Кондратьева Евгения Ивановна
Проект «Сундучок семейных ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сундучок семейных ценностей»
Основная часть проекта.
Актуальность.
Что такое семейные ценности?
Семейные ценности – это фундамент, на котором строится семья, и зарождаются традиции, которые определяют наше отношение к жизни. Даже за пределами дома каждый человек будет поступать согласно установленными в его сердце ценностями. К сожалению, они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Но, ведь именно уклад жизни родителей оказывает сильное влияние на будущую жизнь ребёнка. Поэтому важно каждому родителю осознать ответственность перед своими детьми, создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной личности.
Публикация «Проект „Сундучок семейных ценностей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Большинство ребят имеют элементарные представления о своей семье, знают, чем занимаются родители, но рассказать о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах, дети не могут. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Представления детей о семье нечеткие и неясные.
Именно поэтому возникла необходимость организации совместной с родителями духовно-практической деятельности, направленной на формирование у детей определенных качеств, которые закладывает семейная микросреда и образ жизни семьи в целом. Именно семья, в тандеме с детским садом, образуют межкультурное пространство, в котором дети приобретают опыт социального взаимодействия, который играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного позиции ребёнка в социуме.
Тип проекта : краткосрочный – 2 месяца (октябрь-ноябрь)
Целью проекта стала пропаганда семейных традиций и ценностей в российской семье.
Задачи.
Воспитательные:
• воспитывать у детей уважительное отношение к семье, старшему поколению;
• интерес к семейным традициям, чувство патриотизма;
• воспитывать умение проявлять заботу о близких людях и оказывать им посильную помощь;
• формировать умение общаться на основе сотрудничества.
Образовательные:
• обобщить знания детей о семье, близких и дальних родственниках, их взаимоотношениях;
• систематизировать представления детей о семейных ценностях;
• сформировать представления о генеалогическом древе семьи, гербе семьи;
• вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.
Развивающие:
• развивать познавательные способности детей;
• активно включать в познавательно-поисковую деятельность;
• развивать чувства семейного сплочения.
Теоретическая значимость: разработка содержания проекта : использование новых форм, методов и подходов, по приобщению детей к семейным традициям. Оно предусматривает поэтапную организацию участия педагогов, детей и родителей в проектной деятельности по изучению истории семьи и рода способствующее формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Практическая значимость:
- Повышение качества образовательного процесса в области духовно- нравственного воспитания.
- Укрепление связи детского сада и семьи, посредством организации совместной исследовательской деятельности.
- Пополнение методической базы по духовно- нравственному воспитанию.
- Пропаганда возрождения и сохранения семейных ценностей в семьях воспитанников.
- Формирование у детей интереса к своей семье, семейным ценностям и традициям.
- Создание в группе тематического уголка «Сундучок семейных ценностей».
Методы работы.
Информационно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический.
Тип проекта : информационный.
Вид проекта : исследовательски – творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, родители.
Ожидаемые результаты. Дети.
• Имеет представления о, семейных традициях, бережном отношение к ним;
• Проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;
• проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны;
• Проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
• познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями;
• Умеет слушать и уважать мнения других людей;
• Задает вопросы взрослым;
• Проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.
Ожидаемые результаты. Родители.
• - Родители – активные участники в пополнении предметно-развивающей среды;
• - Окрепла заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ в вопросах духовно- нравственного воспитания;
• - Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети;
• - Продуктивное сотворчество педагогов – родителей - детей.
План-график мероприятий
I этап
Предварительный
1. ООД (вводное) «Моя семья» Занятия по окр. миру О. В. Дыбина
2. Индивидуальные беседы. Уточнить знания детей о семье, членах семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
1 неделя октября.
Анализ знаний детей о семье и семейных ценностях.
Анкетирование родителей;
Выявление семейных традиций, ценностей, помощь родителям в осознании значимости семьи в жизни человека.
1 неделя октября.
Анализ анкетирования родителей.
1 -2 недели октября.
Подготовка материала. Организация работы по теме.
2 неделя октября. Конспекты планируемых мероприятий
II этап
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Акцентирование внимания родителей на роли семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей.
2 неделя октября.
Консультация для родителей
Беседа с детьми: «Дерево держится корнями, а человек семьёй»
Шорыгина Т. А. : Моя семья Воспитание патриотических чувств у детей, посредством расширения представлений об истории становления семьи и семейных отношений.
3 неделя октября
Рисование «Моя семья» Создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета.
3 неделя октября.
Выставка рисунков.
«Основные ценности семьи» Формирование у родителей представлений о семейных ценностях, отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.
3 неделя октября.
Буклет для родителей
«Как формировать семейные ценности» Формирование ценностного отношения к семье в вопросах воспитания и развития ребёнка – дошкольника. 4 неделя октября.
Памятка для родителей.
Беседа «Наш дом»
Шорыгина Т. А. : Моя семья: Методическое пособие. Воспитание любви, чувства привязанности к родному дому, поселку; уважения к людям, проживающим рядом.
4 неделя октября.
Фотовыставка «Мой дом – моя крепость»
Беседа: «У кого есть дед, тот не ведает бед»
Шорыгина Т. А. : Моя семья: Знакомство с традицией празднования Дня пожилого человека.
Формирование чувства уважения и милосердия к пожилым людям.
1 неделя ноября.
Фотовыставка
«Дед и я – лучшие друзья»
Беседа «Бабушка – душа семьи»
Шорыгина Т. А. : Моя семья: Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения.
1 неделя ноября.
Открытки ко Дню пожилого человека
Беседа с детьми «Род и родословная. Генеалогическое древо» Формирование представлений о семье и родственных отношениях.
2 неделя ноября.
Конспект Творческое домашнее задание «Генеалогическое древо моей семьи» Создание простейшего генеалогического древа, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.
2 неделя ноября.
Выставка рисунков «Как создать герб семьи» Содействие возрождению традиций семейного воспитания.
3 неделя ноября.
Памятка для родителей. Творческое домашнее задание «Герб Семьи» Расширение представлений детей о семье и её истории. Развитие творческих навыков ручного труда и изобразительной деятельности, чувства сопричастности к своей семье.
3 неделя ноября.
Выставка рисунков «Герб моей семьи»
Квест – игра «Сундук семейных сокровищ»
4 неделя ноября.
Презентация проекта «Сундучок семейных ценностей».
По итогам проекта была оформлена книга «Семейные ценности.»
Вывод.
Формирование представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности составляет педагогическую проблему, решение которой предусматривает: учет особенностей воспитания традиционных семейных ценностей в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста; организацию взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания традиционных семейных ценностей у детей дошкольного возраста; обеспечение преемственности и комплексности воспитательного процесса.
По результатам контрольной диагностики уровня сформированности представлений о семейных ценностях мы пришли к следующим выводам:
• Разработка и апробация комплекса мероприятий по пропаганде семейных традиций и ценностей в российской семье способствовала формированию представлений о семейных ценностях и традициях и бережном отношении к ним.
• Дети стали проявлять эмоционально-ценностное отношение к семье, прошлому и будущему.
• Проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
• Проявляют любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.
• Родители стали активными участниками в воспитательно – образовательном процессе в вопросах духовно- нравственного воспитания детей.
• Развито чувство сплочения педагоги – родители – дети;
После подведения итогов результатов исследования можно сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников повысился как количественно, так и качественно. Следовательно, проведенная педагогическая работа оказалась эффективной, а разработанный комплекс мероприятий по пропаганде семейных традиций и ценностей в российской семье посредствам проектной деятельности может быть использован в работе педагогов ДОУ.
Список используемой литературы:
1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса Пространство детской реализации Проектная деятельность. Мозайка-Синтез Москва 2021
3. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Методическое пособие Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Даусон А. Д., Утёмов В. В. 2016
Интернет- ресурсы:
4. https://multi-mama.ru/zagadki-pro-semyu/
6.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/beseda_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_chto_takoe_rodoslovnoe_drevo
7.https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/10/17/rol_semi_v_vospitanii_patrioticheskih_chuvstv_u_doshkolnikov.docx
8. https://multiurok.ru/files/pamiatka-dlia-roditelei-formirovanie-semeinykh-tse.html