Папки-передвижки

Проект «Удивительное стекло» в старшей группе 4–5 лет

анна чегодаева
Проект «Удивительное стекло» в старшей группе 4–5 лет

I. Аннотация:

Когда - то давным - давно мореплаватели причалили на незнакомый песчаный берег. Развели костер. Камней рядом не было, и, чтобы костер не погас, обложили его камнями соды и мела, который перевозили на своих кораблях. Усталость и ночь взяли свое и моряки уснули. А когда утром они проснулись, то увидели в песке между камнями соды и мела блестящие камушки - капельки. Так впервые люди получили стекло…

Публикация «Проект „Удивительное стекло“ в старшей группе 4–5 лет» размещена в разделах

Познавать окружающий мир легче и доступнее, начиная со знакомства со свойствами и качествами материалов ближайшего окружения. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов: самообучение, самовоспитание и саморазвитие, развивать в детях умение самостоятельно определять материалы ближайшего окружения, характеризовать их свойства и качества, устанавливать причинно-следственные связи между назначением предмета, его качествами и свойствами. Стекло — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека. Стекло, по его востребованности в современном мире, является одним из наиболее распространённых материалов, применяемых как в строительстве, быту, так и в науке. За этим многофункциональным материалом предполагается большое будущее. Поэтому, изучение многообразия свойств и качеств стекла для расширенного применения его в жизни человека, является особо интересным и актуальным.

Цель проекта : Познакомиться с историей возникновения стекла, его свойствами и сферой применения

Задачи: выяснить, где и как в жизни людей используется стекло

изучить литературу и узнать о различных свойствах стекла

проверить некоторые свойства стекла опытным путем

Методы: наблюдение, изучение и анализ литературы, эксперимент

Использование метода наблюдения в данной исследовательской работе включает:

- Выбор объекта (предметы из стекла, предмета (свойства и качества стекла) исследований;

-выбор способов регистрации наблюдаемого (изготовление фотографий);

- обработка полученной информации (выводы)

Изучение и анализ литературы- сбор информации об объекте исследования, составление библиографии -перечня источников, в которых исследуется объект работы (источники указаны в плане исследований).

- Эксперимент - проведение серии опытов со стеклом для определения качеств и свойств.

II. План исследования:

Объект исследования: стекло

Предмет: свойства и качества стекла

Вопрос: За какие качества и свойства ценится стекло?

В ходе работы я вместе с воспитателем выдвинул гипотезу: если стекло является одним из наиболее распространённых материалов современности, то человек может сделать его материалом будущего.

Намечен план:

• познакомиться с многообразием предметов из стекла, с историей возникновения стекла (рассмотреть предметы, изучить литературу, найти информацию в интернете, расспросить взрослых)

• провести серию опытов для знакомства со свойствами и качествами стекла

• узнать о сфере применения стекла в современном мире (найти информацию в интернете)

• создать коллекцию предметов и изделий из стекла

• поделиться с ребятами в детском саду полученными знаниями

Библиография:

Энциклопедия Кругосвет

М. П. Свешников «ТАЙНЫ СТЕКЛА»

С. А. Козлова «МОЙ МИР»

III. Описание работы:

Археологи делят всю историю человечества на несколько «веков» : каменный век, бронзовый, железный. Конечно, каждый такой век длится не сто лет, а гораздо больше, иногда много тысяч лет.

В каком веке живем мы сейчас? Может быть ещё в железном? Многие окружающие нас предметы либо сделаны из железа, либо созданы железными инструментами и машинами.

Не следует, однако, думать, что железный век будет продолжаться без конца. У железа появились уже соперники: более легкие металлы, пластмассы, стекло. С каждым годом они становятся всё нужнее. И, возможно, что когда-нибудь они окажутся для техники важнее, чем даже железо.

Мы не знаем, как назовут этот новый век будущие ученые. Может быть, — веком легких металлов. Может быть, — веком пластмасс. А может быть, они назовут его — век стекла, стеклянный век. Сегодня мы не можем представить себе жизни без использования стекла.

Куда ни глянь, везде нас окружают стеклянные изделия — посуда, бутылочки, пузырьки, фотоаппараты, телекамеры, микроскопы, телескопы и многие другие предметы и приборы.

Какие же тайны таит в себе стекло, почему оно так ценно для нас? Чем отличается оно от всех иных материалов? На эти и другие вопросы я попытался ответить. Но было это не сразу. Началась моя история стекла с шахмат.

Да-да, именно с шахмат. Я давно увлекаюсь шахматами, мне очень нравится эта игра и, зная моё увлечение, моя семья в Новый год сделала мне замечательный подарок – стеклянные шахматы. До этого у себя дома и в других местах я, конечно, много раз встречался с предметами из стекла, но я словно не замечал, что они стеклянные, не придавал этому никакого значения. Но получив в подарок стеклянные шахматы, я впервые осознанно обратил внимание на их красоту и цвет. Я стал рассматривать окружающие меня предметы, выделяя из них стеклянные.

В первую очередь, в поле моего зрения попали всевозможные домашние предметы: на кухне у мамы я обнаружил цветные стеклянные стаканы, графин, бутылочки. То, что стекло прозрачное, я понял, когда мне было 4 года и в нашей квартире устанавливали новые окна. О том, что оно очень хрупкое и может легко разбиться, я понял тогда, когда случайно разбил чашку в детском саду.

На этом мои открытия не закончились. С папой и мамой я провё л серию опытов и вот что определил: стекло, в сравнении с внешне похожим на него пластиком, холодное на ощупь

и тяжёлое, т. к. тонет в воде.

Стекло водонепроницаемое, вода, налитая в стеклянный стакан, никуда не выливается.

Если до него дотронуться, оно издает мелодичный звук.

Это значит, что стекло звенит, звучание его похоже на звучание металлофона.

Галина Николаевна рассказала мне, что стекло изобрели 5тыс. лет назад, делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Итак, получается, что гладкое и прозрачное стекло состоит из совсем не гладких и прозрачных материалов. Не удивительно ли это? В момент окончания плавки стекла мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри, на один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму нужной величины, и получались изящные, красивые вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло,

называют стеклодувом.

Галина Николаевна объяснила мне, чтобы придать стеклу необходимую форму, его надо нагреть до 1000 градусов Цельсия, что совершенно невозможно в домашних условиях. Температура плавления стекла зависит от его цвета. Оказывается, чем темнее перерабатываемое стекло, тем выше нужна температура для его переплавки. А ещё это один из немногих материалов, которые могут быть переработаны на 100%, не теряя при этом качества. Отслужившие свой век стеклянные изделия легко пустить во вторичное использование. Вот тогда стекло подвергается переплавке. Причем произвести из битого стекла новое изделие в 40 раз дешевле, чем сделать то же самое из первичного сырья. Тогда же Галина Николаевна мне рассказала, что когда разбивается стекло, трещина движется со скоростью 4828 км/ч. Но если битое стекло остаётся в природе, то от перепадов температур осколки стекла растрескиваются и крошатся. Постепенно превращаясь в конечный продукт распада – стеклянную крошку, необыкновенно сходную с песком. А так как стекло является долговечным и очень износостойким материалом, то отходы из него разрушаются в природной среде в течение сотен лет. Знакомство со следующим свойством стекла произошло после прочтения в детском саду сказки под названием «Осколок стекла».[3]

В сказке говорилось о том, что осколки разбитого стекла стали причиной лесного пожара. Мне стало интересно, может ли на самом деле в лесу случиться пожар по такой причине, ведь сказка есть сказка и часто она бывает очень далека от реальности. Я снова спросил об этом у папы и брата. Мы стали вместе искать ответ на этот вопрос в энциклопедии, а потом и в интернете. Во время этих поисков мы узнали, что осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку (ее называют фокусом) и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки. И так возникает пожар. Папа мне объяснил, что увеличительное стекло или попросту лупа сильнее притягивает солнечные лучи, собирая их в один пучок, и от этого ещё быстрее может произойти возгорание. Мы в детском саду проделали опыт с увеличительным стеклом, и я сам смог убедиться в правдивости данного факта. В пасмурную погоду лучи солнца может заменить обычная лампа. [4]

Однажды Галина Николаевна однажды меня удивила- сказала, что через матовое стекло можно увидеть предметы, стоящие за ним. Мы с папой нашли информацию, как это сделать. Для опыта мы взяли кусочек матового стекла и приклеили на него прозрачный скотч. Если посмотреть через такое стекло на предметы, то они в самом деле становятся видны. Я предложил папе приклеить скотч с другой стороны тоже, но, оказалось, что в этом случае предметы стали совсем мутными и нечеткими. Значит, чтобы посмотреть на предметы через матовое стекло, нужно только с одной стороны приклеить скотч. Секрет в том, что скотч сглаживает неровную поверхность матового стекла и изображение за стеклом становится более четким.

Опыт за опытом, мне становилось всё интереснее узнавать про удивительные свойства стекла. Так же мы прочитали, что с помощью современных технологий учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. А Галина Николаевна рассказала мне, как делают бронированные стекла. Оказывается, при создании бронированного или пуленепробиваемого стекла берут несколько слоев стекол и накладывают их друг на друга, связывая между собой специальной полимерной пленкой. После весь этот стекольный бутерброд хорошо прогревают в печи и прокатывают станком под высоким давлением. А вы знаете, почему ветровое стекло у автомобилей не рассыпается на кусочки, когда его пытаются разбить? Все просто. Как в случае с бронированным стеклом, на ветровое стекло тоже накладывается специальная пленка, которая не позволяет треснувшему стеклу разлететься на кусочки. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар, оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями и люди не поранятся об осколки. Это изобретение существенно снижает риск травм от осколков стекла при авариях.

Получается, что стекло может быть как хрупким, так и очень прочным материалом, в зависимости от сферы его применения. По совету моей воспитательницы в интернете мы нашли также много информации об использовании стекла в мире моды. Оказалось, что в настоящее время уже существуют образцы стеклянной одежды и обуви.

В ходе моего исследования я не только познакомился со свойствами стекла, но также собрал небольшую коллекцию стеклянных предметов.

Стекло удивительный материал, познакомившись с ним поближе, я узнал много интересного и теперь о нё м могу сказать следующее:

Стекло на ощупь может гладкое или с бугорками, скользкое и холодное, но при этом тяжёлое, т. к. тонет в воде.

Стекло может быть прозрачным, т. к. через него всё видно, но может быть и цветным.

• Оно может быть очень хрупким, легко бьющимся и пуленепробиваемым.

• Если дотронуться до стекла палочкой оно издаёт приятный мелодичный звук, т. е. звенит.

Стекло водонепроницаемый материал, так как практически в любую стеклянную посуду можно наливать воду.

Стекло хоть и твёрдый материал, но в момент плавки становится пластичным, который можно сгибать, растягивать, придать любую форму.

Стекло, особенно увеличительное, собирает солнечные лучи в пучок и от этого может произойти воспламенение легко возгораемых предметов, например, бумаги или сухой травы.

Широкая сфера применения свидетельствует о том, что стекло претендует на право считаться материалом будущего. Это означает, что выдвинутая мною гипотеза верна. Заканчивая свой экскурс в удивительный мир стекла, я решил рассказать обо всех своих экспериментах ребятам в детском саду и поделился с ними полученными знаниями. По завершении своего проекта я понял такую вещь : мир вокруг нас большой и интересный, многое в нём, на первый взгляд, кажется понятным и давно известным, однако это не совсем так. Мы много ещё не знаем, а потому, чем попусту терять время за компьютерными играми, лучше внимательно посмотреть вокруг, и мир откроет вам свои тайны.

Информационные источники:

1. П. Утевская "Рассказы о стеклянной ниточке". Детская литература 1968. рис. А. Добрицына.

2. С. Литвиненко "Технология фьюзинга". Киев, 2005.

3. Т. А. Шорыгина «ОСКОЛОК СТЕКЛА»

4. Мультфильм «УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО»

Публикации по теме:

Беседа по экологии «Бумага — удивительное изобретение человека» в подготовительной группеБеседа по экологии «Бумага — удивительное изобретение человека» в подготовительной группе Современному человеку трудно представить жизнь без бумаги. Бумаге около 20000 лет. Мир книг, открыток, писем плакатов, блокнотов, тарелок.

Фотоотчет тематической недели «Удивительное рядом» к юбилею Э. Успенского в старшей группеФотоотчет тематической недели «Удивительное рядом» к юбилею Э. Успенского в старшей группе Уважаемые коллеги! 22 декабря детскому писателю Эдуарду Успенскому исполнилось 80 лет! Кто не знает Эдуарда Николаевича? По его произведениям.

Конспект НОД в средней группе «Удивительное дерево сибирской тайги — кедр»Конспект НОД в средней группе «Удивительное дерево сибирской тайги — кедр» Возраст: средняя группа (4 – 5 лет) Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно – эстетическое.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Стекло и пластмасса» для детей с ОВЗКонспект занятия по экспериментальной деятельности «Стекло и пластмасса» для детей с ОВЗ Образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «коммуникативное развитие», «физическое развитие» Цель. Познакомить.

Педагогический проект «Удивительное приключение хлебной корочки» Педагогический проект: «Удивительное приключение хлебной корочки» 3 января 2016 года Средний дошкольный возраст. Цель: Формировать у.

Планирование тематической недели «Удивительное рядом» к 80-летию Э. Успенского в старшей группеПланирование тематической недели «Удивительное рядом» к 80-летию Э. Успенского в старшей группе Тема недели:"Удивительное рядом" к 80-летию Э. Успенского Цель:развитие интереса к современной детской художественной литературе. Задачи:.

Проект «Мир малышей» в старшей группеПроект «Мир малышей» в старшей группе Польза детского сада для ребенка огромна. В саду у ребенка появляются друзья - сверстники, где он учится общаться с другими, находить.

Проект в старшей группе «Гжель» Проект в старшей группе «Гжель» Актуальность - Недостаточный уровень знаний детей в области декоративно-прикладного творчества русского.

Творческий проект «Удивительное тесто» в старшей группеТворческий проект «Удивительное тесто» в старшей группе Описание проекта. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках, а это происходит в дошкольном.

Удивительное рядомУдивительное рядом Хоть наш посёлок и называется городского типа, мы живём можно сказать в глубинке Детям на каникулах даже сходить некуда. Иногда нас радуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Удивительное стекло» в старшей группе 4–5 лет
Опубликовано: 23 декабря 2020 в 17:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД