Гопко Олеся Александровна
Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе
Тип проекта : Практический, краткосрочный.
Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатели 1 младшей группы.
Актуальность проблемы:
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Публикация «Проект „Умелые пальчики“ по развитию мелкой моторики в первой младшей группе» размещена в разделах
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы работы.
Проблематика:
Не достаточно развита речь.
Цель проекта :
развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы.
И так же были выделены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
3. Развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
4. Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
5. Расширять кругозор детей, создавая атмосферу радости и удовольствия.
6. Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Изучение литературы
Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М. : Просвещение, 1974.
Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи. - М. : Просвещение, 2009
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009.
Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М. : Академия, 2010.
Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. : Владос, 2011.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2009.
Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.
Винарская Е. Н. Дизартрия. - М. : Изд-во АСТ, 2011.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И. В. Дубровина. - М. : Академия, 2010. -
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М. : Академический проект, 2010.
Предполагаемые итоги проекта :
• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
• пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность.
• развитие речи ребенка; употребление в речи наиболее сложных предложений; появление в речевом словаре новых слов.
Формы работы с детьми:
Пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук.
Формы работы с родителями:
Беседы, консультации, анкетирование.
Используемый материал:
дидактические игры, пальчиковые игры, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук, пальчиковый театр.
Форма реализации проекта : в виде презентации.
Срок реализации проекта :1 месяц. (1 апреля- 30апреля).
Этапы проведения проекта :
Организационный этап:
- подбор и изучение литературы по теме;
- составление картотеки пальчиковых игр со словами для развития мелкой моторики;
- Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год;
- Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2-й – практический: Работа по плану.
План работы по реализации проекта
1 неделя
Понедельник
Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
Игры с конструктором
Вторник
Пальчиковая игра «Козочка»
Игры с мозаикой
Среда
Пальчиковая игра «Мы варили суп»
"Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги".
Четверг
Пальчиковая игра «Кораблик»
Работа с раскрасками - штриховка
Пятница
Пальчиковая игра «Два веселых гуся»
Лепка из глины и пластилина
Суббота
Пальчиковая игра «Банька»
Спрячь платочек
2 неделя
Среда
Пальчиковая игра «Семья»
Ищем маленькие игрушки в миске с крышками
Четверг
Пальчиковая игра «Ой мороз, мороз…»
Игры с прищепками
Пятница
Пальчиковая игра «Апельсин»
Игра с клубочками
3 неделя
Понедельник
Пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку…»
Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, и т. п
Вторник
Пальчиковая игра «Пальчиковые загадки»
Собирание пазлов и разрезных картинок
Среда
Пальчиковая игра «Дом»
Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)
Четверг
Пальчиковая игра «Маланья»
«Бусы для мамы» нанизывание
Пятница
Пальчиковая игра «Лакомка»
Рисование нетрадиционным методом
4 неделя
Среда
Пальчиковая игра «Постираем белье»
Работа с пластилином
Четверг
Пальчиковая игра «На постой»
Пальчиковая гимнастика- шнуровка
Пятница
Пальчиковая игра «Снег, снег»
Массаж ладоней и пальцев рук
Картотека игр на развитие мелкой моторики :
«ЕЛОЧКА»
«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»
Шишечки, показывают кулачки
Иголочки, указательные пальцы
Шарики, пальцы сжимают в круг
Фонарики, показывают «фонарики»
Зайчики, показывают «ушки зайца»
И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу
Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами
Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени
«КОТ НА ПЕЧИ»
«Кот на печи стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет,
Кошка в окошке показывают как шьют иголкой
Полотенце шьет.
Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз
На печке сидят, и качают головой вправо-влево
На печке сидят
Да на котика глядят. показывают руками «очки»
Все на котика глядят
И сухарики едет». щелкают зубками
«ПРЯНИЧЕК»
«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками
Тесто разминали.
Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе
Тесто раскатали.
Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки
Будет пряничек большой.
Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди
Будет пряник золотой.
Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»
Испекли ребятки.
Пряничек, пряничек
Очень, очень сладкий.
Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх
Угощайтесь, гости!
Приходите к нам еще, манят к себе
Очень, очень просим!»
«КУРОЧКА»
«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним
По двору гуляла, пальцем по бедрам
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
- Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке
Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем
Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке
«МЫШКИ»
«Вот как наши ребятишки дети «скребут» пальчикам по бедрам
Расшалились, словно мышки:
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Ш – ш – ш…» трут ладошкой о ладошку
«ПАЛЬЧИКИ»
«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру
Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем
Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге
Коготком скребет как мышка.
А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони
Спать улегся на бочок.
А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы
Пальцы делают зарядку.
Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок
Спите, пальцы, засыпайте!»
(при повторе выполняются движения другой рукой)
«ЦВЕТОЧКИ»
1. Как в лесу на кочке выпускают пальчики из кулачков
Расцвели цветочки.
Пр. : Цветики, цветики, «фонарики»
Цветики цветочки – 2р.
2. С ветерком шептались трут ладошку об ладошку
Солнцу улыбались. кивают головками
«ПИРОГ»
«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз
Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками
Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем
Не из снега – из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону
«СОРОКА-БЕЛОБОКА»
«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! показывают большой палец
Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны
Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак
Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол
«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»
«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, имитация мытья рук
Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! хлопки в ладоши
Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб»
Поиграли снова в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши
Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую
С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши
Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени
Как они устали - ладушки – ладошки!» поглаживание рука об руку
«ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ»
«Девочки и мальчики! вытягиванием руки в стороны, машем крыльями
Совсем как попугайчики.
Крылышками помашите,
Хохолками потрясите, наклоны головы вправо-влево
Друг на друга посмотрите, поворачиваются к соседу и смотрят в глаза
В джунгли вместе полетите, руки в стороны, машем крыльями
На пальму опуститесь,
Крылышками встряхните!»
«НА ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ»
«На лесной лужайке показываем «ушки зайчика»
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали, хлопки
Ножками топали, топают ногами
Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук
Выше всех скакали. прыжки на двух ногах
Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»
Песенку пропели:
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками
Ля-ля-ляйки!
Ах, какие мы веселые зайки!»
«КИСКА»
«Есть у киски глазки показывают свои глазки
Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими
Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки
Мягкие подушки.
Киска, киска, не сердись грозят пальчиком
Не царапай деток,
Брысь!» хлопок в ладоши
«РАНО УТРОМ Я ВСТАЮ»
«Утром рано я встаю, свою песенку пою,
И со мною дружно в лад подпевают сто ребят! руки вверх, расставив пальцы
Подпевают сто ежей, руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые
Подпевают сто ужей, соединены ладони, волнообразные движения
И поют ее зайчата, «ушки зайчика»
И поют ее лисята, «лисьи лапки»
Под землею старый крот прищуривание глаз, «мордочка крота»
Эту песенку поет.
А в берлоге медвежата, руки в стороны, переваливание с ноги на ногу
А в болоте лягушата, «лягушачьи лапки»
Очень важный бегемот выставление вперед живота, руки на животе
С удовольствием поет.
Даже страшный крокодил соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»
Эту песню разучил!
Промурлыкала нам кошка «кошачьи лапки»
Песню, сидя на окошке. кладут голову на «лапки»
Слышишь, указательный палец вверх
Как под нашей крышей руки над головой, «крыша домика»
Эту песню поют мыши? «мышиные лапки»
Утром рано мы встаем,
Хором песенку поем».
«ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
«Наши девочки и наши мальчики руки на поясе
Ловко прыгают, как мячики,
Головой слегка качают
И красиво приседают.
Ручками хлопают вот так, вот так,
Ножками топают вот так, вот так,
Кулачки сжимают вот так, вот так,
Ладошки раскрывают вот так, вот так.
На ладошки мы подуем,
Наши пальчики разбудим шевелят ими
Наши пальчики проснулись кисти вверх
- Мы проснулись, мы проснулись сгибают пальцы
И друг другу улыбнулись. соединяют пальцы
Стали пальцы обниматься руки в замок
Стали пальцы целоваться касаются подушечками пальцев
А потом и баловаться. фонарики
Подошла Ладошка выставление ладоней
И сказала: - Крошки! шевелят пальцами
Хватим вам играть, хватит баловаться взмахи кистями
Надобно трудиться! руки вместе
- А мы хотим резвиться! фонарики
Но тут пришел Кулачок,
Пальцы спрятались кулачки
Молчок палец к губам
- Так вот они какие, наши пальцы озорные!
Маму-Ладошку не слушают,
Папу-Кулачка огорчают!
- Ай-я-яй, стыд и срам!
Пальчики не стыдно вам?
Пальцы спрятались в подмышках
И тихонько там сидят.
Им, конечно, очень стыдно
Маму с папой обижать.
Ладно, пальцы, выходите,
На ребяток поглядите руки в стороны
Поглядели, поглядели, сразу же повеселели фонарики
- Будем, будем мы трудиться руки соединили
А потом, уже резвиться!» хлопают по коленям
«ИГРУШЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК В ЛЕСУ»
«Ах, как жутко на лесной лужайке руки, на щеки, покачивание головой
Бедному игрушечному зайке «ушки зайчика»
Кружится над зайкой стрекоза руки в кулаки, выставив указательный и
средний пальцы, быстро ими шевелить
И глядит, глядит во все глаза. «глаза стрекоза»
И пчела все уши прожужжала, приставляют пальцы к ушам – «не слышать»
У нее ужаснейшее жало. руки в кулак, выставление указательного пальца
И жуки рогатые ползут руки на колени, перебирание пальцами
Ахнуть не успеешь взяться за голову руками
Загрызут. пощекотать кого-нибудь рядом
Бегают по зайчику мурашки быстро перебирать пальцами по груди
Ах, как страшно зайчику-бедняжке. «ушки зайчика»
Игровой самомассаж
Поглаживание
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух – пяти пальцев – это «лучи солнца».
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
Г. Виеру
Примечание. Предварительно попросите ребёнка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трёх пальцев.
Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух – пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели
Большая пурга,
Стелила постели
Морозам она,
И было метелям
Совсем не до сна.
Мы утром в окошко
Взглянули на сад –
Сугробы в саду,
Как подушки лежат.
В. Степанов
Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребёнка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Дунул ветер на берёзку,
Разлохматил ей причёску.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
М. Пляцковский
Растирание
Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Первый вариант
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.
В. Берестов
На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; приговаривая третью и последующую строчки, сжимают и разжимают кулаки.
Второй вариант
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой,
Называется – Большой.
Пальчик второй – указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний
Дано ему имя.
Палец четвёртый зовут
Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимчик.
По счёту он пятый,
Зовётся Мизинчик.
Л. Хереско
Примечание. Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки – растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.
Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).
Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка – кошка.
В. Левин
Примечание. Предварительно вместе с ребёнком желательно вспомнить, как умывается кошечка.
Гребнеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука)
Диво дивное – паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутёк,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
В. Суслов
Пиление ладони пальцами противоположной руки.
Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
С. Маршак
Примечание. Обратите внимание ребёнка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.
Пилит, пилит пила,
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поёт,
Соням спать не даёт.
В. Сокол
Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом)
Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это –
Руки мой перед едой
И после туалета.
Разминание
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка – ползушка,
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.
Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)
Желательно вместе с ребёнком вспомнить, как медленно ползёт улитка.
Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.
Гуси-гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Так летите же домой.
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Русский фольклор
Примечание. Предварительно попросите ребёнка руками изобразить гуся.
Вибрация
Пунктирование двумя – пятью пальцами (игра на пианино).
Кто там топает по крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап –кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.
Ж. Давтьянц
Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.
Кто на розовой заре,
На росистом серебре
Барабанит, барабанит
По сосновой по коре?
Дятел петь захотел,
Дятел песню носом спел.
Э. Мошковская
Примечание. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.
Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
В. Линькова
Примечание. Обратите внимание ребёнка на то. что кисть, сложенная в щепоть напоминает голову птицы.
Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.
Тук-тук-тук,
Молоток – мой лучший друг.
Г. Виеру
Поглаживание
Лёгкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Во дворе у Толика
Маленькие кролики.
Беленькие кролики, целых восемь штук.
По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку
Кролики из рук.
В. Кодрян
Примечание. Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.
Рекомендации для родителей
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
3-й – заключительный: обобщение результатов работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Реализация Основной образовательной Программы муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
«Мишутка» на 2016-2017 учебный год (Утверждена приказом МБДОУ «Детский сад Мишутка» от 30. 08. 16 № 29);
2.«Картотека тематических пальчиковых игр» составитель И. Н. Калмыкова
3. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей» - М:, - «Гном и Д», 2002
4. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют»- СПб. : «Паритет»,2003;
5. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург, 1997г.
6. О. И. Крупенчук «Ладушки» пальчиковые игры для малышей С-Петербург 2009г.
Средства достижения поставленных задач.
Использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми.