Получи документы

Проект «Успешный первоклассник»

Тураева Маргарита Владимировна
Проект «Успешный первоклассник»

В рамках инновационной городской деятельности:

Проект :

«Информационный, познавательно-творческий»

«Успешный первоклассник"

Руководитель проекта :

воспитатель I квалификационной категории

Тураева М. В.

Пояснительная записка

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и букетом в руках отправляется в 1 класс, первый раз. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду? Так подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего первоклассника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли её предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения.

Публикация «Проект „Успешный первоклассник“» размещена в разделах

В первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о сформированности у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получить конкретные знания и умения. Далеко не каждая семья может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к посещению школы. В связи с этим нами был разработан проект подготовки детей к школе.

В ходе реализации этого проекта дети приобретут элементарные вычислительные навыки, сделают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений. В ходе работы будут развиваться коммуникативные навыки, познавательные процессы, творческие способности. Все это закрепится в игровой, адаптированной к возрасту детей форме, на занятиях по физической культуре.

Актуальность проекта.

Психологическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимание взрослых. Увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Установлена прямая зависимость между нарушением психологического здоровья и учебной успешностью детей.

Паспорт проекта

Части проекта Содержание

Наименование проекта «Успешный первоклассник

Тип проекта «Информационный, познавательно-творческий»

Целевая группа проекта Подготовительная к школе группа.

Участники проекта Воспитатели

Социальная группа проекта - Родители

Срок реализации Долгосрочный, 1 октября 2018 г. – май 2019г.

Перспектива развития проекта Использование проекта в работе с детьми подготовительной к школе группе, с целью повышения уровня готовности к школьному обучению.

Основания для разработки проекта Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Некоторые дети приходят в первый класс неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально – волевой. От того, как сложится школьная жизнь у ребенка, от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, и в конечном итоге благополучие во взрослой жизни.

Современная школа требует от поступающего в первый класс наличия определённого уровня развития произвольности поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей рук; сформированность желания идти в школу, определённой мотивации учения, определённого «типа школьной зрелости», достаточного уровня развития предпосылок учебной деятельности.

Важной задачей дошкольного учреждения является помощь в развитии и социализации детей, подготовка к школе. Сегодня достаточно большое количество дошкольников попадают в так называемую «группу риска», имеют низкий уровень по результатам диагностического обследования, и требуют пристального внимания педагогов, логопедов, психологов. Эти дети имеют различные нарушения: недоразвитие высших психических функций (памяти, мышления, восприятия, воображения). Кроме того, дети в детском саду имеют разный опыт общения с взрослыми и сверстниками. Основная задача в работе с такими детьми – правильно определить структуру нарушений ребёнка и грамотно организовать ему своевременную помощь, развивать интеллектуальные способности, проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы, оказывать помощь в преодолении барьеров в общении.

Проблема Недостаточный уровень готовности детей к школьному обучению.

Предполагаемые причины: их можно условно разделить на органические и воспитательные.

Органические причины - различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленное здоровье.

Воспитательные причины – недостаток в воспитательной среде, педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях.

Новизна Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника»

Цель проекта Создание системы работы по формированию «внутренней позиции школьника» и повышение грамотности и компетентности родителей

Задачи проекта :

Образовательные:

Формирование у детей подготовительной к школе группы правильное представление о школе и учении;

Формирование психологической готовности детей к обучению в школе при помощи организации психолого-педагогических мероприятий;

Формирование речевой активности, обучение основам чтения, формирование элементарных математических представлений через организацию специальных занятий;

Формирование эмоционально-положительное отношение к школе;

Формирование навык произвольности поведения и учебной деятельности.

Развивающие:

Развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;

Развитие у детей познавательных процессов, когнитивных умений и способностей, необходимых для обучения в школе (память, логическое мышление, внимание, восприятие, наблюдательность, пополнение словарного запаса);

Развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно – продуктивной деятельности;

Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Воспитательные:

воспитывать умение принимать решения - самостоятельно;

принимать с уважением мнение другого человека;

воспитывать навыки здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.

Краткое описание проекта по этапам

С 01 октября по 01 ноября 2018г.

(1 месяц)

С 01 ноября по 31 апреля 2018г.

(6 месяцев)

С 1 мая по 30 мая 2019г. (1 месяц) Подготовительный этап (планово – прогностический, поисковый) :

Мониторинг (на начало учебного года) :

педагогический мониторинг, проводиться педагогами и узкими специалистами;

психоэмоциональное развития детей (методика Горбунова Е. А., проводится педагогом – психологом;

речевого развития, проводиться учителем – логопедом.

Оформить необходимую документацию (карты индивидуального развития, журнал посещаемости, журнал обращений за консультативной помощью)

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;

Подготовить домашнее задание для родителей: собрать необходимую информацию и оформить ее;

Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно-печатных игр на школьную тематику.

Основной этап: реализация проекта.

ООД проводиться педагогом ежедневно, в рамках реализации рабочей программы, разработанная по основной образовательной программы ДО «Детство».

Занятия с педагогом - психологом в проводится 2 раза в неделю (индивидуальные и групповые).

Занятия с инструктором по физ. культуре и с музыкальным руководителем проводятся в рамках учебного плана.

Занятия с учителем – логопедом проводится 2 раза в неделю (индивидуальные и групповые).

Заключительный этап:

Проведение итогового мероприятия «Интеллектуальная игра для родителей и детей дошкольного возраста «Планета детства»;

Итоговый мониторинг, проводиться педагогами, узкими специалистами, учителем – логопедом, педагогом – психологом;

Анализ результатов мониторинга, освоения образовательном программы;

Сбор отзывов детей и родителей по итогам проекта.

Ожидаемый результат Облегчение процесса социально-психологической адаптации к школе;

Воспитание положительного отношения к школе;

Повышение уровня готовности детей к школе;

Выработки навыков общения и поведения в коллективе;

Сформированность начальных навыков чтения, элементарных математических представлений;

Повышение уровня речевого развития;

Развитый познавательный интерес к учебной деятельности и сформированность желания учиться в школе;

Воспитание у детей организованности, сплоченности в группе, уважения к старшим;

Воспитание у детей навыков ЗОЖ и осознанного отношения к здоровью, развитие общей и мелкой моторики, общее оздоровление организма.

Методический продукт:

Альбомы для родителей и педагогов с играми и упражнениями, направленными на развитие мышления, внимания, памяти, воображения;

Фотоколлаж детей «Я выпускница», «Я выпускник».

Выставка творческих работ «Мы будущие школьники».

Коллективная работа «Мы вместе».

Презентация «Наши успехи».

Стендовая информация для родителей по теме «Готовность ребёнка к школе» (консультации, памятки, брошюры, папки – передвижки и т. д.)

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы ребёнка.

Лэпбук подготовке к школе «Обучение к грамоте», «Математика вокруг нас».

Демонстрационный и раздаточный материал для развивающей работы.

Прогноз возможных негативных последствий. Мы предполагаем следующие возможные трудности и пути преодоления их:

1. Слабая мотивация участников проекта педагогов детского сада и школы, родителей.

Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.

2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.

Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу с углубленным изучением вопроса на протяжении всего проекта.

3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

Формы организации проекта Опрос и анкетирование родителей,

Использование ИКТ, просмотр презентаций и интерактивные игры по данной теме;

Визуальный (метод наблюдения);

Чтение художественной литературы, рассматривание с детьми иллюстраций, книг на данную тему;

Непосредственная образовательная деятельность;

Игры: дидактические, сюжетно – ролевые, настольно-печатные,

Консультации, памятки, брошюры для родителей, папки-передвижки;

Психодиагностические методики эмоциональных состояний, коммуникативных связей;

Диагностика развития познавательных процессов, речевой активности, сформированности элементарных математических представлений;

Итоговое мероприятие «Планета детства»

План реализации проекта

Период Содержание работы Участники

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

I.Подготовительный этап (планово – прогностический, поисковый)

с 01 октября по 01 ноября 2018г.

(1 месяц) Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

Диагностика психоэмоционального развития детей (методика Горбунова Е. А.);

Проведение индивидуальной и групповой развивающей работы по повышению уровня готовности детей к школьному обучению (в течение года);

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, бесед;

Подбор репродукций художественных картин на данную тематику;

Опрос детей «Что ты знаешь о школе?», с целью выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Создание развивающей среды «Уголок Школьника» :

Методического пособия «Мой Алфавит», «Город гласных и согласных звуков» (своими руками);

Пошив школьной формы для куклы мальчика и девочки;

Изготовление школьной мебели для кукол (парта и стул для школьника, стол и стул для учителя, доска)

Приобретение для каждого ребенка «Касса букв и слогов», рабочая тетрадь «Учимся писать печатные буквы»

Картотека загадок, стихотворений о школе и школьных принадлежностях

Изготовление дидактических игр: «Четвертый лишний», «Мой портфель», «Собери портфель», картотека дидактических игр по развитию речи «Речевой ручеек»

Лэпбук подготовка к школе «Обучение грамоте»

Лэпбук подготовка к школе «Математика вокруг нас»

Индивидуальные консультации для родителей по результатам диагностики (в начале года и в конце);

Родительское собрание в детском саду по подготовке детей к обучению в школе.

Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам развития детей подготовительных групп (по запросам родителе) – в течение года;

Консультация для педагогов группы по результатам обследования детей (в начале года и в конце);

Разработка занятий и развлечений по данной теме;

Разработка групповых занятий по программе психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик – семицветик. Приключения будущих первоклассников» под редакцией Н. Ю. Куражевой;

Разработка рекомендаций, консультаций для родителей, брошюры и папки передвижки;

Подбор методической литературы по данной теме для реализации проекта;

Разработка рекомендаций для родителей и педагогов с целью повышения уровня познавательного развития детей;

Разработка плана взаимодействия между ДО и школой на основе концепции непрерывного образования

II. Основной этап: реализация проекта (с 01 ноября по 31 апреля 2018г) - 6 месяцев

Ноябрь Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Экскурсия к зданию школы

Просмотр мультфильма на тему «Школа»

Игра – викторина для детей «Путешествие в сказку»

Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

Беседа с детьми на школьную тематику

Литературная викторина «В гостях у сказки» (по сказкам) Консультация для родителей на тему «Воспитание детей седьмого года жизни», «Что должен знать ребенок 6-го года жизни» «Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе: советы психолога»

Буклет для родителей «Готовим ребенка к школе»

Оформление папки-передвижки по оптимизации детско-родительских отношений «Полезные подсказки для родителей» Консультация для педагогов «Интеллектуальное развитие детей», «Развитие школьно - значимых психофизических функций», Воспитатели, специалисты, родители, дети

Декабря Экскурсия в школьный класс «Первый урок»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», Мне трудно!», «Переменка»

Просмотр презентации «Школьный урок»

Викторина «Колесо знаний»

Знакомство с игрой «Собери портфель» - закрепить знания детей о назначении школьных предметов

Интеллектуальная игра «Почемучки»

Рассматривание школьных принадлежностей – познакомить детей со школьной атрибутикой, ее назначением

Сюжетно – ролевая игра «Школа» Консультация для родителей: «Как привить ребенку дисциплину»,

Папка – передвижка «Лексическая тема. «Скоро в школу: школьные принадлежности»

Составление библиотечки «Семейное чтение» : привлечение родителей к поиску детской обучающей литературы, позволяющей обеспечить подготовку ребёнка к школе

Стендовая информация «Роль игры при подготовке детей к школе»

Семинар «Готовность к школе как фактор успешного обучения» Консультация для педагогов: «Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению в школе» Воспитатели, специалисты, родители, дети

Январь Викторина «Все обо всем»

Экскурсия в школу: посещение библиотеки и знакомство с библиотекарем.

Литературная викторина «Веселые рассказы» (в рамках проекта «Племя юных фантазеров»)

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка»

Знакомство с игрой «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы) - активизировать словарь, классификация предметов, развитие речи.

Беседа «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Интеллектуальная игра «Царица наук Математика» Психологическая справочная с информационным материалом «Расширяем кругозор»

Стендовая информация «Первые шаги по выбору школы», «Готовим будущего первоклассника» Консультация «Психологические трудности, испытываемые дошкольником»

Оформление альбомов для родителей и педагогов с играми и упражнениями на развитие внимания, мышления, памяти Воспитатели, специалисты, родители, дети

Февраль Интеллектуальный конкурс для дошкольников «Знай-ка»

Интеллектуальный конкурс «Конкурс интеллектуалов»

Просмотр и обсуждение мультфильма «Остров ошибок», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков» - формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе

Выставка рисунков «Кем я хочу стать?

Сюжетно – ролевая игра «по желанию детей (профессии)» Консультация «Расскажи о школе».

Стендовая информация «Готовность к школе, что мы понимаем»

Беседа по детским рисункам «Кем я хочу стать, или все работы хороши» Консультация «Диагностические задания для определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»; Воспитатели, специалисты, родители, дети

Март Час загадок и ребусов о школе

Заучивание пословиц и поговорок о трудолюбии

Интеллектуальное развлечение «Для того чтоб кем-то стать, надо очень много знать (профессии)

Выставка рисунков «С чего начинается дружба»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» - воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным Консультация «Развиваем ребенка вместе»

Оформление папки-передвижки «Гиперактивный ребенок. Как быть?»

Стендовая информация «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»

Беседа по детским рисункам «С чего начинается дружба»

Открытое занятие для родителей по развитию познавательной сферы детей подготовительной группы Рекомендации «Акценты подготовки ребенка к школе» Воспитатели, специалисты, родители, дети

Апрель Выставка рисунков «Мой портфель»

Интеллектуальная игра для родителей дошкольного возраста «Планета детства»

Углублённый мониторинг детей подготовительной к школе группы Консультация «Влияние компьютерных игр на развитие дошкольника»

Анкетирование «Готовы ли к школе родители»

Стендовая информация «Заповеди первоклассника»,

Беседа по детским рисункам «Мой портфель»

Консультация «Советы для родителей первоклассника» Воспитатели, специалисты, родители, дети

III.Заключительный этап

с 01 мая по 30 мая 2019г - 1 месяц Выставка рисунков «Я иду в школу», «Я ученик»

Экскурсия в школу: посещение библиотеки

Выпускной вечер Рекомендации по результатам диагностики уровня готовности детей к школьному обучению

Оформление стендов в группах «Для вас, родители будущих первоклассников»

Беседа по детским рисункам «Я иду в школу» Рекомендации по результатам диагностики уровня готовности дошкольника к школьному обучению

Составление справки-заключения по результатам диагностики на начало и конец учебного года;

Оглашение результатов проекта на встрече с родителями (общая информация);

Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по результатам обследования детей;

Выступление на итоговом педсовете по результатам проекта. Воспитатели, специалисты, родители

Конечным продуктом проекта будет являться :

Сформирована «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы.

Повышена грамотность родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Повышена профессиональная компетентность педагогов МБДОУ в вопросе интеграции образовательных областей.

Оформлено портфолио выпускника ДОУ.

Оформлен цикл бесед и картотек о школе.

Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе.

Составление сборника консультаций для родителей подготовительных групп.

Составление методических рекомендаций по проведению школы родителя будущего первоклассника.

Подборка дидактических Методическая подборка картинок, стихов, песен, рассказов о школе и наглядных материалов.

Изготовлено методическое пособие «Касса букв и цифр».

Сшиты школьные формы для кукол Школьник и школьница».

Сделан лэпбук «Подготовке к школе» : «Обучение к грамоте», «Математика вокруг нас».

Изготовили демонстрационный и раздаточный материал для развивающей работы.

Список использованной литературы:

Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

Выготский Л. С. Кризис семи лет. Собр. соч. : В 6 т. Т. 4. М., 1984.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием/Психологическая наука и образование, 2010, №3.

Монина Г. Б., Лютова - Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб. : Издательство "Речь", 2006. - С. 164-170.

Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.

Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах /Д. Б. Эльконин. – М., 1997.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Ваш ребенок будущий первоклассник» Казалось бы, только вчера ваш малыш делал первые шаги и произносил первые слова, а теперь перед вами будущий первоклассник. Обычно, когда.

Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник»Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник» Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению. Задачи : расширить знания о школе;.

Проект «Будущий первоклассник»Проект «Будущий первоклассник» Доброе время суток мои коллеги!Хочу представить свой долгосрочный проект по предшкольной подготовке детей в нашей группе. Цели: обобщение.

Проект «Цифроград»Проект «Цифроград» Проект «ЦИФРОГРАД» проект предназначен для детей старшего возраста Описание проекта: Актуальность проекта: Математика считается один.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Мир насекомых» Проблема: у детей недостаточно сформированы знания о насекомых,их образе жизни. Не сформировано правильное отношение к насекомым. Цель.

Проект «Моё творчество» Методический паспорт проектаРуководитель проекта: педагог МАДОУ «Ягодка» средней группы Лазарчук Т. Н. Вид проекта: информационно познавательный,.

Проект «Мое дерево»Проект «Мое дерево» «МОЁ ДЕРЕВО»Познавательно-творческий проект Реализован педагогами Веселковой Мариной Викторовной, Данилиной Светланой Владимировной и.

Проект «Мой дом. Моя улица»Проект «Мой дом. Моя улица» Тема: «Мой дом. Моя улица». Продолжительность проекта: краткосрочный (с 1.09.2020 по 14.09.2020). Вид проекта: информационно-познавательный,.

Проект «Сказки»Проект «Сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50» Проект «Мои первые сказки» в 1 младшей группе Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Успешный первоклассник»
Опубликовано: 11 февраля 2022 в 08:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД