Татьяна Ляпустина
Проект «Страна моей бабушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сегодня Маша из подготовительной группы принесла в детский сад большой старинный фотоальбом.
- Ребята, мы с бабушкой вчера рассматривали её старый фотоальбом, и я узнала, что она родилась и жила в стране, которая называлась СССР. В этой стране было всё не так, как у нас сейчас. У неё не было мобильного телефона и интернета. А на фотографиях я увидела, как жили, одевались, веселились люди в дни детства моей бабушки. Я подумала, что очень хочу узнать об этой стране больше.
Публикация «Проект „Страна моей бабушки“» размещена в разделах
Ребята в детском саду, услышав Машин рассказ, начали с любопытством задавать вопросы, на которые она ответить не смогла.
Коля сказал: «Я бы хотел побольше узнать о той стране, и почему она так называлась, ведь мы же называем нашу страну Россия. Все ребята его поддержали.
- А, давайте попросим Любовь Алексеевну, чтобы она нам помогла отправиться в путешествие в страну под названием СССР.
Любовь Алексеевна рассказала нам, что в этой стране жила и она сама, поэтому согласилась нам помочь. Нам очень хотелось узнать о жизни наших бабушек и дедушек в СССР. Мы создали исследовательскую группу и начали работать над изучением материала.
Цель: познакомиться с историей нашей страны.
Задачи:
- Узнать, как называлась наша страна.
- Узнать, традиции и обычаи страны.
- Узнать о детских движениях в СССР.
-Организовать в группе ретро-выставку вещей «Музей в чемодане».
- Создать реконструкцию советской квартиры.
- Оформить в группе газету «Назад в СССР».
- Создать «Движение дошколят».
Вид, тип проекта : познавательно-творческий;
Продолжительность проекта : долгосрочный (3 месяца)
Участники проекта : Костырева Полина – 6 лет, Фокин Николай – 6 лет, Титов Савелий – 6 лет, Кузьмицкая Мария – 6 лет, Белаш Иван – 6 лет, Кузмичев Игорь – 6 лет.
2 этап – составление плана работы над проектом.
Для того чтобы решить поставленные задачи мы с помощью воспитателя составили план:
3 этап – Практический
Полина К. с мамой нашли видеоролики в интернете «Предметы СССР», «Детский сад в Советское время».
Посмотрев их, мы узнали, что наша страна называлась СССР, а время было советское.
Фарфоровые изделия, посуда, статуэтки украшали каждый дом. Предметы из чугуна использовали для оформления интерьера. Почти в каждом доме была посуда из стекла и металла. Очень ценился хрусталь, всей группой мы послушали его звон. Сравнили звон хрусталя и стекла. Была очень удобная мебель, табуреты, кресла. Мы нашли отличия в мебели, бытовой технике, игрушках.
Выяснили, что в детский сад детей принимали с 3 месяцев, а в тихий час дети спали на свежем воздухе. Малыши находились в манеже и кормили их с помощью бутылочек. В детском саду была мебель совсем не похожа на мебель нашего времени.
Николай Ф. узнал и рассказал, что читали ребята в советское время. Детям выписывали журнал «Мурзилка», «Веселые картинки».
«Мурзилка» — популярный детский журнал. А сам «Мурзилка» - это жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом. Детям он очень нравился.
На страницах журнала каждый ребё нок мог найти что-то интересное: увлекательные рассказы и стихотворения, яркие рисунки, статьи обо всём на свете, кроссворды, раскраски, самоделки, игры.
«Весёлые картинки» — детский юмористический журнал. Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Он организовывал досуг всей семьи. Героями журнала стали весёлые человечки — Карандаш, Самоделкин, Буратино, Чиполлино, Незнайка.
Мария К. пригласила нас в мультзал «В гостях у сказки» и познакомила с советскими фильмами и мультфильмами. «Ну, погоди!», «Зима в Простоквашино», «Снеговик-почтовик». Посмотрев их, мы пришли к выводу о том, что мультфильмы советского времени очень добрые и познавательные.
Иван Б. взял интервью у ветерана педагогического труда Повстянко Г. М., которая рассказала, чем она любила заниматься, когда была ребенком. Маленькая Галина любила рисовать сказочных героев, шить игрушки, вышивать узоры, играть на улице в подвижные игры, но никогда не забывала помогать своей маме.
Экскурсия в музей школы № 2 помогла нам узнать о школьных предметах советского периода. Нам рассказали, в какой форме ходили ученики в школу, за какими партами сидели. Мы узнали, что в «октябрята» принимали в октябре-месяце в 1 классе, а пионерам завязывали красный галстук, и они давали клятву. Оказывается, в советское время, гимн нашей страны звучал по-другому. Ученики, которые окончили школу 20, 30, 40, 50 лет тому назад приходят на вечер встречи и вспоминают свою школьную жизнь.
Вместе с ребятами нашей группы мы посетили Тавдинский музей лесной и деревообрабатывающей промышленности, где побывали на выставках «Ёлочные игрушки СССР» и «Ватная игрушка». Посетив эти выставки, мы узнали много нового и интересного об игрушках советского Нового года. Экскурсовод рассказала нам о тех материалах, из которых изготавливали новогодние игрушки: ваты, лампочек, соломы, картона, тряпочек. Мы узнали о том, что многие новогодние игрушки были посвящены темам: «Цирк», «Космос». Некоторые игрушки, в виде овощей, напоминали о важности сельского хозяйства. Также большое внимание уделялось и дружбе народов.
Мы с ребятами, написали объявление в детском саду и предложили всем желающим принять участие в создании выставки семейных реликвий «Игрушки детства моих родителей». Это уникальная возможность узнать, какими игрушками играли наши родители, когда были маленькими.
Главными героями выставки стали старые игрушки: мишки, куклы, деревянные матрёшки, пластмассовые солдатики, игрушки-самоделки и другие экспонаты.
Милые и забавные игрушки из мира прошлых поколений покорили наши сердца. Каждый экспонат выставки принес частичку прошлого семьи, частичку детского мира не только мамы и папы, но и более старших поколений.
Затем, совместно с родителями и педагогами организовали выставку «Музей в чемодане». Поисковая деятельность помогла нам собрать большое количество экспонатов.
Мы увидели домашнюю утварь: скороварку, бидон, сифон, сетку (авоська). Узнали, что домашний телефон был не у всех, только у тех, кому он был необходим. Каждый ребёнок мечтал о фотоаппарате «Зенит», радиоприемнике «Россия» для приема радиоволн, чтобы прослушивать радиопередачи, песни, стихи. Большие впечатления остались у нас о таких предметах, как, соковыжималка, вафельница и сифон.
У нас была возможность не только рассмотреть все представленные вещи и познакомиться с ними поближе, но и испробовать в действии: поиграть игрушками СССР, почитать и рассмотреть книги советского времени и сравнить с современными, пролистать старенькие буквари и художественную литературу, поддержать в руках фотоальбом.
Выяснили, что люди очень любили слушать грампластинки, читать книги, выписывали детские журналы.
Во втором зале «Путешествие в СССР» мы узнали о коллекционировании. В каждой семье коллекционировали разные вещи: значки, открытки, календарики, марки, обертки от конфет. Коллекционер открыток – Зинаида Петровна, рассказала нам о том, как раньше, в советские времена, люди друг друга поздравляли через открытки, которые отправляли по почте. Зинаида Петровна рассказала нам об истории происхождения открыток. Мы узнали о том, что советские открытки были посвящены разным праздникам: 1 мая, Новый год, День Победы и другие. Многие дети СССР занимались коллекционированием календариков.
В группе, для наших ребят, мы показали мастер-класс по изготовлению газированной воды с помощью сифона, приготовления натурального сока и выпечки вафель в старинной вафельнице. Вафли получились вкусные, как у бабушки! Дома мы повторили мастер-класс для родителей.
Исследовательская работа: фотовыставка «Детство трех поколений». Мы попросили ребят из нашей группы принести детские фотографии своих бабушек, мам и нас современных детей. Оформив выставку, мы исследовали и находили различия трех поколений. С большим интересом старались узнать на старых фотографиях своего воспитателя и родителей.
Мы увидели, как отличаются друг от друга наши поколения: одеждой, мебелью, игрушками и качеством фотографии.
В детском саду с помощью родителей, мы создали макет советской квартиры. Пришли к выводу о том, что в советские времена, несмотря на небольшую площадь квартиры, семья из нескольких человек, вполне неплохо могла жить в однокомнатной квартире. Мы увидели интересную мебель, бытовую технику, ковер на стене, а самое интересное и незабываемое – это настоящую ёлку с необычными для нас игрушками.
Мы много узнали о стране, в которой жили наши бабушки и дедушки. Информации появилось очень много, поэтому мы решили создать лэпбук «Назад в СССР», который очень помог нам в игровой форме познакомиться со многими понятиями, и обобщить полученные знания.
Вместе с ребятами и педагогом создали в группе стенгазету «Кто такие октябрята?». Изучив материал по этой теме, мы узнали очень много про «октябрят», познакомились с их правилами. Узнали о том, что у них была октябрятская звёздочка. Класс был поделен на пять звёздочек, в каждой, из которой дети были за что-то ответственными: за уборку класса, за цветы, за учебу, за спорт, были даже санитары класса.
Мы решили узнать, а в наше время есть такие движения? С этим вопросом мы обратиться к волонтёрам МАОУ СОШ № 2 и организовали с ними встречу. Ребята рассказали нам, что волонтёры – это люди, которые делают добрые и важные дела без оплаты, помогают другим людям (детям, больным, пожилым людям) или животным, оказавшимся в трудной ситуации. Волонтёра ещё называют добровольцем. Волонтёр всегда готов прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Быть волонтёром, добровольцем, очень хорошо и почётно.
4 этап – Заключительный
Изучая материал по этой теме, мы узнали о том, что современные волонтёрские движения берут истоки именно со времён СССР (пионерского и тимуровского движения).
Кроме того, нами, был проведён опрос среди педагогов нашего ДОУ, а также наших бабушек и дедушек. В результате, которого выяснилось, что большинство из них принимали участие в пионерском и тимуровском движении. Мы с ребятами и педагогом приняли решение создать в группе «Движение дошколят». Мы помогаем малышам одеться на прогулку, расчищаем ступеньки на лестнице, по которой ходят пожилые люди, помогаем бездомным животным. У нас появилась своя форма, значок, гимн. Наше «Движение дошколят» организовано недавно, но уже есть первые результаты, которые говорят о том, что нужно двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом.
5 этап – Оценочный
Проведя работу над проектом, мы можем поделиться своими знаниями об истории нашей страны, не только с ребятами нашей группы, но с детьми из других групп. После проделанной работы, многие дети решили вступить в «Движение дошколят» стать помощниками не только в своей семье, но и для окружающих.
Наши родители, бабушки и дедушки заметили, что мы стали намного ближе общаться друг с другом, потому, что у нас появились общие интересы, и мы много знаем об их жизни в СССР.
Мы организовали наше «Движение дошколят» и сейчас нас уже 66 человек, многие ребята, интересуются нашими делами и хотят вступить в наши ряды.
Мы планируем, когда пойдем в школу, то вступим во Всероссийское движение «Орлята России», и будем стремиться стать волонтёрами, чтобы помогать людям.
Список литературы
1. Журнал «Дошкольное образование» №12 2014 г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2013 г.
3. Использование интернет ресурсов сайт «Дошколёнок. ру»