МААМ-картинки

Проект «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс МБДОУ»

ЖДАНОВА ДАРЬЯ
Проект «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс МБДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс МБДОУ»

Направление: «Внедрение современных образовательных технологий в дошкольного образования»

Участники проекта: педагоги ДОУ, медицинская сестра, музыкальный руководитель, дети, родители (законные представители).

Тип проекта: краткосрочный, групповой, практико-ориентированный.

Публикация «Проект „Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс МБДОУ“» размещена в разделах

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции).

Концепция проекта. В последние годы при обучении детей особое внимание уделяется применению в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Под ними понимается «система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития психического и физического здоровья всех субъектов образования, с одной стороны, и методы, которые направлены на формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, с другой».

Актуальность.

В настоящее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных детей. Большинство врачей и педагогов признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которого является здоровье подрастающего поколения.

Поскольку речь идёт не только о физическом здоровье как таковом, но и о психологическом здоровье, и о социальном благополучии ребёнка, то решение задачи сохранения и укрепления здоровья детей зависит от совместных и согласованных усилий родителей и всех специалистов, посвятивших себя воспитанию детей. Поэтому решать эту задачу помогают мероприятия, проводимые совместно педагогами и родителями по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Решение данной проблемы целесообразно начинать с дошкольного возраста, т. к. закладываются основы мировоззрения человека, отношение к окружающему миру и его ценностям. На этом этапе развития жизненные установки ещё недостаточно прочны, а нервная система отличается особой пластичностью. Поэтому, освоение дошкольниками знаний о здоровом образе жизни невозможно без ценностной мотивации личности детей. В процессе приобретения знаний воспитанники получают возможность осознать здоровье как главную ценность человеческой жизни, и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем. Поэтому, на сегодняшний день тема формирования здоровьесберегающей компетентности детей является особенно актуальной.

Торетико-методологическую основу проекта составили философские, общенаучные и конкретно-научные концепции, теории, подходы, принципы, законы, идеи в области различных научных дисциплин:

компетентностный подход в общем и дошкольном образовании (А. Г. Гогоберидзе, О. В. Дыбина, И. А. Зимняя, Д. Равен, А. В. Хуторской и др.).

положения эколого-валеологического образования (И. И. Брехман, В. П. Казначеев, Е. А. Овчаров и др.);

идеи здоровьесберегающей педагогики (М. В. Антропова, М. М. Безруких, С. М. Громбах, Ю. Ф. Змановский, В. П. Кащенко, В. Т. Кудрявцев и др.)

положения, рассматривающие здоровье как вектор полноценного и неосложненного развития ребенка (B.Н. Болдин, Г. К. Зайцев, В. Т. Кудрявцев, 3. И. Тюмасева и др.);

труды по формированию здорового образа жизни, в том числе у детей дошкольного возраста (И. А. Аршавский, Н. М. Амосов, Л. С. Власова, Н. Г. Веселов, В. А. Деркунская, Н. П. Дубинин, Ю. Ф. Змановский, Ю. П. Лисицин, М. Ю. Картушина, Л. Т. Кузнецова, И. М. Новикова, В. П. Петленко, Т. А. Тарасова и др.);

исследований по проблеме сотрудничества и партнерства с семьями воспитанников (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. В. Полтавцева, Т. Е. Сергиенко, М. Ю. Стожарова, С. С. Прищепа и др.).

Настоящий проект направлен на решение задач ФГОС ДО в области формирования общей культуры личности детей. Она пополняет и систематизирует их знания о здоровом образе жизни, закладывает у них навыки гигиенического воспитания и здоровьесбережения, которые необходимы для их дальнейшей успешной учебной деятельности.

Проект предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как сотрудничество с семьёй в вопросах формирования у детей основ культуры здорового образа жизни.

Мы считаем, что критериями работы по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам здоровья являются: ценностное отношение сторон друг к другу; толерантность; информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье; включение в совместную деятельность и прогнозируемый положительный результат.

Принципы проекта:

– принцип обеспечения личностно-ориентированного подхода через создание максимально благоприятных условий для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

– принцип сотрудничества всех субъектов образовательной деятельности (все педагоги ДОО, дети и родители);

– принцип интеграции различных видов деятельности и образовательных областей;

– принцип обеспечения развития у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;

– принцип использования формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса передачи информации.

Здоровьесберегающие образовательные технологии: пальчиковые игротренинги; тематические игровые комплексы дыхательной гимнастики; ритмопластика (для укрепления мышечного тонуса, формирования правильного дыхания, развития моторных функций, выработки правильной осанки); логоритмика (для укрепления костно-мышечного аппарата, развития дыхания, моторных функций, воспитания правильной осанки, походки, для тренировки процессов возбуждения и торможения в сочетании со словом и музыкой); методики «Зверогимнастика», «Гимнастика в стихах», «Веселый тренинг», «Мяч и речь»; технологии музыкального воздействия; совместная проектная деятельность взрослых и детей по валеологии; бодрящая гимнастика (после дневного сна); самостоятельная двигательная активность детей в течение дня.

Физкультурно-оздоровительные технологии: оптимальный двигательный режим дошкольников; интегрированная оздоровительная прогулка; оздоровительный бег; динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые включают дыхательную, пальчиковую, гимнастику для глаз и т. д. для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья); корригирующая гимнастика; игровой стретчинг (для предотвращения нарушений осанки); индивидуальные занятия по профилактике нарушений осанки и плоскостопия; подвижные и спортивные игры ежедневно; массажные дорожки, тренажеры-балансиры; игровые упражнения с нестандартным оборудованием; спортивные развлечения.

Цель проекта: создать эмоционально благополучную атмосферу для гармоничного развития ребёнка, помочь каждому ребёнку и их родителям осознать значение физических упражнений в оздоровлении всего организма. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Дать целостное представление дошкольникам о своём теле.

2. Прививать навыки профилактики и личной гигиены.

3. Развивать у детей умение предвидеть возможные опасные ситуации для жизни и здоровья, последствия своих поступков для себя и сверстников.

4. Осуществлять преемственность между дошкольным образовательным учреждением и семьёй средствами физкультурно-оздоровительной работы.

5. Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закалятся, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

Предполагаемые результаты проекта

По итогам реализации проекта предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений. Планируемые результаты освоения программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ребёнка. Исходя из этого, для различных целевых групп планируются следующие итоги:

Ребёнок:

– понимает основные ценностные ориентиры культуры здорового образа жизни;

– знает строение своего тела и основные показатели собственного здоровья;

– имеет соответствующие возрасту представления о вредных привычках, здоровом питании и безопасном поведении в быту;

– приобретает устойчивую потребность в двигательной активности, начальную мотивацию к занятиям физической культурой и проявляет индивидуальный интерес к различным видам спорта;

– умеет соблюдать гигиенические правила по самообслуживанию и элементарные правила охраны своего здоровья;

– умеет применять полученные знания, умения и навыки по сохранению здоровья, не нанося вред, как собственному здоровью, так и здоровью других людей;

– соблюдает правила безопасности.

Педагоги:

– совершенствуют профессиональные компетенции в части создания психолого-педагогических условий для работы с детьми в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155);

– обеспечивают условия для гармоничного развития ребёнка, отвечающие принципам развивающего обучения, интеграции образовательных областей и видов деятельности, основам деятельностного и компетентностного подхода к обучению детей дошкольного возраста;

– развивают профессиональную компетентность в области технологий, направленных на создание здоровьесберегающей среды для детей и формирование у воспитанников здоровьесберегающей компетентности;

– повышают профессиональный уровень инициативности и творческой активности;

– укрепляют сотрудничество с семьей через альянс «ребёнок–семья– дошкольная образовательная организация».

Родители:

– совершенствуют знания (приобретают новые) в области методов и технологий гармоничного развития личности ребёнка;

– активно участвуют в педагогическом процессе по формированию у детей здоровьесберегающей компетентности,

– укрепляют альянс «ребёнок – семья– дошкольная образовательная организация».

Работа в рамках реализации проекта состоит из нескольких этапов: организационный, основной (работа с педагогами, родителями, воспитанниками, заключительный

Содержание проектной деятельности

[/b]

№ Планируемое мероприятие Дата проведения Участники Возраст участников мероприятия

Организационный этап

1 Издание приказа, составление и утверждение плана мероприятий посвящённые Неделе здоровьесберегающих технологий «В здоровом теле - здоровый дух» с сотрудниками, воспитанниками и родителями в ДОО 11.11.2021 ст. воспитатель,

воспитатели групп

Все возрастные группы

2 Размещение плана мероприятий на официальном сайте ДОО 11.11.2021 ст. воспитатель,

воспитатели групп, родители и гости сайта

(кол-во чел. Не ограничено) Все возрастные группы

3 Обмен мнений с коллективом по проведению мероприятий посвящённых Неделе здоровьесберегающих технологий «В здоровом теле - здоровый дух» 11.11.2021 Заведующий

ст. воспитатель,

воспитатели групп

Все возрастные группы

Основной этап

Работа с сотрудниками ДОО

4 Блиц-опрос «Здоровьесберегающие технологии в ДОО. Формы и методы работы с детьми и родителями в ДОО» 15.11. 2021 Воспитатели групп Воспитатели,

ст. воспитатель

5 Консультация для педагогов «Совместная работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста)» 15.11. 2021 Воспитатели групп Воспитатели,

ст. воспитатель

6 Оформление уголка «Здоровьесбережение в жизни детей и взрослых»

12.11. 2021. Воспитатели групп, родители, дети

Воспитатели групп

7 Распространение среди сотрудников памяток и буклетов

*«В здоровом теле — здоровый дух»

*«Здоровье без лекарств»

* «Основы здорового образа жизни»

* «Простые правила долголетия» и др. 15.11.-

18.11.2021 Сотрудники ДОО

(45 чел.) Ст. воспитатель, воспитатели групп

Работа с родителями

12 Распространение среди родителей памяток, буклетов

*«В здоровом теле — здоровый дух»

*«Здоровье без лекарств»

* «Основы здорового образа жизни»

* «Простые правила долголетия» и др.

*«Что вы знаете о режиме дня?»

* «Семейные традиции по сохранению физического и психического здоровья» 15.11. -

18.11. 2021 Родители ДОО

Все возрастные группы

13 Оформление стендов и стенгазет в группах на тему «Здоровьесбережение в жизни детей и зврослых» 11.11.

18.11. 2021 Родители ДОО

Все возрастные группы

План мероприятий Недели здоровьесберегающих технологий «В здоровом теле - здоровый дух»

№ мероприятие цель Возраст детей

1 Утренняя гимнастика, в нетрадиционной форме «Наше здоровье – в наших руках» Показать разнообразные виды утренней гимнастики Все возрастные группы (согласно режима дня)

2. Открытые образовательные деятельности по физической культуре Показать как проводится НОД по физической культуре в игровой форме Все возрастные группы (согласно режима дня)

3. Комплексы разного вида оздоровительной гимнастики после дневного сна Показать какие виды оздоровительной гимнастики используют педагоги по закаливанию детей Все возрастные группы (согласно режима дня)

4. Физкультурный досуг «Мы веселые ребята», На основе конкурсов, викторин, подвижных игр и лечебно-расслабляющим массажем родителей детьми Подготовительные группы

5. Выставка нетрадиционных пособий для игр, физкультурных занятий и закаливания. Представить наличие разнообразного оборудования используемого в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Все возрастные группы

6. Беседы с детьми

* «Человек и природа», *«Здоровье береги с рождения»,

*«Витамины наши друзья»,

* «Здоровая пища в жизни человека»,

*«Вредные привычки, как их избежать» и др. Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, продолжить отрабатывать навыки личной гигиены, основам правильного питания. Все возрастные группы

7. Викторины, основанные на загадках, пословицах и поговорках, стихотворений о здоровье.

8. Показ презентаций

* «Здоровый образ жизни», *«Здоровая пища» и др.

9. Проведение разнообразных подвижных и дидактических игрх, в группах и на свежем воздухе.

10. Мастер –класс «Основные правила крепкого здоровья» Показать родителям особенности соблюдения режима дня, правильном питании. Для родителей всех возрастных групп

11. Деловая игра «Еж, еж, ты куда идешь…» (с участием логопеда) Познакомить с использованием здоровьесберегающей технологии «Су-Джок терапия» в работе с детьми

Родители логопедических групп

Заключительный этап

14 Подведение итогов по проведенных мероприятиях посвящённых Неделе здоровьесберегающих технологий «В здоровом теле - здоровый дух» 19.11.2021 Воспитатели ДОО

(16 чел.) Сотрудники, родители

Ресурсы:

Закон РФ «Об образовании»;

Конвенция ООН «О правах ребенка»;

«Семейный кодекс РФ»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обрзования;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;

Устав МБДОУ ДС;

Научно-методическое (методическая литература по данной тематике; методический и практический материал для работы с детьми; использование Интернет-ресурсов на здоровьесберегающую тематику; мультимедийные пособия);

психолого-педагогическое обеспечение;

материально-техническое обеспечение (физкультурно-музыкальный зал оснащен современным спортивным инвентарем (гимнастические стенки, индивидуальные коврики, фитболы, батут, различный инвентарь для общеразвивающих упражнений, мячи массажоры, мягкие модули, дуги, тоннели, балансиры и т. д.) и нестандартным оборудованием (дорожки «Здоровья», различный инвентарь для дыхательных упражнений, оборудование для релаксационнойрасслабляющей терапии); а также имеется оборудование для музыко- и арттерапии (традиционные музыкальные инструменты, множество нетрадиционных инструментов из бросового материала, куклы для кукольного и пальчикового театра); во всех группах оборудованы центры двигательной активности, имеются рециркуляторы бактерицидные; дидактический материал и пособия по ОБЖ и ЗОЖ (игры, плакаты, наглядно-демонстрационные пособия); медицинский блок; на спортивной площадке имеются беговые дорожки, гимнастические стенки, турники, прыжковая яма, волейбольная и футбольная площадки, баскетбольные кольца, лабиринты, экологическая тропа; групповые участки оборудованы спортивным выносным и стационарным инвентарем; имеются кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога; уголки релаксации и любования, организованы совместными усилиями педагогов, детей и родителей; мультимедийное оборудование);

кадровое обеспечение (педагогические работники (воспитатели, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальный руководитель); медицинский персонал (врач-педиатр, медсестра);

социально-партнёрское обеспечение.

Контроль исполнения проекта. С целью контроля выполнения проекта на каждом этапе проводятся:- мониторинг условий, необходимых для реализации проекта; психолого-педагогический мониторинг детского развития и образовательного процесса; мониторинг проф. компетентности педагогов; проведение опросов среди родителей; заслушивание отчётов; анализ и корректировка проводимой работы, на основании полученных данных.

Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта создана эффективная система работы в ДО, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками. Обобщены и сохранены лучшие традиции в работе детского сада с семьями воспитанников. Изменено отношение сотрудников к собственному здоровью с целью трансляции воспитанникам и родителям личного примера ЗОЖ. Подготовка материалов для публикаций на сайте ОО.

Список литературы

1. Ахтырская, Ю. Использование здоровье сберегающих образовательных технологий в проектной деятельности ДОУ [Электронный ресурс] // Использование здоровье сберегающих образовательных технологий в проектной деятельности ДОУ. - URL: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-zdorove-sberegayuschihobrazovatelnyh-tehnologii-v-proektnoi-dejatelnosti-dou.html (дата обращения: 03.01.2022)

2. Александрова, Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» [Текст] / авт. сост. Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. - 151 с.

3. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст]: метод. пособие / Л. В. Гаврючина. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 126 с.

4. Евдокимова, Е. Н. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в детском саду, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива [Текст] / Е. Н. Евдокимова, Н. И. Пузикова, Т. П. Новикова // Молодой ученый. - 2017. - №47.1. - С. 59-63.

5. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. ФГОС ДО [Текст] / Т. Г. Карепова. - В. : Учитель, 2016. - 170 с.

6. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / А. М. Сивцова // Методист. - 2007. - №2. - С. 65-68.

7. Третьякова, Н. В. Основы здоровьесбережения: практикум: учебное пособие [Текст] / Н. В. Третьякова. - Екатеринбург: Рос. гос. проф. -пед. ун-т, 2011. - 138 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Конспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахКонспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Наблюдение за осенней красотой природы Воспитательно - образовательный процесс на прогулках[/h4] старшая-подготовительная.

Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа)Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа) Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» Цели: Закрепить знание детей о свойствах лука; научить.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс МБДОУ»
Опубликовано: 19 октября 2022 в 19:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс МБДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем ЖДАНОВА ДАРЬЯ (УИ 2514059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД