Елена Рябчикова
Проект «Тайны насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе №6 «Тайны насекомых»
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг!
Порхает лёгкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Личинку тащит муравей
Спешит куда — то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук,
Мой друг! Внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
Публикация «Проект „Тайны насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Вид проекта: познавательно — творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители
Руководитель проекта: воспитатель Рябчикова Елена Александровна
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
1. развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения;
2. Содействовать активации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами;
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Актуальность проекта:
Ознакомление детей с природой через привитие любви и бережного отношения к ней является одной из важнейших задач педагогов в работе с детьми дошкольного возраста. Насекомые — самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать — зачем же пчела жужжит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир.
Дети должны понимать, что многие насекомые играют огромную роль в жизни различных растений и животных, также дети должны четко осознавать зависимость численности и жизнеспособности насекомых от экологического состояния окружающей среды. В процессе реализации проекта дети познают мир насекомых, учатся смотреть на него со стороны настоящих исследователей, биологов, учатся бережно относиться ко всему живому, заботиться о сохранении популяции насекомых, отмечать разнообразие их видов, необычности их форм, внешнего вида и предназначения.
Наши знания о насекомых, к сожалению, очень скудны, но их влияние на нашу жизнь — огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе, при внимательном изучении, оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому данная тема важна и актуальна. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброта, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.
Ожидаемый результат:
По окончании проекта дети должны иметь представления о том, что насекомые — живые существа, они тоже хотят жить. Что есть вредные, а есть полезные насекомые; есть хищные насекомые. Должны иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форме тела, шесть пар ног, наличие крыльев); способах передвижения (прыгает, летает, бегает); издаваемых звуках (жужжит, стрекочет); где и как зимуют насекомые.
Должны знать о пользе, которые насекомые приносят людям и растениям.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный. Постановка проблемы.
Во время наблюдения детьми на прогулке за насекомым жуком, часть детей выражала радость и интерес, а другие — пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомое. Мнения ребят разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей подготовительной группы о насекомых очень скудные. На этом этапе была использована «Модель трёх вопросов»:
Что мы знаем? Что хотим узнать? Откуда можем узнать?
1. Что насекомые летают. 1. Куда пропадают насекомые осенью? 1. Спросить у взрослых.
2. Что у них есть крылья. 2. Как из гусеницы появляется бабочка? 2. Прочитать в книгах.
3. Что насекомые появляются весной. 3. Чем питаются насекомые? 3. Посмотреть в интернете.
4. Что у них у всех по 6 ног. 4. Приносят ли они пользу или вред?
Итогом беседы, ее логическим завершением, стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых. Решили с детьми, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых.
На этом этапе так же осуществлялся:
подбор литературы, наглядных материалов: настольно — дидактические игры, иллюстрации, видеоматериалы по теме проекта;
подготовка справочно — информационного материала для родителей.
2 этап. Основной.
Социально-коммуникативное развитие:
настольная игра — пазл «Насекомые»
настольная игра — домино «Божьи коровки»
дидактическая игра «Узнай по описанию»
Познавательное развитие:
наблюдение за насекомыми во время прогулки
беседы: «Удивительные насекомые», «Как насекомые зимуют», «Внешний вид насекомых», «Полезные и вредные насекомые», «Как из гусеницы появляется бабочка»
Речевое развитие:
чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
чтение стихотворения В. Пальчинскайте «Муравей»
чтение и пересказ басни Крылова «Стрекоза и муравей»
чтение поговорок, пословиц, загадок, считалок о насекомых
знакомство с народными приметами, связанными с насекомыми
речевые игры: «Один — много», «Эхо», «Угадай кто?», «Кто где прячется?», «Скажи наоборот», «Мой, моя, моё, мои», Угадай чьи лапки, крылья, головы, глаза»
составление рассказа по сюжетной картинке «Муравьи строят дом»
игра в слова, четвёртый лишний
Художественно — эстетическое развитие:
аппликация «Божья коровка»
лепка «Стрекоза и муравей»
рисование «Бабочки летают над лугом»
Физическое развитие:
комплекс утренней гимнастики «Птицы и насекомые»
физкультминутка «Кузнечик», «Божьи коровки»
подвижная игра «Бабочки»
подвижная игра «Медведь и пчелы»
подвижная игра «Пчелкины песни»
пальчиковая гимнастика «Насекомые»
3 этап. Заключительный.
Реализация проекта:
выставка работ в группе «Мир насекомых»
презентация проекта.
Взаимодействие с родителями дошкольников:
домашнее задание: поиск загадок, поговорок, пословиц и считалок о насекомых
наблюдение за насекомыми во дворе, на даче
Выводы по проекту:Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково — исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом, дети рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что: дети пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках, местах обитания. У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться ими, пропало чувство отвращения к насекомым и жестокое отношение к ним.
На основании проведенных исследований, дети пришли к выводу, что необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым