Людмила Александровна Антропова
Проект сюжетно-ролевой игры «Шофёр»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект сюжетно-ролевой игры
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 компенсирующего вида»
Проект сюжетно-ролевой игры
«Шофёр»
Антропова Л. А.
воспитатель
Березовский
2017
Актуальность проекта
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребёнка дошкольного возраста.
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Шофёр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Шофер. Знакомство с профессией
- Темочки
Педагоги К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко говорили о влиянии игры на формирование личности ребёнка. Оно заключается в том, что через игру ребёнок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребёнка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн подчёркивали решающее значение игры в развитии воображения и образного мышления. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память.
Д. Б. Эльконин показывает значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка. В процессе игры у детей происходит ориентация в общественных функциях взрослых, смысле их деятельности и взаимоотношениях. На этой основе у ребёнка возникает иерархия мотивов, он учится подчинять свои непосредственные желания мотивам успешного выполнения взятой на себя роли.
Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой. Также в игре зарождаются элементы учебной деятельности.
Исключительное значение игры для развития всех психических процессов, отдельных видов деятельности и личности ребёнка в целом дало основание учёным считать её ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Учёт гендерных особенностей
Сюжетно-ролевая игра «Шофёр» предназначена для мальчиков. Мальчики предпочитают технические и общественные игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность, мужские интересы и взаимоотношения в мужских профессиях и деятельности. Мальчики отличаются подвижностью и динамичностью, им нравятся игры с активными действиями и перемещениями, а также предметные игры.
Цель: создание организационно-содержательных условий для формирования игрового умения изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.
Задачи:
1) образовательные: расширять и обогащать представления детей о профессии шофёр;
2) развивающие: развивать память, воображение, образное мышление детей, диалогическую форму речи.
3) воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать, ответственность, доброжелательность.
Предполагаемые результаты реализации проекта : у детей расширятся и обогатятся представления о трудовых действиях, о значимости профессии шофёр; будут созданы предпосылки для развития познавательных процессов и личностных качеств ребёнка, для формирования новых игровых умений; родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированы в вопросе проведения игр.
Участники проекта : дети группы, воспитатель, родители.
Оборудование и атрибуты: игровые модули «Гараж» и «Автосервис», машинки-грузовики, игрушечный телефон, игровой набор инструментов, дорожные знаки, жезл полицейского, крупный и мелкий конструктор, пластиковые муляжи овощей и фруктов, игрушечная мебель, скакалки, игровой коврик «Дорога», бумага, цветные карандаши.
Атрибуты, требующие изготовления: техпаспорта на машины, водительские права, деньги.
I. Подготовительный этап
Формы работы Содержание
Выявление игровых предпочтений, интересов, игровых умений. 1. Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
Показатели:
• замысел игры, постановка игровых целей и задач;
• содержание игры;
• сюжет игры;
• выполнение роли и взаимодействие детей в игре;
• игровые действия и игровые предметы;
• игровые правила;
• достижение результата игры;
• особенности конфликтов в игре;
• игровая среда;
• роль взрослого в руководстве игрой.
2. Беседа «Изучение игровых предпочтений»
(проводится в форме индивидуальной беседы; ответы детей сопоставляют с результатами наблюдения)
Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?
В какие игры ты играешь? В какие игры ты больше всего любишь играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?
Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх? Почему? Что бы ты хотел делать в играх?
Кем ты бываешь в играх? Почему? Кем бы ты хотел быть в играх?
Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как бы ты с ними играл?
С кем ты чаще всего играешь и почему?
1. Непосредственно образовательная деятельность. 1. Социально-коммуникативное развитие.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе. Знакомство с профессиями.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. Знакомство со светофором, знаками дорожного движения.
2. Познавательное развитие.
Расширение представлений о профессии.
Расширение знаний детей о транспорте; знакомство с материалами, из которых сделаны предметы.
3. Речевое развитие
Совершенствование связной речи.
Упражнение в составлении рассказа по картине. Приобщение к художественной литературе.
Чтение литературы (стихотворение «Шофёр» Б. Заходера).
4. Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Грузовая машина».
Аппликация: «Машины едут по улице».
5. Физическое развитие.
Подвижные игры «Цветные автомобили», «Улица» (Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр»).
Физкультминутка: «Едем, едем на машине…»
2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах. 1. Игровая деятельность: ситуации игрового взаимодействия «Строим гараж», «Починка автомобиля», «Полицейский на перекрёстке».
2. Дидактические и настольные игры : развивающая игра «Профессии», «Собери машину», домино «Транспорт».
3. Наблюдение на прогулке: в детский сад привезли продукты, знакомство с шофёром, осмотр машины целиком и кабины шофёра.
4. Чтение: стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», И. Муравейка «Самосвал», В. Степанова «Шофёр»; сказка Н. Павловой «На машине».
5. Создание предметно-игровой среды:
игровой материал (машинки-грузовики, игрушечный телефон, игровой набор инструментов, дорожные знаки, жезл полицейского, крупный и мелкий конструктор, пластиковые муляжи овощей и фруктов, игрушечная мебель, скакалки);
изготовление атрибутов к игре (гараж для машин, техпаспорт на машину, деньги за бензин).
3. Самостоятельная деятельность. 1. Раскрашивание раскрасок: «Машины», «Правила дорожного движения».
2. Дидактические и настольные игры : развивающая игра «Профессии», «Собери машину», домино «Транспорт».
4. Взаимодействие с семьёй. 1. Организация мастер-класса для родителей по проведению игр с детьми.
2. Изготовление атрибутов к игре: водительские права с фотографиями детей, модель приборной доски автомобиля.
3. Наблюдение с детьми на улице: машины, движение на дорогах, гараж.
4. Закрепление правил дорожного движения.
II. Основной этап
Роли Ролевые действия
Шофёр Проверяет готовность машины, при необходимости заезжает в автосервис для ремонта машины, отправляется в рейс; заезжает на заправочную станцию, заправляет машину, платит за бензин; доставляет груз по назначению; останавливает машину по требованию полицейского, показывает свои документы; помогает товарищу-шофёру заменить лопнувшее колесо; помогает маме, купившей кроватку для дочки, доставить кроватку до дома; возвращается в гараж; приводит машину в порядок.
Диспетчер гаража Разговаривает по телефону; выдаёт путевые листы водителям (отвезти кирпичи на стройку, продукты в магазин, щебень на строительство новой дороги) и деньги на бензин; напоминает об осторожности на дороге (не превышать скорость, пропускать пешеходов).
Полицейский Останавливает машину, проверяет документы; выписывает штраф за превышение скорости.
Автослесарь Осматривает машину и ремонтирует ее; берет деньги за ремонт.
Бензо-заправщик Спрашивает, сколько нужно бензина; вставляет шланг; берёт деньги за бензин.
Шофёр, у которого лопнуло на дороге колесо Останавливает машину; рассказывает, что у него лопнуло колесо; просит о помощи; благодарит; едет дальше.
Продавец Принимает продукты, благодарит.
Мама, купившая кроватку для дочки Останавливает машину; рассказывает о покупке; просит о помощи; доезжают до дома; благодарит.
Методические приёмы, используемые в игре:
• Подготовка атрибутов вместе с детьми.
• Включение воспитателя в игру, принятие на себя второстепенной роли.
• Создание проблемной ситуации.
• Словесное обозначение своей роли и роли партнёра.
• .Использование многоперсонажного сюжета, где один персонаж взаимодействует с остальными.
• Смена роли воспитателем.
• Включение в содержание игры различных ситуаций, требующих изменения ролевого поведения, а также проблемных ситуаций.
• Постепенное введение новых персонажей, новых событий.
• Принятие возникающих в ходе игры предложений ребёнка и включение их в общую схему сюжета.
• Вовлечение детей в ролевой диалог.
• Привлечение в игру малоактивных детей.
• Инициирование детей к поиску предметов-заместителей.
• Предупреждение конфликтных ситуаций между детьми.
III. Заключительный этап
1. Анализ результатов проекта :
- у детей расширились и обогатились представления о профессии шофёр;
- улучшились память, воображение, образное мышление детей, диалогическая форма речи;
- дети умеют взаимодействовать в игре, проявляют ответственность, доброжелательность.
2. Ориентация детей на использование полученных навыков в других сюжетно-ролевых играх.