Анастасия Новикова
Проект «Воспитание патриотизма у детей посредством приобщения к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила ст. воспитатель Новикова А. В.
Гипотеза:
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Публикация «Проект „Воспитание патриотизма у детей посредством приобщения к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Проводя первичную диагностику с вновь прибывшими детьми постоянно выявляем, что все дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:
- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;
- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;
- изменение современного социокультурного пространства.
Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.
Цель: собрать информацию о образовательной работе педагогов по приобщению детей к русской народной культуре, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Задачи:
- выявление и поддержка талантливых педагогов ДОУ и создание условий для их самореализации;
- разнообразить формы организации, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по развитию патриотического воспитания.
- приобщение детей к культурным ценностям;
- приобщение родителей к познанию внутреннего мира ребенка.
Предполагаемые результаты:
Для педагогов:
- Рост творческой активности каждого педагога дошкольного учреждения, удовлетворённость результатами своего труда;
- Создание единого образовательного пространства, в котором дети и взрослые в процессе сотрудничества продуктивно решают свои актуальные задачи.
- Преобразование предметно-игровой среды группы.
Для детей :
• Повышение нравственного уровня воспитанников.
• Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны.
• Развитие инициативы, самостоятельности.
• Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
• Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории страны, народу.
Тип проекта : Краткосрочный (с 16.03. по 09.04, коллективный, информационно- творческий.
Участники: старший воспитатель, педагоги, воспитанники
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и задач.
• Составление плана основного этапа проекта.
• Консультация для педагогов: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» (Приложение 1)
Основной этап:
Конкурс для педагогов «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры» (Проведение НОД, игровых ситуаций и т. п.)
Проект в младшей разновозрастной группе «Воспитание сказкой»
Заключительный этап:
Анализ конкурсных работ, подведение итогов
Педагогический совет «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
В рамках проекта педагоги на основном этапе подготовили и провели открытые (конкурсные) мероприятия (Приложение 2).
Перед открытыми мероприятиями педагоги проделали немалую организационную работу: подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатывали необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, изготавливали атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Организация открытых мероприятий происходила с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. Педагоги младшей разновозрастной группы и музыкальный руководитель организовали свою работу через игровую, театрализованную, совместную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.
Педагоги широко использовали педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, слайды. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. В процессе поиска материала к конкурсной работе руководствовались общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Воспитатели младшей разновозрастной группы познакомили детей с русской народной игрушкой – матрешкой, разучили народные потешки, провели хороводные игры «Петушок», «Мышеловка», познакомили детей с элементами русской избы : печь, самовар, сундук. Музыкальный руководитель познакомила дошкольников с русскими народными инструментами : свистулька, гармошка, балалайка, трещетка. Дети не только рассматривали инструменты на картинках и в живую, слушали, как они звучат, но и музицировали на детских музыкальных инструментах.
Воспитатели старшей разновозрастной группы продолжили знакомить дошкольников с элементами старинного русского быта, расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины. Так же приобщение детей к традициям народа идет через народные игры. При объяснении правил игры воспитатели рассказывали детям о том, что русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В младшей разновозрастной группе с 22.03. по 02.04. был организован проект «Воспитание сказкой»(Приложение 3). Цель проекта : формировать интерес к устному народному творчеству (сказкам); создание условий для активного использования сказок в разносторонней деятельности детей. С детьми были проведены: подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры, театрализованные игры, игровые образовательные ситуации, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, загадки, непрерывно- образовательная деятельность, театрализация сказок «Волк и семеро козлят» (настольный, «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Репка» (настольный). Дети эмоционально откликаются на прочитанный воспитателем текст сказок, активно отвечают на вопросы о последовательности событий в сказке, с интересом рассматривает иллюстрации к художественному произведению, рассуждают, приобретают умения решать проблемные ситуации, сопереживают героям сказок; проявляют интерес к участию в совместном показе сказок с помощью фигурок настольного кукольного театра, перчаточных кукол, кукол Бибабо; проявляют умения и творческие способности в инсценировке сказок, в продуктивной деятельности.
На заключительном этапе были подведены итоги конкурса «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры», результаты были озвучены на педагогическом совете «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Так же на педагогическом совете с докладом «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» выступила музыкальный руководитель (Приложение 4). Она, как и другие педагоги, подтвердила, что тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» остается актуальной. Дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым.
Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий; продолжать создавать условия для развития нравственно-патриотического воспитания; заинтересовывать и вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ по данному вопросу, а также повышать мастерство, творческий поиск педагогов в решении задач по нравственно – патриотическому воспитанию.
Список использованных источников
1.https://www.maam.ru/detskijsad/-vospitanie-patriotizma-u-doshkolnikov-cherez-priobschenie-k-ruskoi-narodnoi-kulture.html
2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/30/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/09/proekt-priobshchenie-detey-k-istokam-russkoy-narodnoy-kultury-kak
4. https://www.art-talant.org/publikacii/8499-proektpriobschenie-detey-k-istokam-russkoy-narodnoy-kulytury--kak-sposob-razvitiya-patriotizma
5. https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-starshego-vospitatelja-nravstveno-patrioticheskoe-vospitanie-v-dou.html