
«Гуси – лебеди»
«Снегурочка и лиса»
Физическое развитие: П/и «Краски», «Фанты», «Горелки», «Штандр», «Ручеек»
- Настольно– печатные игры: «Богатыри земли русской»
«Узнай наш флаг, герб»
«Чей костюм?».
Художественное творчество: -Рисование «Гжель. Роспись кокошника» -Раскрашивание «Народный костюм»
- Аппликация «Укрась орнаментом платок».
«Татарская национальная культура»
- Беседа-исследование «Знакомство с национальностью татары, национальная одежда», с представителями татарской национальности.
-Беседа «Праздники, которые отмечают татары
-Беседа «Татарская традиционная кухня»
Чтение малых фольклорных жанров, устное народное творчество, татарские народные сказки
- Знакомство с малыми фольклорными формами Татарских поэтов
-Оформление альбома,
«Национальные костюмы татарского народа»
-Подвижные игры «Тимербай», «Тюбетейка».
Продуктивная деятельность:
-Рисование «Мир национальных узоров»,
«Мы рисуем сказку», «Тюбетейка».
- Аппликация «Украшение аппликацией сапог-ичигов»,
«Узорное оформление аппликациями калфака»
Конструирование из бумаги «Национальный головной убор»
Консультация для родителей. Знакомим детей с родным краем.
3 – этап Заключительный
Организация выставки “Национальные куклы”.
Организация выставки “Русская матрешка”.
Организация выставки “Национальный головной убор”.
Организация выставки “Люди разных народов”.
Оформление Альбома «Татарский национальный костюм»; «Русский
национальный костюм»
Итоговое мероприятие: Развлечение – «Соцветие народов»
Список использованной литературы:
1. – Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи.
Фольклор. ДОУ – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2010. – 32с., + цв. Ил.
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для
реализации государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И
доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
3. 148с. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-
патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:.
«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с
4. Е. А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном
учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост.
Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008
Отчет о проведении проекта.
В период с 28 января 2019г. по 8 февраля 2019 г. я, воспитатель Мотькина М. И., проводила проект в старшей (разновозрастной) группе. На протяжении всего этого времени была проведена огромная работа и с родителями наших воспитанников и, конечно, с детьми. I этап нашего проекта был подготовительный. На этом этапе проекта мы определялись с целями, задачами, прогнозировали результаты нашего проекта. II этап – основной, самый плодотворный и содержательный. Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, мы знакомили детей с культурными традициями народностей проживающих на территории поселка Титово: Русские и Татары. Самой эффективной в нашей работе была живая наглядность представителей двух национальностей, рассказы каждых о своей культуре. Мы провели развлекательный вечер, где дети наглядно увидели и прикоснулись к различным культурам нашей малой Родины. У детей значительно увеличился словарный запас. III этап – заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и. т. д. И пришли к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в своей работе. Повысилась доля детей с развитой речью. У детей повысился интерес к этнокультурным традициям.
Приложение 1