Евгения Внукова
Проект в старшей группе «Народные традиции: встреча весны на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ЦРР №28 «Огонек», г. Бердск
Проект «Народные традиции: встреча весны на Руси».
Подготовила: Внукова Евгения Владимировна
Вид проекта: творчески – исследовательский
Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный.
Тип проекта по форме: коллективный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Публикация «Проект в старшей группе „Народные традиции: встреча весны на Руси“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Цель проекта: расширение знаний о русских народных традициях и обычаях встречи весны.
Задачи:
- рассмотреть народные праздники посвященные встрече весны на Руси;
- исследовать особенности обрядов и обычаев закликания весны;
- изучить обрядовые песни, игры и заклички;
- воспитание любви к природе, культуре и традициям своего народа.
Актуальность: Каждый год в детском саду организуют праздник русский народный «Масленица», который стал уже традиционным и любимым для детей. Дети уже знают, что этот праздник символизировал проводы зимы с одновременной встречей весны. Тогда у нас возник вопрос: «А как же встречали весну на Руси?».
Проведя беседу с детьми и родителями, мы выяснили, что ничего не знаем о том, как справлялись наши предки с томительным ожиданием весны. А прихода весны, конечно же, мы каждый год ждём с нетерпением и в наше время. Нам хочется, чтобы поскорее растаял снег, хочется скинуть зимнюю одежду и нежиться в лучах теплого солнца; хочется увидеть зелёную травку, полюбоваться первыми цветами и наслаждаться пением птиц, но, зачастую, ожидание растягивается во времени. И мы решили, приблизить приход весны, как это делали издревле наши предки.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный
1. Проведение вводной беседы с детьми с целью: формирования первичного представления об изучаемом объекте и интереса детей к данной теме.
2. Определение цели и формулирование задач.
3. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
4. Создание условий и возможностей для творческой деятельности воспитанников.
II этап. Основной (реализация проекта).
Мероприятия по работе с детьми:
Изучив информацию в итернет-ресурсах, дети совместно с родителями узнали, что наши предки считали, чтобы весна пришла, её нужно было позвать, попросить прийти. Для этого наши предки обращались к явлениям природы: дождю, солнцу, грому, радуге. А слово, соединенное с музыкой и движением, обладало ещё большей силой, и притягивало благополучие и изобилие.
На протяжении нескольких дней, обходя вокруг сада, мы выкрикивали изученные с детьми заклички, являюшиеся основой обряда встречи весны. Сколько радости было у детей, когда увидели первую зелень, пробивавшуюся из-под снега. Они считали это своей заслугой; говорили, что весна их услышала и скоро придет. К дальнейшей реализации данного проекта стали подходить с большей серьёзностью.
Совместно с музыкальным руководителем разули песни-веснянки. Играли в игру-хоровод «Ручеёк». Эта старинная игра-обряд символизировала таяние снега. Солнышко пригревало землю, таял снег, всюду бежали ручьи. Вместе с этим бегом ручьёв приближалась весна
На прогулке мы играли в игру с Солнцем. В центре круга – «Солнце». Дети хороводом идут по кругу и произносят:
Гори, солнце ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
На 3-ю строчку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. «Солнце» кричит: «Горю!» Дети убегают, «солнце» догоняет детей. Кого «солнце» поймало, тот становится «солнцем», игра повторяется.
Также, для приближения встречи с Весной, мы украшали лентами обрядовое деревце.
22 марта мы праздновали старинный славянский праздник Жаворонки. По народному календарю в этот день зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
В этот день рано утром хозяйки пекли печенье «тетёрки» - символ солнышка и здоровья; птичек «жаворонков», круглые пряники и колобки. Круглыми пряниками принято было всех угощать.
Мы с детьми тоже «пекли» жаворонков, правда, они были изготовлены из солёного теста.
Просмотр презентации «Народные традиции: встреча весны на Руси», из которой они узнали, что у предков также было принять изготавливать своими руками куклу – веснянку, вызвал у девочек желание сделать подобную куклу.
Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делают на приход весны. Веснянка является оберегом молодости и красоты.
Мероприятия по работе с родителями:
• проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к проектной деятельности;
• подборка обрядовых песен, игр и закличек.
III этап. Заключительный.
В ходе проектной деятельности были получены следующие результаты:
- изучены народные обряды и обычаи, связанные с закликанием весны на Руси;
- дети познакомились с обрядовыми песнями, играми и закличками;
- приобрели навык изготовления жаворонков из солёного теста и кукол из ниток.
Я считаю, что данный проект помог мне приобщить дошкольников к народной культуре. В жизни современного человека есть место русским народным обычаям и обрядам. Они позволяют человеку быть ближе к природе, почувствовать с ней единение, а это так важно и необходимо.