Галина Веприкова
Проект «Верный друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.
Задачи проекта :
1. Формировать интерес к познавательной деятельности.
2. Развивать творчество, креативность, любознательность участников проекта.
3. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.
4. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными.
5. Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.
Публикация «Проект „Верный друг“» размещена в разделах
Срок реализации проекта : сентябрь-октябрь.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4. Принцип дифференциации. Учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Формы работы по проекту.
Работа с родителями:
1. Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.
2. Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
3. Инсценировки сказок, этюдов.
4. Проведение игровых занятий.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы.
Работа с родителями:
1. Проведение творческих гостиных.
2. Выполнение творческих заданий.
3. Оформление фотовыставок и альбомов домашних животных.
Пополнение предметно-развивающей среды группы:
• Мини-библиотека «Наши спутники и друзья»
• Сюжетно-ролевые игры «Салон «У Жу-жу», «Зоолечебница», «Спасатели», «Цирк».
• Дидактические игры: «Угадай-ка», «Собери картинку», «Будь внимательным».
• Схемы и трафареты для продуктивной деятельности.
• Серии сюжетных картинок для составления рассказов.
• Фигурки собак для обыгрывания построек.
• Экспонаты в мини-музей.
1. Сведения о домашних животных (кошках и собаках)
Вопросы:
1. Каких домашних животных ты знаешь?
2. Предложить ребенку из нескольких картинок выбрать кошек и собак и назвать их породы.
3. Чем покрыто тело кошек и собак?
4. Какого цвета шерсть?
5. Какая она на ощупь?
6. Чем отличаются кошки от собак?
7. Как передвигаются кошки (собаки?
8. Какими словами можно сказать о кошке (собаке, какая она?
9. Чем питается кошка (собака?
10. Кто кормит домашних животных?
11. Какую пользу приносят кошки и собаки человеку?
Уровни компетентности:
Высокий – 3 балла
Ребенок называет большое количество пород кошек и собак, вычленяет характерные особенности и существенные признаки домашних питомцев.
Умеет сравнивать объекты природы по признакам различия и сходства.
Имеет представление об уходе за кошками и собаками, о проявлении чувств у животных.
Самостоятельно проявляет интерес к кошкам и собакам.
Средний – 2 балла
Ребенок различает и называет несколько меньшее число пород кошек и собак, недостаточно четко и уверенно выделяет характерные признаки домашних питомцев.
При сравнении объектов природы большой упор делает на различия.
Наблюдает за домашними животными только при подаче взрослого, не проявляя должной самостоятельности.
Трудовые процессы выполняет под руководством взрослого. Не всегда добиваясь хорошего результата.
Низкий – 1 балл
Ребенок различает и называет несколько пород кошек и собак, не выделяя характерные особенности и существенные признаки.
Сравнивает кошек и собак по отдельным характерным признакам.
Не владеет способами ухода за кошками и собаками.
Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими привлекающими объектами.
2. Отношение к животным (кошкам и собакам).
Вопросы:
1. Любишь ли ты кошек и собак? Почему?
2. Как ты можешь помочь животным (кошкам, собакам?
3. Какие правила безопасного поведения с кошками и собаками ты знаешь?
4. Как нужно заботиться о домашнем питомце, чтобы вырастить его здоровыми?
5. Откуда появляются бездомные животные? каким должен быть хозяин домашнего животного?
Уровни компетентности:
Высокий – 3 балла
Ребенок проявляет гуманное отношение к кошкам и собакам, а также создает благоприятные условия для жизни и существования домашних животных.
Соблюдает правила безопасного поведения с кошками и собаками.
Проявляет эмоциональный отклик и положительные переживания в процессе контакта с домашними животными.
Средний – 2 балла
Проявляет гуманное отношение к домашним питомцам. Но не замечает и не комментирует проявления негативного отношения других детей к ним.
Соблюдение правил безопасного поведения с кошками и собаками носит ситуативный характер.
Создает благоприятные условия для жизни домашних питомцев, чаще всего при подаче, взрослого.
Низкий – 1 балл
Безразличен к домашним животным.
Положительные эмоциональные переживания к кошкам и собакам неустойчивы и связаны с яркими, привлекающими внимание деталями домашних животных.
Ребенок не всегда соблюдает элементарные правила обращения с коками и собаками, даже при напоминании взрослого.
Безопасность при общении с животными.
Цель: познакомить детей с правилами общения с животными.
Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно общаться с домашними животными. Животных надо любить, но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасными.
Правило № 1: Даже если ты боишься собак, никогда этого не показывай. Собака может это почувствовать и напасть на тебя.
Правило № 2: Ни в коем случае не убегай от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.
Правило № 3: Помни, что взмахивание хвостом не всегда говорит о дружелюбном настроении собаки.
Правило № 4: Если тебе хочется погладить собаку, спроси разрешения у ее хозяина. Гладь ее осторожно, не делая резких движений.
Правило № 5: Не корми чужих собак и не трогай их во время еды или сна.
Правило № 6: Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
Если вы собрались в гости,
А собака у ворот,
Колбасы собаке бросьте
Или с сыром бутерброд.
Киньте ей сардельку в миску,
Можно свежую сосиску,
После парочки колет
Предложите ей паштет.
Предложите ей тушенку,
Ножку курицы, печенку,
Наконец, кидайте фарш
И в ворота смело – марш!
А собака зарычала –
Начинайте все сначала…
Ребята, вы прослушали сейчас шуточное стихотворение, что нужно делать, если вы вышли на улицу, а у подъезда сидит собака.
Правило № 7: не приближайтесь к большим собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
Правило № 8: Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играла.
Итак, ребята, мы с вами поговорили о том, что собаки бывают не только добрые. Но и злые. А сейчас мы поговорим о том, чем же могут быть опасны кошки. Кошки могут сильно поцарапать и покусать. Надо помнить, что и от кошек и собак. Передаются болезни – лишаи. Чесотка, бешенство. Бешенство – очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. от нее можно умереть.
Правило № 9: После того как ты погладил собаку или кошку, обязательно вымой руки с мылом.
Правило № 10: Если тебя укусили собака или кошка, сразу же скажи об этом родителям, чтобы, они немедленно отвели тебя к врачу.
Игровое занятие
Тема: «Собака со щенком»
Программное содержание:
1. Учить детей лепить животных, передавая их характерные особенности: форму тела. Головы, лап, их расположение;
2. Закреплять умение лепить предметы из целого куска и отдельных частей, умение создавать изображения разной величины, в разном положении;
3. Воспитывать внимание, терпение.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я расскажу вам про забавного домашнего животного, а про кого, догадайтесь сами:
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(собака)
Воспитатель: - Ребята, я не только расскажу вам про собаку, но и научу ее лепить. Работать вы должны вместе со мною.
Рассказ – показ.
Жил-был пес. Его звали Тэд. Он ужасно любил поесть. Особенно он любил сосиски, сардельки. Наверное, поэтому сам он был похож на сосиску или сардельку, только очень большую. Туловище у него большое и толстое, как большой кусок колбасы- вот такое (показ). Лапы- как маленькие и толстые сосиски. Вот такие (показ). Делаем лапы, прикрепляем их к туловищу и сглаживая места соединения. Морда- как сардельки… Из-за того, что он много времени думает о еде, особенно о котлетах, верхняя часть головы у него как котлета… вот такая я (показ, да шея похожа на котлету…
Уши похожи на шнурки от сосисок. Он очень умный и красивый. Чтобы он хорошо видел – делаем глаза из бисера. Чтобы Тэд хорошо лаял – делаем рот. Вот так (показ).
Когда он ласкается, то виляет хвостиком. Хвост, кстати тоже похож на сосиску. А когда Тэд своим большим и чутким носом… Делаем нос. Вынюхивает что-то вкусненькое. Начинает аппетитно облизывается, … Делаем язык.
Воспитатель: -Забавный песик получился, правда, ребята!
- А, чтобы ему было с кем играть, слепите щенка из целого куска пластилина. Вместе определить последовательность лепки.
В процессе работы обращать внимание на использование разнообразных приемов, поощрять стремление детей добиваться большей точности изображения всех частей щенка.
В конце занятия дети устанавливают пса и щенков на общую подставку, придумывают кличку своему щенку, определяют, на какую породу похож тот или иной щенок. Фантазируют, как щенок будет играть с взрослой собакой.
Игровое занятие.
Тема: Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Программное содержание:
1. Учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя, подбирать определения, синонимы и антонимы.
2. Упражнять в составлении предложений – путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях.
3. Развивать у детей чувства ритма и рифмы при составлении шуток-чистоговорок.
4. Воспитывать любознательность, чувство юмора.
Ход занятия:
Воспитатель. – Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «пожар»? Какие чувства у вас вызывает это слово? (ответы детей)
- Кто помогает людям справиться с пожаром? (Пожарные)
- Пожарные – это специально подготовленные и обученные люди. Но есть и специальные собаки – помощники человека. Вот о таких собаках – пожарных я прочитаю рассказ – быль.
Воспитатель читает рассказ – быль Л. Толстого «Пожарные собаки», поясняет, что Лондон – это город в другой стране, в Англии.
«Пожарные собаки»
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть.
Для этого в Лондоне приручены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей, ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила. Что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости. Что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она, но Боб опять рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще кто – то живой, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
После чтения воспитатель задает вопросы:
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?
- Почему собак называли – пожарными?
- Что делают пожарные собаки?
- Что произошло однажды в городе Лондоне?
- Чем закончился рассказ?
Воспитатель читает рассказ повторно, дает установку на последующий пересказ. После чтения вызывает троих детей, они распределяют между собой, кто будет рассказывать первый о пожарных собаках, второй – о собаке Боб, которая спасла девочку, третий – заканчивает пересказ эпизода о том, как собака принесла куклу.
Воспитатель выслушивает два – три пересказа и задает вопросы:
- Что было с мамой, когда она увидела девочку в горящем доме? (мама плакала, была в страхе, отчаянии, печальная)
- А когда она увидела, что ее девочка жива, она стала какая?
Физкультминутка.
Воспитатель. – А теперь придумайте шутку – чистоговорку. Я буду говорить первую строчку, а вы должны закончить:
Ты собачка, где гуляла?
(Я за зайчиком бежала).
Эй, щеночек, где ты был?
(В лесу бабочек ловил).
Словесная игра «Взрослый – детеныш»
Воспитатель называет взрослых животных, а дети – детенышей.
Собака-щенок
Кошка-котенок
Корова-теленок
Лошадь-жеребенок
Свинья-поросенок
Коза-козленок
Овца-ягненок
Итог занятия:
- Понравился ли вам рассказ?
- Почему рассказ называется быль?
- Почему собака принесла куклу?
- Как вы думаете, легко ли было научить собаку помогать людям?
Сюжетно-ролевая игра «Зоолечебница»
Цель:
1 Закреплять знания детей о профессии ветеринара.
2 Развивать умение принимать на себя главную роль в игре.
3 Воспитывать чуткое, заботливое отношение к животным.
Игровой материал: вывески с названиям кабинетов, игрушки животных игровой набор «Кукольный доктор». Ширмы, кушетки, буклеты.
Подготовка к игре: просмотр мультфильма «Доктор Айболит», посещение медицинского кабинета в детском саду, рассматривание иллюстративного материала. Изготовление вывесок для кабинетов, буклетов, плаката «Уход за питомцем».
Игровые роли: ветеринар, медицинская сестра, регистратор, санитарка, гардеробщик, клиенты.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает совместно изготовленные буклеты. Педагог обращает внимание на важность проведения профилактических прививок для собак. Дети приходят к выводу о необходимости посещения зоолечебницы со своими питомцами.
После распределения ролей, дети оснащают свои рабочие места необходимым оборудованием и атрибутами.
На первом этапе проведения игры педагог наблюдает за ходом игры и вносит коррективы в игровые действия детей.
На следующем этапе для видоизменения игры «Зоолечебница», можно объединить в один сюжет несколько сюжетно-ролевых игр: «Салон «У Жу-Жу», «Ателье».
По окончании игры воспитатель совместно с детьми делится своими впечатлениями об игре, обсуждают интересные моменты и ошибки, допущенные в игре.
Сюжетно-ролевая игра «Салон «У Жу-жу»
Цель:
1 Раскрыть для детей работу парикмахера для животных.
2 Формировать умение творчески развивать сюжет игры.
3 Воспитывать уважение к профессии парикмахера.
Игровой материал: вывеска с названием салона, полочка для размещения атрибутов, наборы детских игрушек «Детский парикмахер», накидки для парикмахеров, тазы и полотенца для мытья собак, альбом причесок для собак «Это модно», касса.
Подготовка к игре: экскурсия в парикмахерскую, беседа о работе парикмахера собак, чтение произведений о работе парикмахера, изготовление альбома причесок для собак «Это модно», рассматривание иллюстраций на тему: «Собаки тоже хотят быть красивыми», изготовление атрибутов к игре.
Игровые роли: парикмахеры, маникюрщица, кассир, администратор, клиенты, уборщица.
Ход игры:
В начале игры, дети совместно с педагогом обсуждают сюжет игры и распределяют роли. Каждый участник игры оборудует свое игровое место необходимыми атрибутами.
Во время проведения первой роль парикмахера педагог берет на себя. Он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли.
В последующих играх педагог может взять на себя роль администратора, с целью оказания помощи в разрешении конфликтных ситуаций и обогащения сюжета игры.
По окончании игры педагогу необходимо обсудить все ошибки. Допущенные как работниками салона, так и клиентами.