Наталия Кудрявцева
Проект «Создание модели социального партнерства для социализации школьников с ментальными нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Специальная коррекционная школа № 19 г. Таганрога уже без малого 90 лет работает с детьми, имеющими отклонения в развитии. Это дети с разной степенью умственной отсталости и другими дефектами здоровья. Сегодня – это два приспособленных здания, в которых обучаются более 200 детей, где профессиональные педагоги: дефектологи, логопеды, психологи помогают детям получить образование и навыки социализации, недоступные для них в обычном цикле обучения. Это единственное в своем роде учреждение в городе, которое помогает детям, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Публикация «Проект „Создание модели социального партнерства для социализации школьников с ментальными нарушениями“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В коррекционной педагогике и специальной психологии основной целью школ для умственно отсталых детей является социальная адаптация ее выпускников.
До 90-х гг. была тенденция отбора детей с легкой степени отсталости (дебильности). Такие дети были способны усваивать программу, а после окончания школы – трудоустраивались, адаптировались к социальной среды, большинство создавали семьи.
Дети же с более тяжелой степенью (имбецильностью) чаще обучались на дому либо в особых экспериментальных классах.
В последние годы в коррекционные школы приходят дети с ярко выраженными формами умственной отсталости, с плохой социальной приспособляемостью, имеющий постоянный, хронический характер.
Социализация таких детей чрезвычайно сложна. Для них особенно основными социальными проблемами являются барьеры в осуществлении трудоустройства.
Педагоги нашей школы сталкиваются с целым рядом трудностей:
- ограничение способности к самообслуживанию и физической независимости,
- ограничение способности адекватно вести себя в обществе и мобильности,
- в бедности контактов со сверстниками и взрослыми,
- в недоступности ряда культурных ценностей.
Социализации усугубляется тем, что немалая часть детей не имеет соответствующей социальным нормам модели для подражания, так как они чаще всего из неблагополучных и малообеспеченных семьях.
Рождение аномального ребенка структурно деформирует семью. К сожалению, процент семей, преодолевший кризис рождения особого малыша, и сохраняющий гармоничные отношения не большой. Большинство семей распадается, семьи неполные, часть семей существует с искаженными межличностными отношениями. Кризисная ситуация в семье может провоцироваться усилением пьянства. Это не может не сказаться на психическом развитии и социальной адаптации ребенка. У многих матерей - депрессивная симптоматика, зачастую мнительная тревожность и повышенная чувствительность.
Проект «Создание модели социального партнерства для социализации школьников с ментальными нарушениями», реализованный на базе школы, позволяет организовать работу по четырем основным векторам воздействия: ребенок, учитель, родитель, среда.
За время реализации проекта в школе были охвачены дети со значительными нарушениями здоровья и трудностями в эмоционально – волевой сфере. Это дети не только из семей, но и воспитанники Центров помощи детям, у которых
есть склонность к девиантному поведению.
Базовыми условиями успешной социализации наших обучающихся считаем:
• создание благоприятных условий для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
• тесное взаимодействие педагогов и родителей;
• построение отношение партнерского сотрудничества.
На данный момент есть трудовая практика для девочек на базе швейной фабрики, где они впоследствии могут получить постоянную работу. Ситуация с мальчиками более сложная – найти место для трудовой практики на действующих предприятиях не удается.
Объективно - предприятия-партнеры отказываются от сотрудничества из-за невозможности справиться с нагрузкой. Особенности поведения и интеллектуальная недостаточность требуют большего, нежели в ситуации с обычным обучающимися, контроля со стороны взрослых как в процессе обучения трудовым навыкам, так и при постоянной работе. Любые специально организованные мероприятия часто воспринимаются партнерами как обуза, что сказывается на качестве общения со сверстниками и взрослыми и не обеспечивает полноценную социализацию.
Данный проект позволил организовать специальные условия для наших детей.
Трудовая реабилитация была реализована партнерами, обеспечивающего рабочими местами, предполагающими выполнение школьниками посильной работы : сортировка одежды, уборка территории, посильные столярные работы и т. п. в приходах города.
Так школьники приобретали требуемые трудовые навыки, которые потом смогут использовать при трудоустройстве.
Помимо собственно трудовых навыков, школьники получают опыт трудового взаимодействия с взрослыми, не вовлеченными в систему медицинской помощи и образования, причем эти взрослые верующие, они имеют достаточный нравственный стержень, чтобы общаться со школьниками этично, с пониманием относиться к особенностям поведения и интеллектуальной недостаточности, кроме того, у них нет вредных привычек.
В случае если все же проблемы с взаимодействием возникнут, поддержку может оказать настоятель прихода. Наставления его являются естественной работой с прихожанами, т. е. здесь мы имеет ситуацию, когда на взрослых людей можно целенаправленно воздействовать и формировать у них такое отношение к инвалидам, которое обеспечит инклюзию последних.
В качестве мероприятий по тематике трудовой деятельности - экскурсия на предприятие, в специализированный центр для детей, посвященный представлению разных профессий.
Социальная и духовная реабилитация организована в Домах - интернатах для престарелых и инвалидов – также новая среда для наших школьников. Особенности здоровья подопечных дома-интерната для престарелых и инвалидов позволяют нашим детям опыт общения с людьми, которые больше, чем сами школьники, нуждаются в особой заботе, внимании, общении.
Еще одним партнером являются православные приходы, которые могут обеспечить общение прихожан со школьниками в рамках своих мероприятий, например, в ходе праздника древонасаждения.
В качестве культурных и образовательных мероприятий - посещение театров и детских праздников, экскурсии по тематике духовно-нравственного развития (например, паломничество по святым местам в сопровождении настоятеля одного из приходов, и экскурсии по тематике духовно-нравственного развития (паломничество по святым местам в сопровождении настоятеля одного из приходов).