Елена Скобкина
Проект «Зачем человеку уши?»
▼ Скачать + Заказать документы
«У детей широкие уши и длинные языки».
Томас Фуллер
Введение
Валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизни, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья. Развитие элементарных валеологических понятий, основанных на реальных фактах о строении и работе организма, знания о гигиенических нормах и правилах способствует развитию нравственных качеств ребенка и формированию осознанного, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
Публикация «Проект „Зачем человеку уши?“» размещена в разделах
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего дошкольника окружающий мир.
Возраст 5-6 лет в детской психологии характеризуется как «Любознательные почемучки». Речь для ребенка становится средством общения и средством выражения мыслей и рассуждений. Главный вопрос, который задают дети этого возраста «Почему?». При изучении темы «Я и моё тело», дети часто задавали такие вопросы: «Зачем человеку уши?», «Почему у человека два уха?», «Как мы слышим?». Поэтому у меня возникла идея создания проекта «Зачем человеку уши?»
В основу составления проектной деятельности был заложен алгоритм:
• Первоначальное сообщение доступных ребёнку знаний и представлений, о своем теле, способах укрепления и сохранения здоровья через беседу.
• Обогащение знаний детей через чтение художественной и познавательной литературы.
• Уточнение знаний детей через дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные музыкально-ритмические игры, опытно-экспериментальную деятельность, ТРИЗ.
• Закрепление знаний детей в непосредственно - образовательной деятельности.
Задачи:
• Сформировать знания детей о строении уха
• Учить детей заботится о своем здоровье, формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми.
• Развивать волевые качества: целеустремленность, выдержку, силу, желание побеждать и сопереживать.
• Воспитывать у детей чувство взаимопомощи; бережное отношение к своему телу, здоровью, здоровью других детей.
• Развивать логическое мышление
• Тренировать детей в самостоятельном использовании массажа ушей.
• Обогащать словарь детей за счет новых слов.
• Формировать интерес к книгам.
• Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной деятельности.
• Получать положительные эмоции, чувство удовлетворенности от приобретенных знаний и накопленного опыта.
• Пополнять предметно – развивающую среду группы.
Участники проекта : дети старшей группы, родители (законные представители, воспитатель.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Необходимое оборудование.
Литературный ряд:
• - А. Пиль «Мое тело»
• - К. Т. Зайцев «Уроки Айболита»
• - Детская энциклопедия «Отчего и почему?»
• - Б. Т. Покидаева, «Что такое пупок?»
• - Т. Л. Бухова, «Наше тело»
• М. Н. Сигимова «Формирование представлений о себе у старших дошкольников».
• Энциклопедия «Почемучки» - «Мое тело».
• - загадки «Мое тело»
• - стихи «Мое тело»
• - картотека массажа
Демонстрационный ряд:
- «Хорошие манеры и привычки» г. Москва, 2011г
- «Как устроен человек», ООО «Маленький гений», Москва, 2010г
- «Тело человека», ООО «Азбука», г. Москва, 2012г
- «Органы чувств», г. Киров, 2011г
- «Играем в Айболита», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2010г
- плакат «Строение уха».
Видео ряд:
• Обучающее видео «Анатомия для детей», ООО Видеостудия «Кварт», 2006 г.
Предполагаемый результат:
• осознание родителями и детьми понятия «здоровый образ жизни» и влияние образа жизни на состояние здоровья
• проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх; к книгам, к рассматриванию иллюстраций.
• интересуется собой, сведениями о себе
• любит слушать новые сказки, стихи, рассказы, участвует в обсуждениях
• участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; после просмотра мультфильмов
• использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты
• способен устанавливать связи между предметами и явлениями, делать выводы
• способен придерживаться игровых правил в дидактических играх
• может прочитать наизусть стихотворение с опорой на схему
• совместное оформление ребенком, педагогом, родителями книги «Мои уши»
Содержание работы в рамках реализации проекта
1 этап – подготовительный
№
п/п Наименование мероприятия Цель Участники
1 Беседы с родителями на темы:
«Как ухаживать за ушами»,
«Прокол ушей – что нужно знать, чтобы красота не потребовала жертв». Расширить знания по уходу за ушами. воспитатель
2 Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий Расширение, уточнение и закрепление знаний детей о своем теле. Воспитатель, родители
3 Подбор упражнений самомассажа, изготовление картотек Закрепление знаний детей о своем теле, активизация речи детей. воспитатель,
родители.
4 Подбор и приобретение художественной литературы по данной теме. Расширение знаний детей о своем теле и ухода за ним. воспитатель,
родители
5 Подбор и приобретение демонстрационного и раздаточного материала Повышение эффективности обучения, облегчение усвоения и
осознания материала. воспитатель,
родители
6 Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действия Активизация речи детей, обучение последовательному выполнению действий воспитатель,
родители
7 Подбор материала для информационного стенда «Здоровье с нами» Обогащение знаний родителей. воспитатель
2 этап – основной
№
п/п Наименование мероприятия Цель
Работа с детьми
1 Определение уровня знаний детей по данной теме
Образовательная область «Здоровье»
2 Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотоматериалов, карточек:
- органы чувств,
- части тела,
- мое тело,
- строение уха Дать основные представления о строении тела человека и назначении органов.
3 Массаж
- для ушей «Неболейка» (воздействие на слуховой аппарат) Ознакомление с упражнениями, укрепляющими системы организма. Профилактика простудных заболеваний
4 Беседы:
- «Чьи ушки лучше?»,
- «Советы доктора Айболита»,
- «Мои ушки» Закрепление основных культурно-гигиенические навыков, частей тела (ухо) и его значение в организме
5 Просмотр видеофильма:
- «Анатомия для детей» Обогащение знаний детей о строении тела (в отдельности – уха)
6 НОД здоровье/познание/ коммуникация:
- «Это ушки, чтобы слышать…» Закрепление знаний о частях тела и их назначением в организме человека
Образовательная область «Физическая культура»
7 Подвижные игры:
- «Найди пару»
- «Если весело живется…» Развитие общей моторики, координации движений.
Закрепление навыков выполнения основных видов движений, повышение двигательной активности.
Образовательная область «Социализация»
8 Сюжетно-ролевые игры:
-Я доктор – ЛОР.
- Кукла Маша заболела.
Формирование умений взаимодействовать в сюжетах с двумя (тремя) действующими лицами (врач/медсестра-больной)
Закрепление знаний детей в назывании частей тела.
9 Беседы:
- «Как ухаживать за ушами?»
- «Чьи это уши?» Формирование у детей сознательного стремления быть здоровыми, учить согласовывать прилагательное с существительным.
Образовательная область «Труд»
10 Рассказ:
«Моя мама врач - ЛОР»
Расширение и обогащение представлений о труде врача. Воспитание уважения к людям данной профессии.
Образовательная область «Безопасность»
11 Беседы:
-«Правила хорошего слуха».
Продолжение знакомство детей с элементарными правилами ухода за ушами. Развитие представления о строении уха.
Образовательная область «Познание»
12 ТРИЗ:
- «Хорошо или плохо!»,
- «Функции объекта»,
- «Что это такое»,
- «Что умеет делать»,
- «Узнай меня» Формирование умения выделять функции объекта.
13 Серия опытов:
- «Определи по звуку»
- «Слышу, не слышу» Формирование познавательного интереса, развитие мыслительной деятельности.
Образовательная область «Коммуникация»
14 Беседы:
- «Я и мое тело»
- «Зачем мне уши?» Развитие диалогической формы речи. Закрепление частей тела и их значение в организме.
15 Рассматривание картины:
«Моя мама - врач» Вовлечь детей в разговор во время рассматривания картины.
Закрепление знаний
16 Дидактические игры:
- «Что лишнее?»
- «Подбери правильно»
- «Что это? Найди и назови ласково»
- «Где чьё ухо?»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
17 Чтение художественной литературы:
- А. Пиль «Мое тело»
- К. Т. Зайцев «Уроки Айболита»
- загадки «Мое тело»
- стихи «Мое тело» Расширение знаний детей о своем теле.
Обогащение словаря детей за счет новых слов.
Формирование умения слушать новые стихи, рассказы.
18 Отгадывание загадок:
загадки «Мое тело»
Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием.
19 Разучивание стихотворения
- «Про уши» (Э. Мошковская)
Тренировка долговременной памяти. Закрепление знаний детей о назначении частей тела. Активизация речи детей.
Образовательная область «Художественное творчество»
20 НОД по рисованию
- «Человек» Закрепление знаний о частях тела и их назначением в организме человека.
Образовательная область «Музыка»
21 Звуки:
- ветра
- грозы
- дождя
- пение птиц
Дидактическая игра
- пантомима
- «Повтори ритм» Способствование развитию слухового внимания, двигательной активности.
Работа с родителями (законными представителями)
1 Оформление информационного стенда «Здоровье с нами» :
- ЗОЖ дома и в саду
- Как ухаживать за ушами. Ознакомление родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ОУ и дома
2 Мастер-класс по проведению массажа для ушей Обучение родителей делать массаж ушей для воздействия на слуховой аппарат.
3 Выпуск книжки «Наши ушки» Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности.
3 этап – итоговый
№
п/п Наименование мероприятия Цель Ответственный
1
НОД на тему: «Зачем человеку уши?» Закрепление полученных знаний. воспитатель
2 Обработка материала Систематизация материала. воспитатель, зам. зав. по В. Р.
3 Оформление презентации. Выступление на педсовете.
Распространение опыта работы по данной теме. воспитатель, зам. зав. по В. Р.
Выводы: реализовывая поставленные задачи, я планировала добиться повышение уровня знаний дошкольников о своем организме, осознанного бережного отношения к своему здоровью.
Детей увлёк процесс совместной деятельности, и они постоянно проявляли желание узнать больше о своём организме, о строении уха и его назначении.
Детям нравятся предлагаемые мной занятия, они слушают внимательно, им нравится наблюдать, экспериментировать, узнавать новое о себе и отвечать на вопросы, которые их давно волнуют.