клечковская анна
Проект «Владимир Сутеев — художник и сказочник»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономнее дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 54 «Алёнушка»
роект «Владимир Сутеев –
художник и сказочник»
Подготовила и провела
Воспитатель первой категории
Клечковская Анна Владимировна
январь 2017 года
1. Название проекта
Проект «Владимир Сутеев – художник и сказочник» как активный метод обучения и духовного воспитания».
2. Участники Воспитатель, дети
Публикация «Проект „Владимир Сутеев – художник и сказочник“» размещена в разделах
3. Название дошкольного учреждения Муниципальное автономнее дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 54 «Алёнушка»
4. Вид проекта Творческий
5. Актуальность: Создать условия для реализации нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, т. е. наиболее полно раскрыть потенциал каждого дошкольника группы. Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник и писатель, кинорежиссёр и сценарист-мультипликатор.
Наше время зачастую называют сухим, чёрствым и бездушным. Но ведь самые добрые начала формируются с детства. С первой книжкой, с первой картинкой, с первой улыбкой.
Ни один малыш не вырос без картинок Сутеева! Небо там голубое, трава зелёная, цыплёнок жёлтый, котята белые, чёрные, серые, а персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие.
Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение месторасположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:
• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
• творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выгодский Л. С.).
6. Проблема дети среднего дошкольного возраста почти не знают авторов детских литературных произведений, а в процессе драматизации сказок у детей возникают сложности с эмоциональным выступлением перед зрителями. Активизировать познавательно-речевую деятельность детей через интеграцию образовательных областей и приобщение к творчеству В. Г. Сутеева.
7. Цель проекта знакомство детей с творчеством художника и автора Владимира Григорьевича Сутеева. Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и Коррекция речи детей путём драматизации сказок В. Сутеева
8. Задачи Осуществление деятельностного подхода в организации образовательного процесса:
1. Развивать грамотную и связную речью.
2. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.
3. Развивать знания о животных с помощью произведений В. Г. Сутеева.
4. Воспитывать добрые чувства к животным, желание помогать животным.
5. Воспитывать у детей интерес к оформлению книг, работе художника- иллюстратора.
6. Прививать любовь и интерес к чтению книг, побудить интерес к семейному чтению.
7. Обогатить предметно-развивающую речевую среду
9. Гипотеза проекта мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к художественной литературе, формированию нравственных и этических начал, большей социализации.
10. Предполагаемые результаты - Дети найдут ответы на интересующие их вопросы о животных в произведениях В. Г. Сутеева, расширят свои знания и представления о природе и животном мире.
- Пополнят словарный запас;
-Разовьют грамотную и связную речью.
- в игре – драматизации дети научатся передавать характерные особенности персонажей произведений.
-Научатся выразительно передавать образы персонажей сказки В. Сутеева «Под грибом», «Кто сказал «мяу», «Три котёнка»;
- У детей сформируется понимание и различие положительных и отрицательных эмоциональных состояний через произведения В. Г. Сутеева.
- Повысится интерес у детей к классической детской литературе, сказкам.
11. Сроки реализации проекта Краткосрочный (январь 2017 г.)
12. Этапы проекта 1 этап – организационный (январь 2017 г)
2 этап - практический
(январь 2017 г)
3 этап заключительный (январь 2017 г)
.
План реализации проекта.
1 этап – организационный
1. Чтение сказок В. Сутеева «Под грибом», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал «мяу?», «Мешок яблок».
2. Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к собственным произведениям.
3. Выставка книг В. Сутеева в уголке книги. Дополнение к картотеке портретов детских авторов портрета В. Сутеева.
4. Подготовка костюмов для выступления детей с драматизацией сказок В. Сутеева «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?».
5. Оформление информационного уголка для родителей.
6. Подбор наглядных, дидактических пособий, демонстрационного материала для викторины, наборы игрушек.
2 этап - практический
Основной этап– непосредственная реализация проекта по образовательным областям:
1. Речевое развитие.
Цикл бесед: «Что такое доброта», «Мы дружные ребята»,, «Любишь ли ты книги?»
составление связного рассказа : по иллюстрациям В. Сутеева к сказке «Три котёнка».
Чтение сказок писателя : «Мешок яблок», «Три котенка», «Петух и краски», «Мышонок и карандаш», «Разные колеса», «Капризная кошка», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?»
Литературная викторина по сказкам В. Г. Сутеева «Узнай сказку»
Дидактические игры: «Кто чем питается?», «Кто где».
2. Художественно – эстетическое развитие.
Художественное творчество (рисование) : по сказке «Под грибом», выставка рисунков по сказкам В. Г. Сутеева
Художественное творчество- лепка из пластилина зайца, медведя, лисы, петуха, котенка.
Прослушивание песенок : «Рыжая кошка», «В чём секрет».
3. Познавательное развитие.
Беседа с детьми о творчестве писателя, художника и мультипликатора
В. Г. Сутеева.
Рассматривание иллюстраций произведений, выполненных писателем как художником (Г. Остер «Котёнок по имени Гав», Альф Прейсен «Про Козлёнка, который умел считать до десяти» и др.
Оригами- «Кошка»
Составление книжек-самоделок с участием воспитателя.
Просмотр мультфильмов по сказкам В. Сутеева «Мышонок и карандаш», «Под грибом» и «Кораблик»
Развивающие игры: «Путешествие в лес», «Как не попасть в беду»
4. Физическое развитие.
Игровые упражнения:
«Кто больше соберет яблок в саду», «Попади в цель», «Кто самый быстрый»,
Подвижные игры «Огородники», «Собери урожай», Веселые зверята».
5. Социально – коммуникативное развитие.
Дидактические игры «Обведи и заштрихуй», «Нарисуй недостающего», «Назови ласково», «Собери лисичку, зайца и т. д.»
Сюжетно-ролевые игры: «Мы пригласили гостей»
Работа с родителями:
Оформление странички в родительском уголке по теме «Владимир Сутеев – художник и сказочник» (просветительская работа).
Консультация для родителей «Помоги ребенку стать актером».
III.Заключительный этап
Драматизация сказок В. Сутеева «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?».
Презентация проекта ««Владимир Сутеев – художник и сказочник»».
Итоги проекта :
- Дети узнали автора и художника В. Сутеева; научились выразительно передавать образы персонажей сказок В. Сутеева «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?».
- Перспектива – продолжать знакомить детей с детскими авторами. Продолжать создавать в группе картотеку портретов детских писателей.
Литературная викторина
по произведениям В. Г. Сутеева.
Цели. Закрепить знания о творчестве В. Г. Сутеева, воспитывать любовь к художественной литературе, упражнять в умении определять и называть произведения по отрывку.
Материал. Выставка книг В. Г. Сутеева, портрет писателя, детские рисунки, предметы, упоминаемые в сказках, сказочные персонажи.
Предварительная работа. Чтение произведений В. Г. Сутеева, просмотр иллюстраций, мультфильмов, рисование любимых героев, разучивание текстов для драматизации.
Ход викторины
Воспитатель. Здравствуйте! Я очень рада видеть вас! Приглашаю вас в увлекательное путешествие по сказкам. Посмотрите на эти иллюстрации. Кто из вас узнал этих сказочных героев? (ответы детей). А кто может назвать автора сказок, из которых пришли эти герои? Правильно. Это писатель, художник, режиссер и сценарист Владимир Григорьевич Сутеев. (выставляется портрет В. Г. Сутеева). Назовите его произведения, которые вы читали? (ответы детей). Итак, наше путешествие начинается.
Первый тур. Я буду зачитывать отрывки из книжек, а вы должны отгадать, из какой сказки эти строчки.
·«А в воде уж бой идет. Волк, Лиса друг у друга рыбу выдирают. Медведь недолго думал и с разбегу тоже бултыхнулся в воду». («Кот-рыболов»)
·«Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал… на голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку».
(«Ёлка»)
·«добрый Петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «кукареку». Стал Гусь ни на кого не похож» («Это что за птица»)
·«Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идет, перед собой палкой дорогу проверяет. – Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверно, твоя палка…» («Палочка-выручалочка»).
·«Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый – не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке». («Мешок яблок»).
·«Мушка на прялочке нитки прядет. Лягушка с колодца воду носит – огород поливает. Ежик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит. А Петушок на мельнице муку мелет». («Разные колеса»).
·«Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? («Под грибом»).
·«Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул» («Яблоко»).
Воспитатель. Молодцы! А сейчас начинаем второй тур. Я буду вам показывать рисунки детей, иллюстрации, а вы должны назвать сказку. ( Демонстрируются рисунки иллюстрации из произведений: «Под грибом», «Разные колеса», «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Кот-рыболов» «Елка»).
Третий тур.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем. Игра «Волшебный сундучок»
Сундучок я открываю, вещи вам я называю,
Вы ответьте без подсказки
Из какой же они сказки?
Педагог показывает следующие предметы: палочку, гриб, мешок и яблоко, игрушку «Котенок», заяц, бабочка.
Подведение итогов. Награждение.
Конкурс загадок по сказкам В. Г. Сутеева
Цель. Закрепить знания о творчестве В. Г. Сутеева, воспитывать любовь к художественной литературе, упражнять в умении отгадывать загадки.
Ход мероприятия
Появляется Бабушка-Загадушка. – Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Кто из вас, ребятки, любит отгадывать загадки? (ответы детей).
К вам не зря сюда я шла, вам загадки припасла.
Их не просто отгадать:
Нужно сказки В. Г. Сутеева знать.
Вам успехов я желаю и загадку загадаю.
Конкурс загадок.
·Он зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
А когда придет весна, просыпается от сна. (Медведь.)
·Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (Бабочка).
·Само с кулачок, красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко).
·Сидит в норке,
Ест хлеба корку. (Мышка).
·Погляди на молодцов,
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей…
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может … (муравей).
·На овчарку не похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк).
·
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей).
·
По полю скачет,
Ушки прячет,
Встанет столбом,
Ушки торчком.
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Заяц).
·
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж).
·
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб).
·Летит песня, как птица,
И за сердце берет.
Едва видна певица,
Но как она поет: ква, ква, ква! (Лягушка).
«О творчестве художника-иллюстратора В. Г. Сутеева»
Занятие в средней группе
Цель: Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует.
Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения.
Формировать художественное восприятие, умение в речи, лепке пластикой движений передавать воспринятые графические образы животных.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети, сегодня я расскажу вам об очень интересном человеке. Бывает так: работал человек художником, рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А однажды подумал-подумал и стал писателем. А может, всё дело было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Так о ком же всё это написано? О художнике и писателе – Владимире Григорьевиче Сутееве. Посмотрите на его портрет.
Замечательный детский художник и писатель В. Г. Сутеев родился в Москве, в семье врача. Отец был очень одарённым человеком, он не только лечил людей, но и любил рисовать, хорошо пел, и читал книжки своим сыновьям, которые любили его слушать. Владимир Григорьевич рано научился читать, но всех больше он любил рисовать. Когда он вырос – поступил в институт, где начал работать художником. Владимир Сутеев написал множество сказок для детей, рисунки к которым он сам же и нарисовал (смена слайдов).
Какие интересные картинки про (котят). А мы сможем с помощью рисунков Сутеева рассказать сказку? Попробуем (рассказывание сказки «Три котенка» по иллюстрациям В. Сутеева).
Рисунки Сутеева похожи на кадры из мультфильмов, а главная книжка так и называется «Сказки и картинки» для детей (смена слайдов).
Сказки Владимира Сутеева всегда весёлые, радостные, а главное добрые! Какие сказки Сутеева вы знаете? Главные герои сказок – животные, поэтому Владимир Григорьевич часто наблюдал за ними и в своих сказках старался показать их характер.
Дети, а кто из животных говорит «мяу»? (ответы детей).
Вот молодцы! Вы знаете, кто мяукает, а вот Щенок не знал. Послушайте, что с ним поэтому произошло (смена слайдов).
Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал : «Мяу».
- Кто нарисован на картинке? (Щенок). А Щенок – это кто? (Собачка, только ещё маленькая, детёныш.) Посмотрите, как он удобно улёгся на бочок. А кто это выглядывает из-за дивана? (Котёнок). А как он мяукает? (мяу-мяу).
Посмотрите, как по-разному нарисован Щенок (смена слайдов). Вот он спит, услышал «мяу» и поднял голову, но решил, что это ему приснилось. Опять улёгся и даже закрыл глаза лапкой. Покажите, как он это сделал? Но тут опять раздалось «мяу». Щенок вскочил, голову повернул, ушко приподнял – слушает. Что же было дальше? Вскочил Щенок, обежал всю комнату (смена слайдов). Куда заглянул Щенок? (под кровать). Посмотрите, как Щенок забрался под кровать – один хвостик торчит. А где в это время был Котёнок? Найдите-ка его на рисунке. Да, за подушку на кровати спрятался (смена слайдов). Куда потом заглянул Щенок? (под стол). А где был Котёнок? (на столе, за чайником). Куда затем влез Щенок? (смена слайдов). На подоконник. И что он там увидел? (Петуха, который гулял по двору). «Вот кто не давал мне спать!» - подумал Щенок. Как вы думаете, что он сделал? (побежал во двор.) Смена слайдов.
О чём спросил Щенок Петуха? («Это ты сказал «Мяу») А как художник нарисовал, что Щенок спрашивает, а Петух отвечает? (У Щенка открыт рот, а Петух ухо повернул к Щенку и слушает). Смена слайдов.
А как закричал Петух? («Ку-ка-ре-ку-у-у!»). Да, вон как шею вытянул – кричит. Дети, а какой Петух? (нарядный, красные гребешок и бородка, а хвост разноцветный). Наверно он очень громко кричит – Щенок даже сел от страха себе на хвост и заднюю лапку за ухо закинул, потом почесал себе за ухом и пошёл домой.
Но в это время опять у самого крыльца кто-то сказал :»Мяу» (смена слайдов). Кто это сказал? Где был Котёнок? (за крыльцом). Что же происходило дальше? (смена слайдов).
Что стал делать Щенок, когда у крыльца услышал «Мяу»? Посмотрите, как он всеми четырьмя лапами роет землю, даже комочки земли летят. А кто это выскочил из ямки? (смена слайдов). Мышонок. Какой он? (маленький, головка большая, ушки кругленькие, хвостик длинный, большой глаз и длинные усы).
-Ты сказал «Мяу? – строго спросил Щенок (смена слайдов). Что ответил Мышонок? (пи-пи-пи, а кто так сказал). Кто-то сказал «Мяу»… Что случилось дальше? (смена слайдов).
Испугался Мышонок, что близко кот, и так быстро юркнул под крыльцо, что Щенок удивился, вон, как рот открыл. Щенок задумался. Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал «Мяу» (смена слайдов). Что сделал Щенок? Обежал вокруг конуры три раза, а в конуре кто-то зашевелился. Где нарисовал художник Котёнка? (на конуре). Когда Щенок подкрался к конуре, кто оттуда выскочил? (смена слайдов). Огромный, лохматый Пёс. Как он зарычал? (р-р-р-р). Страшный Пёс? Да, страшный, лохматый, ишь какие у него зубы! Испугался Щенок? (смена слайдов). А как вы догадались, что он испугался? Вон как со всех ног удирает! А где в это время был Котёнок? Где его художник нарисовал? (из-за конуры выглядывает, один глаз, да лапка видны). Ф/м.
Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом (смена слайдов).
Посмотрите, как он притаился и даже лапкой мордочку закрыл. Покажите, как он это сделал? И тут прямо над его ухом кто-то сказал «Мяу» (смена слайдов). Щенок выглянул из-за куста. Кого он увидел на ветке? (пчелу). Хотел он её схватить зубами, а что сделала Пчела? (ужалила Щенка) Завизжал Щенок и побежал, а Пчела за ним, вон как улепётывает Щенок. И куда он бросился? (смена слайдов). В воду. А где был тот, кто сказал «Мяу»? Посмотрите-ка, кто там прячется в кустах?
Когда Щенок вынырнул, кого он увидел? (смена слайдов). Рыбу. О чём он её спросил? (это ты сказала «Мяу») Что сделала рыба? (махнула хвостом и исчезла в глубине пруда). А где был Котёнок? (смена слайдов). А кто это смеётся над Щенком? (лягушка). Как она квакает? Посмотрите на Щенка, какой он? (обиженный, хвостик опустил, весь мокрый, воду с себя стряхивает). Смена слайдов. Покажите, как он это делает?
Куда пошёл Щенок? (смена слайдов). Домой. Посмотрите на него. Как его нарисовал художник? (идёт медленно, хвостик поджал, весь мокрый, обиженный, укушенный пчелой – крадётся по двору, а все над ним смеются). Кто? (курица с петухом и пёс).
Смена слайдов. Только улёгся Щенок – опять слышит «Мяу». Он вскочил и кого увидел? (котёнка). Где сидел Котёнок? (на подоконнике). Как он замяукал? Как залаял Щенок? (Ав-ав-ав). А потом он вспомнил, как рычал лохматый пёс и зарычал. Как? (Р-р-р).
Смена слайдов. Как зарисовал встречу Щенка и Котёнка художник? Щенок внимательно смотрит на Котёнка, а он что сделал? (изогнулся и зашипел). Как? (Ш-ш-ш). Зафыркал: «Фыр-фыр!» (смена слайдов) Вон как прыгнул и вцепился лапкой Щенку в ухо. Больно Щенку? Да (смена слайдов). Видите, как Щенок потирает ухо задней лапкой. А Котёнок? Выпрыгнул в окно, только хвостик мелькнул (смена слайдов). Вернулся Щенок на свой коврик и улёгся спать. Он теперь знал, кто сказал «Мяу».
Вот какая интересная история произошла со Щенком. Придумал и нарисовал её художник…кто запомнил его имя? Владимир Григорьевич Сутеев. Понравилась вам сказка?
После этого занятия можно провести лепку «Забавный Щенок» или аппликацию. Воспитатель приклеивает Щенка в центр большого листа бумаги, а дети наклеивают вокруг него героев сказки, которые повстречались Щенку.