Щетинина Анжелика Анатольевна
Проект «Природа моего родного края» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: краткосрочный
Актуальность проекта : Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект „Природа моего родного края“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
Ожидаемые результаты проекта :
Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
1. Обговаривание с детьми:
Воспитатель обсуждает с детьми проблемы зелёных насаждений в городе
*зачем они нужны в городе?
*кто поддерживает в них порядок?
*откуда на аллеях парка появляется мусор?
2. Игра «Подбери словечко» :
*каким бы был город без зелёных насаждений?
3. Мозговой штурм:
*зачем вдоль дорог садят деревья?
*какие деревья преобладают в нашем городе? Почему?
4. Проблемная ситуация:
*как спасти дерево от вырубки во время строительства домов?
*как сделать свой двор красивым? Чем ты конкретно можешь помочь? Много ли у тебя во дворе цветов и деревьев?
5. Философские размышления:
*почему во дворе появляется мусор? Кто в этом виноват?что делать (советы в рисунках).
6. Беседа-размышление «Кто в городе рад дождю?»
7. Экомир моей семьи:
*оформление книжечки «Вкусные рецепты моей семьи», конкурс «Экологическая кухня»
*выставка рисунков или фотографий «Мои домашние любимцы»; составление рассказов о своих домашних животных, комнатных растениях
*экологическая тропинка моей семьи
*подборка легенд о речках, лесе, фотографирование любимого местечка отдыха в выходной день
8. Экскурсия к водоёму с элементами эмпатии (сопереживания)
*как вы думаете, если бы водоём умел говорить, чувствовать, какое сердце у него было (нарисуй его палочкой на песке)
*представьте, как оно болит и переживает, когда ему плохо, что сделали люди с водоёмом? Что водоём переживает (обиду, печаль, страх)
*что мы можем сделать для водоёма? (дети предлагают разные варианты помощи водоёму).
9. Игра «Можно и нельзя»
детям дают сигнальные карточки: красное –можно, зелёное – нельзя (за каждый правильный ответ воспитатель даёт фант, кто получае их больше, тот и выигрывает).
10. Подвижная игра «Я знаю лес»
ребёнок бьёт рукой по мячу и проговаривает слова-предметы обитателей леса (кроме животных можно называть лесных птиц, деревья, грибы, цветы; если одному игроку сложно называть 5 предметов подряд, мяч переходит следующему игроку).
11. Игра «Паутинка»
детям прикрепляют эмблемы или названия: солнце, воздух, липа, белка, орешки, насекомое, аист, человек
дети становятся в круг, «Липа» держит клубок ниток и говорит:
- Я липа, мне необходимо солнце (передаёт солнцу клубок)
- Я солнце, солнце нагревает воздух (передаёт клубок воздуху) и т. д. пока не закончится паутинка (клубок не вернётся к липе).
12. Изодеятельность «Арт-терапевтическая техника» Земля-воздух».
лист бумаги с помощью дуги делится на экосферу Земли внизу и экосферу Воздуха вверху.
Воспитатель: Земля и Воздух очень важны для жизни. Благодаря воздуху мы дышим, а дышим – значит живём. Благодаря Земле мы имеем еду и другие средства для жизни. Чем чище воздух, тем легче нам дышится- самый чистый воздух в лесу, в горах где ничто его не загрязняет. Чем чище земля, тем полезнее овощи, фрукты, пшеница и другие растения.
Возьмите 8 цветных красок, выберите те цвета, которые наиболее подходят для закрашивания экосферы Земля (Воздух.)
Закрасьте. После работы дети описывают свои впечатления, что обозначает каждый цвет. (по такой аналогии можно провести арт-терапевтическую технику «Земля-Вода»).
13. Игры-инсценировки экологического направления
*симпатичные существа
Цель: обратить внимание на позитив «несимпатичного» животного, растения (колючки)
Ход игры: дети образуют круг, один из них в центре. Ведущий предлагает ему назвать неприятное для него существо, остальные дети по очереди стараются назвать положительные черты данного объекта. После того, как каждый выскажет свои мысли, в центре игрок меняется.
*хорошо-плохо
Цель: дать знания о природных явлениях и объектах, их полезные и вредные свойства.
Ход игры: воспитатель называет явление, а дети делятся на 2 команды:
одни называют полезные его свойства, другие – вредные. Усложнить можно заданием, например: докажи точку зрения «Дождь для дерева хорошо, а для кота-плохо».
14. Экологические задания
*кто в городе загрязняет воздух?
Цель: учить детей предполагать и устанавливать причинно-следственные связи. Подвести к важной экологической проблеме.
*птицы, которые живут рядом
Цель: выявить знания детей о птицах, которые живут в городе, подвести к пониманию роли птиц в городе, учить определять, как обратить внимание птиц, выбрать способы помочь птицам.
*собаки и кошки на улицах города
Цель: выяснить с детьми откуда берутся в городе бездомные животные, высказывать предположение что нужно делать, чтобы их не было.
*чем может служить дерево, когда пойдёт дождь
Цель: развивать творческое мышление.
15. Практическая деятельность детей и взрослых
*изготовление игровых макетов «Мой зелёный двор», «Наш цветник»
*разработка проектов «Птичий город на деревьях» (конкурс на лучший скворечник, «Зимняя столовая» (конкурс на лучшую кормушку)
*добрые поступки (высаживание саженцев)
Консультация для родителей
«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы, для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?
.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
на тему: «Лесная прогулка»
ЗАДАЧИ:
Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.
Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.
Максимально реализовать свои двигательные возможности на положительном эмоциональном фоне в предложенных ситуациях.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- заучивание стихов, названия и девиз команд;
- проведение беседы о правилах поведения в лесу;
- повторить правила эстафет.
СОДЕРЖАНИЕ:
Звучит запись звуков леса. Дети садятся на стульчики.
В. : Ребята, сегодня мы будем говорить о земной красоте, о природе.
А как вы думаете, что такое природа?
Высказывания детей.
Ребё нок: Природа – это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив.
В. : Скажите, что является домом для человека? (дом в котором каждый из нас живёт)
Что является домом для зверей? (лес, поле, горы)
Что является домом для рыб? (река, озеро, море)
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый ребята.
Солнышко рано встаёт,
Лучиком день начинает.
Весело птица поёт,
Песнею день начинает.
Включается запись голосов птиц.
В. : Ребята, а надо ли беречь и охранять природу?
Дети: Да.
В. : А вы знаете эти правила?
Дети: Да.
В. : Сейчас мы проверим.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй,
Только,чур, не забывай …
Ребё нок:
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь:
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ребенок:
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Ребё нок:
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Ребё нок:
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ребё нок:
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
В. : Молодцы ребята, с вами можно ходить в лес гулять.
Давайте представим, что мы с вами станем деревьями.
Проводится разминка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)
В. : Ребята, а знаете ли вы, что за порядком в лесу следит человек. Ещё он проявляет заботу о больных зверях, подкармливает зимой птиц.
Как называется профессия этого человека?
Дети: Лесник.
Сценка «На лесной опушке».
Девочка:
Лапы ёлок прикрыли избушку, где живёт дядя Вася – лесник. Приходите к нему на опушку – всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет, вспомнит, как подстерёг он лису, самый лучший малинник покажет и грибные местечки в лесу.
Дядя Вася:
(Выходит из избушки и садится на пенёк. Дети подходят к нему, и присев на корточки, слушают его.)
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство России.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Вырастет дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь?
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодёжь.
Хорошо здесь в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
В. : Мы готовились заранее.
И начнём соревнование.
Две команды есть у нас.
Они просто суперкласс.
Одна команда «Светлячки», а вторая «Лесовички».
Представление команд.
Первая команда:
Наша команда – «Светлячки».
Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».
Вторая команда:
Наша команда – «Лесовички».
Наш девиз: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».
В. : Ну, а теперь, задание командам.
Команда «Светлячки» отгадайте загадку:
Все обходят это место
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи –
Нет опоры для ноги.
(болото)
Команда «Лесовички» отгадайте загадку:
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул как огонёк?
(белка)
В. : Правильно, а сейчас задание. Вы превращаетесь в белок, которые должны перенести шишку к себе в дупло через болото.
Эстафета «Белка».
На линии старт финиш стоит корзина с шишками. Первый ребёнок по команде «на старт, внимание, марш!» начинает выполнять задание. Добегает до обручей, прыгает из обруча в обруч на двух ногах. Берёт шишку из корзины и возвращается с ней обратно бегом. Кладёт шишку в пустую корзину, стоящую перед командой. Передаёт эстафету следующему и встаёт в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.
В. : Эстафета «Кто больше соберёт грибов».
Раз, два, три грибочки собери!
На полу разбросаны грибы (съедобные и несъедобные). По команде дети разбегаются и начинают собирать съедобные грибы. Один гриб взял, принёс, положил в корзину. Когда соберут все грибы, подсчитывается количество собранных. Кто больше соберёт, тот победил. Если в корзине обнаружится ядовитый гриб – штраф.
В. : Помните ребята, мы с вами ходили в лес и собирали там мусор, который оставляют после себя нехорошие люди.
Сейчас мы посмотрим, как вы быстро и чисто убираете мусор.
Эстафета «Собери мусор».
На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т. п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.
В. : Ребята, сегодня вы были и ловкими, и смелыми, быстрыми и умелыми, дружными и задорными. А главное мы поговорили о том, как важно беречь природу. И хочется думать, что никто из вас не сорвёт цветок, не сломает ветки, не разорит птичьего гнезда, не оставит за собой мусор, не разведёт костёр. Так ли это?
Дети: да.
В. : Ребята! Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природой,
Давайте же всегда её беречь!
Ребё нок:
Лес нам надо охранять
В нём костров не разжигать,
Надо лесу помогать,
И деревья сохранять.
Ребё нок:
Охранять мы вместе будем
Этот сказочный народ:
Зайцы, лисы,
Волки, птицы,
Ели, клёны и дубы.
Эти дивные поляны нам природою даны.
РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цели:
Расширять представления детей о растительном и животном мире.
Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
Развивать творческие способности, воображение.
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.
Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.
Любить свой край, любить природу!