Проект «Волшебные свойства магнитов»

Пономарева Татьяна
Проект «Волшебные свойства магнитов»

.Проект «Волшебные свойства магнитов»

Авторы проекта: Пономарева Т. А.

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители средней группы

Возраст детей: 5 лет

Проект краткосрочный: две недели.

Актуальность:

Дошкольное детство- очень любознательный период. В этом возрасте дети любят экспериментировать. Познавательный интерес проявляется в желании узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие с ними связи и отношения. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско– творческое отношение к миру.

Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у детей удивление. Магниты окружают нас повсюду. Выбранная мною тема, является началом для дальнейшего изучения свойств магнита. Дети легче и прочнее усваивают материал тогда, когда сами добывают знания, следят за изменениями,делают выводы.

.

Цель проекта:

Расширение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, формирование любознательности, активности.

Задачи проекта:

- Формировать представления о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

- Изучить влияние магнетизма на разные предметы;

- Формировать навыки исследовательской деятельности;

- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы.

-Развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности;

- Воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, аккуратность в работе, осторожность в работе с опасными предметами.

Этапы реализации проекта:

Реализация проектаосуществляется в три этапа:

I этап – подготовительный.

-Определение уровня знаний детей о магнитах.

-Обсуждение темы проекта, задач с детьми.

-Создание необходимых условий для реализации проекта.

-Перспективное планирование проекта.

-Подбор необходимой литературы по данной теме---Подборка опытов с описанием проведения.

-Организация предметно – развивающей среды.

Модель трех вопросов

Что знаю? Что хочу узнать? Где можно узнать?

- Магнитов много.

-Магниты притягивают вещи.

-Есть магниты «холодильчатые», ну которые на холодильнике.

-Магниты примагничивают наши рисунки на выставке.

-Есть магнитные цифры и буквы.

-На магнитной доске тоже есть магниты. -Что такое магнит?

-Откуда он появился?

-Что притягивает магнит?

-Почему притягивает магнит только металлические предметы?

-Может- ли магнит притягивать через песок?

(воду, стекло, бумагу,ткань и т. д.)

-Какие магниты существуют? -Прочитать в книге.

-Расскажет воспитатель.

-Спросим у бабушки.

-Спросим у родителей.

-Узнаем в интернете.

-Посмотрим мультфильмы.

Планирование совместной образовательной деятельности:

1. Подобрать иллюстрации, картинки с изображением экспериментов.

2. Подобрать сказки, стихи, загадки, пословицы о песке, воде и т. д.

3. Оформить выставку рисунков «Мы дома с семьей занимаемся экспериментами».

4. Оформить выставку «Коллекция магнитов».

5. Подбор видеоматериала.

Сотрудничество с родителями:

Оформление печатных консультаций: «Признаки познавательной активности», «Элементарные опыты и эксперименты с магнитами».

Домашнее задание: участие в выставке «Коллекция магнитов»,

Участие в выставке рисунков «Мы дома с семьей занимаемся экспериментами».

11 этап – основной этап (практический).

Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

111 этап- заключительный.

Оформление выставки совместных работ детей и родителей на тему «Мы дома с семьей занимаемся экспериментами».

Итоговое мероприятие: выставка «Коллекция магнитов»

Выводы:

В процессе реализации проекта дети узнали о свойствах магнита, о материалах, которые являются магнетическими. Научились определять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Родители активно включились в работу по оформлению выставки «Коллекция магнитов».

Системная паутинка по проекту «Волшебные свойства магнитов»

средняя группа

Итоговое событие: выставка «Коллекция магнитов».

Речевое Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Взаимодействие с семьей

Рассказ воспитателя о свойствах магнита»

Беседы: «Что такое магнит, «Знаешь- ли ты для чего нужны магниты, «Магнит- наш друг или враг

Дид. Игры «Назови как можно больше признаков предмета», «Подбери словечко», «Что изменилось, «Какой, какая, какое?», «Четвертый лишний».

Ситуативный разговор «Что было бы, если бы у нас не было магнитов…», «Как достать скрепки из стакана с водой?».Составление рассказов: «Как я проводил дома опыты».

Беседа: «Опасности в ходе проведения опытов».

Проблемные ситуации: «Можно- нельзя».Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Путешествие на выставку магнитов», «Фоторепортер», «Метеоцентр».

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Разрезные картинки», Магнитная игра: «Одень куклу».

«Что сначала, что потом?», «Из чего сделано?» Презентация «Волшебные свойства магнита». Рассказ воспитателя о применении магнита в жизни человека.

Экспериментирование: «Какие материалы притягивает магнит», «Ищем клад» (скрепки спрятаны в манной крупе», «Создадим искусственное магнитное поле», «Сила действия магнита через воду, песок, ткань, картон».

Игры с магнитами.

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка на луне».

Конструирование из магнитного конструктора «Мебель», «Транспорт», «Дома» и т. Д.

Рисование «Проведенные опыты», «Металлические предметы».

Пластилинография «Магнит»Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Море волнуется», «Кто быстрее», «Магнитная удочка»

Эстафеты: «Передай мячь».

Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке».

Пальчиковая гимнастика: «Дни недели»Информация в родительском уголке: печатные консультации «Признаки познавательной активности», «Элементарные опыты и эксперименты с магнитами».Творческие работы семей: рисунки «Чудо – магнит».

Участие в выставке : «Коллекция магнитов».

Список литературы:

1.«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.2.«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» —Волгоград: Перемена, 1995.

5 «Большая книга экспериментов для дошкольников» М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС» 2006г

Конспект организационно-образовательной деятельности

по опытно-экспериментальной работе.

Тема «Магнит и его свойства»

Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

познакомить с понятием «магнит»;

сформировать представления о свойствах магнита;

актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;

формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ход.

Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?

Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.

Опыт «Все ли притягивает магнит

Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань, резина).

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Педагог: А может магнит действовать через другие материалы?

Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.

В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что магнит может действовать через стекло и воду.

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать?Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита.

Опыт «Взаимодействие двух магнитов».

Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?

Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются). Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным, а другой северным (отрицательным). Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.Вывод: у магнита два полюса.

Опыт «Магниты действуют на расстоянии».

Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».

Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Подведение итогов.

Педагог: что нового мы сегодня узнали?

Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться.

Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома?

Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?

Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм».

Познавательно – исследовательская деятельность.

Исследование «Где прячется магнит

При помощи лупы дети рассматривают магнитный железняк в целом и в измельченном состоянии.

Исследование «Сколько весит магнит

Дети на весах из двух чаш взвешивают магнит с магнитной рудой, и с магнитными опилками.

Вывод: Один и тот же магнит в измельченном и целом состоянии весит одинаково.

Исследование «Какой груз притянет магнитная полоска

При помощи весов дети взвешивают магнитную полоску и металлические шурупы, магнитную полоску и металлические скрепки. Определяют, что легче, а что тяжелее магнитной полоски.

Вывод: Металлические шурупы тяжелее магнитной полоски, а скрепки легче.

Все предметы притягиваются к магнитной полоске, независимо от веса.

Исследование «Притягиваются - не притягиваются».

Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.

Вывод: Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Дети проводят магнитом над различными инструментами из металла (железо, сталь, алюминий). Алюминиевые инструменты магнит не притягивает.

Вывод: Металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту, а алюминиевые не испытывают его притяжения.

Исследование «Есть ли у магнита препятствия

Наполненная емкость с различными веществами (песок, крупа, камни, вода, на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.

Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, гороха, а также среди камней. Магнит не боится препятствий.

Опыт – игра «Рыбалка»

Дети при помощи удочки с магнитом на конце, ловят маленьких рыб в водном аквариуме.

Вывод: Магнит не боится воды.

Опыт «Не замочи руки»

В стакан с водой опустим скрепку. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. Скрепка следует за движением магнита вверх.

Вывод: Магнитная сила проходит через воду и стекло.

Опыт «Бумажные гонки».

Можно ли завести бумажную машинку? Положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. Приступаем к гонкам.

Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

Опыт «Летающая бабочка»

К бабочке прикреплена железная скрепка (тонкая нить). Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой. Бабочка приходит в движение, летает по небу (лист бумаги или оформленная в летнюю полянку - коробка).

Вывод: Магнитная сила проходит через бумагу и картон.

Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Вывод: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Опыт – эксперимент «Кораблики бумажные»

На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?

Вывод: Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие).

Опыт – эксперимент «Лягушка на болоте»

На болоте из картона с обратной стороны закрепляются магниты. С внешней стороны изображены листья кувшинок. На лягушку прикрепляется скрепка. При подталкивании лягушки она прыгает на ту кувшинку, где расположен магнит.

Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Вода и ее свойства»Фотоотчет «Вода и ее свойства» В ходе тематической недели, посвященной Дню воды, мы с ребятами провели серию опытов с водой. Цель. Формировать познавательную активность.

Фотозарисовка «Моё хобби — коллекция магнитов»Фотозарисовка «Моё хобби — коллекция магнитов» Приветствую всех на моей новой публикации! Приглашаю Вас на вторую часть фотозарисовки о моем хобби - коллекционированию магнитиков на холодильник.

Исследовательский проект «Волшебные листочки» (средняя группа)Исследовательский проект «Волшебные листочки» (средняя группа) Ежегодно у нас в районе проводится конкурс экологических исследовательских работ "Я - исследователь". Впервые я приняла в нём участие в.

Краткосрочный проект «Коллекция магнитов «Города-герои России» для старшего дошкольного возрастаКраткосрочный проект «Коллекция магнитов «Города-герои России» для старшего дошкольного возраста Проект: Коллекция магнитов «Города-герои России» Актуальность : «Воспитание детей-самая важная область нашей жизни. Наши дети-это будущие.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект «Волшебные свойства магнитов»
Опубликовано: 25 октября 2020 в 14:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной...
Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм». Тема: «Золотая рыбка». Цель...
«Юные эколята-молодые защитники природы»
Сегодняшние дошкольники- это завтрашние природопользователи, и только от нас взрослых зависит будут ли они разумными природопользователями или неразумными...
Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...