Папки-передвижки

Проект в средней группе «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Елена Алексеевна Пахолкова
Проект в средней группе «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя,Хохлома!

П. Синяковский

Паспорт проекта

Возраст участников

Дети 5 -6 лет

Вид проекта - творческий

По продолжительности выполнения проекта :

Публикация «Проект в средней группе „Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!“» размещена в разделах

краткосрочный (1неделя).

Актуальность проекта

В наши дни мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Как жили русские люди?

Как работали и как отдыхали?

Что их радовало, а что тревожило?

Какие они соблюдали обычаи?

Чем украшали свой быт?

Эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, на наш взгляд, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. Педагоги всегда относились к носителям русской народной культуры. Поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь,

к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Цель проекта : Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам и явлениям, к творчеству мастеров.

Задачи проекта :

1. Превратить обучение в действительно увлекательную игру.

2. Усовершенствовать и обогатить предметно-развивающую среду в группе.

3. Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей.

4. Повышать интерес детей к знаниям, традициям и ценностям русского народа.

5. Знакомить детей с художниками Хохломской росписи.

6. Развивать умение выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики.

7. Закрепить у детей знания о народных промыслах.

8. Развивать умение самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.

9. Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.

Образовательная область Содержание

Физическое развитие Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.

Социально-коммуникативное развитие Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.

Художественно-эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством.

Речевое развитие

Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок.

Познавательное развитие Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров.

Форма работы:

изучение литературы по теме;

беседы;

занятия по теме;

изучение продукта детского творчества;

организация выставки работ детей;

оформление консультации для родителей о народном промысле – Золотой Хохломе;

создание презентации.

Предполагаемые результаты проекта :

дошкольники могут воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях декоративно-прикладного искусства;

эмоционально откликаться на красоту природы, одежды и убранства помещений; проявлять интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства, дизайну;

самостоятельно создавать художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;

владеть комплексом технических навыков и умений в разных видах изобразительной деятельности;

проявлять индивидуальное творчество в декоративной деятельности.

Этапы реализации проекта

Этап Деятельность на этапе

Организационный этап

-Изучение литературы по организации предметно-развивающей среды в группе

-Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи.)

- Подбор произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных художественных промыслов, эстетически выразительных предметов бытового назначения

-Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами

-Подготовка картотеки подвижных народных игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики

-Подбор фото и иллюстраций для альбома «Хохломская роспись», «Элементы хохломской росписи»

-Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Обогащение РППС в группе.

Этап реализации

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы: «Народные промыслы города Семенова», «Золотая хохлома», «Путешествие к мастерам хохломы», «Композиции хохломского узора», «Колорит хохломской росписи».

2. Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Изготовление деревянной ложки», «В гостях у семеновских мастеров», «Русская изба».

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов:

Чтение стихов:

* Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»

* П. Синявский «Хохломская роспись»

* Ю. Николаева «Чаша»

* отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

2. Разучивание стихотворений, частушек о народных промыслах.

3. Чтение русских народных сказок («Жихорка», «Василиса Премудрая», «Царевна Лягушка»).

Художественно творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала, изделий народных мастеров.

2. Знакомство с технологией составления хохломского узора из простейших элементов хохломской росписи (травяной орнамент, капельки, усики, завитки, кустики - листочки, ягодки).

3. Лепка: «Украсим ложечку точеную, ручку золоченую».

4. Рисование элементов хохломской росписи.

5. Рисование в полосе «Хохломской узор».

6. Аппликация «Украсим ложечку точеную, ручку золоченую».

7. Рисование. «Хохломской завиток».

Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры «Золотые ворота», «Горелки», «Горелки с платочком», «Цепи кованые», «Жмурки», «Ручеек», «»Сиди, сиди Яша».

2. Дидактические игры «Узнай элементы узора», «Узнай роспись», «Собери узор», «Предметы русской старины», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Разрезные картинки»; художественно-дидактические игры «Обведи и раскрась», «Дорисуй и раскрась», «Составь узор», «Собери целое».

Музыкально-фольклорная деятельность.

1. Слушание произведений музыкального фольклора: прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир», ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома», заучивание стихов и частушек о Хохломе.

2. Музыкально-дидактические игры.

Работа с родителями.

Родителям предлагалось:

1. Консультации: «Знакомство детей с хохломской росписью», «Мир Золотой Хохломы».

2. Совместная деятельность детей и родителей - пластилинография «Хохломской горшок».

3. Рекомендация в выходные дни посмотреть видеоролики: музей «Золотая Хохлома», музей «Народных промыслов», музей «Дом Семена ложкаря»

4. Участие родителей в организации мини-музея «Колорит хохломской росписи»

Результативный этап

- Выставка работ совместной деятельности детей и родителей «Хохломской горшок».

- Создание совместно с родителями мини - музея в группе «Колорит хохломской росписи».

- Игровое развлечение для детей «Забавы с Жихаркой».

- Театр деревянных ложек – театрализация р. н. с «Кот, петух и лиса»

- Презентация проекта.

Интересы участников проекта

Группа Интересы участников проекта

Дети • Получат возможность превратить процесс обучения и воспитания в настоящую увлекательную игру

• Расширят навыки театрализованной и проектной деятельности

• Получат возможность поучаствовать в театрализованной деятельности.

• Получат дополнительные знания по истории народных промыслах города Семенова.

Педагоги • Повысят уровень профессионализма в вопросах организации проектной деятельности, а также в вопросах интеграции образовательных областей.

• Получат возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка, способствовать формированию навыков театрализованной деятельности.

Родители • Получат возможность принимать активное участие в организованной образовательной деятельности.

• Получат дополнительную возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка, способствовать формированию навыков театрализованной деятельности.

Полученные в ходе реализации проекта результаты

У детей нашей группы заметно повысился интерес к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор, узнали много интересного и познавательного хохломской росписи и поделились своими знаниями с родителями; у детей появился интерес к творчеству народных мастеров. Дети владеют определенным уровнем знаний о русском фольклоре. Развиваются художественно-творческие способности, интегративные качества. Формируется осознанное отношение к Родине, ее традициям, любовь к русскому фольклору, красоте родной природы.

Вывод: Таким образом, данная тема очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. исправ. и допол. – М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.

2. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.

3. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.

4. Н. Г. Зеленкова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа)-М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.

5. Т. С. Комарова Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.

6. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.

7. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.

8. Л. Ю. Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.

9. М. М. Борисова Малоподвижные игры игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет – 2-е изд., испр. и доп. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.

10. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.

11. Т. С. Комарва Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.

12. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016г.

13. И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений: подготовительная к школе группа. - М. :МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015г.

Прикреплённые файлы:

hohloma_dvqdu.pptx | 25218,61 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группеКонспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группе Задачи: 1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла; 2. Учить отличать хохломские изделия от изделий других промыслов;.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая «хохлома» Задачи: - на основе знаний.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе по теме «Хохлома»Конспект занятия по рисованию в старшей группе по теме «Хохлома» Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Тема : "Хохлома". Цель: Продолжать развивать интерес детей к продуктивной деятельности по.

Мастер-класс по пластилинографии «Чудо-Хохлома» в подготовительной группеМастер-класс по пластилинографии «Чудо-Хохлома» в подготовительной группе Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Узоры хохломской росписи заключают.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

НОД по ИЗО «Золотая хохлома» в подготовительной группеНОД по ИЗО «Золотая хохлома» в подготовительной группе НОД по изо «Золотая хохлома» в подготовительной группе. Цель: продолжить знакомство детей с орнаментом хохломской росписи. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в средней группе «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 20:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД