Отинова Елена
Проект «Время первых». Организация предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание стимулирующего пространства, предназначенного для полноценного развития интеллектуальных
и психологических процессов детей с ОВЗ.
«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ»
Подготовила:
старший воспитатель: Отинова Елена Анатольевна
Липецк, 2024
Содержание:
Введение (пояснительная записка, актуальность, цель, задачи…. … 2
Организационно-подготовительный этап…. 6
Практический этап …. 8
Заключительный этап …. 11
Приложение …. 13
Публикация «Проект „Время первых“, Организация предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Введение.
Тип проекта : информационно-исследовательский, ориентированный, познавательно-творческий.
Вид проекта : внутренний, групповой, долгосрочный.
Целевые участники проекта : педагоги группы, родители (законные представители, дети с ОВЗ.
Предмет проекта : совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-пространственной среды в детском саду для детей с ОВЗ.
Продукт проектной деятельности : создание развивающей предметно-пространственной среды, включающей в себя стимулирующее пространство, предназначенные для полноценного развития интеллектуальных и психологических процессов детей с ОВЗ.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2022 г. – май 2023 г.)
Обеспечение проекта : материально-техническое, учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.
Место проведение: г. Липецк, проезд Осенний, д. 6 А, МБДОУ № 42.
Пояснительная записка.
«На развитие личности ребёнка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой прибывает ребёнок». Английский психолог Д. Шаттлеворт.
При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ОВЗ необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ОВЗ.
Процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиции системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.
Проектирование среды должно ориентироваться на следующих принципах:
- дистанции, позиции при взаимодействии;
- активности, самостоятельности, творчества;
- стабильности – динамичности;
- доступности;
- комплексирования и гибкого зонирования;
- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых;
- принцип открытости – закрытости;
- принцип учета индивидуальных особенностей детей.
Учитывая, что у дошкольников с ОВЗ снижена общая мотивация деятельности и познавательная активность, к среде предъявляются следующие дополнительные требования:
- принцип занимательности облегчает вовлечение ребенка в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования, а также стремление к достижению конечного результата.
Именно этими принципами должны руководствоваться педагоги при оформлении предметной среды.
Окружающий ребёнка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовывать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребёнку возможность проявить себя.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что развивающая предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает :
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы с целью учета особенностей и коррекции недостатков развития детей и их возрастных особенностей.
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Проект разработан в соответствии с:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 –ФЗ «Об образовании в РФ»
• Приказ Министерства образования науки РФ от 30 августа 2013 г. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года №03-51-5ин/23;
• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.11.2013 г. №6241);
• Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 об утверждении федеральную адаптированную образовательную программу дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП).
Актуальность.
Вопрос создания развивающий предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особенно актуально. Это связанно с новыми требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразна создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Процесс преобразования содержания образовательного процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Коррекционно-развивающая среда в группах с ОВЗ является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей и имеет существенное отличие от развивающей среды нормотипичных групп, так как она решает задачи коррекционной помощи и организаций условий, соответствующих задачам ля детей с ОВЗ.
На современном этапе актуализируется необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учетом особенностей детей с ОВЗ.
Проанализировав многообразие методов и технологий по созданию предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ, был разработан проект «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ», позволяющий использовать пространство групп с ОВЗ для повышения интеллектуального, речевого, психического развития детей, исходя из поставленных задач федеральной адаптированной образовательной программы (ФАОП, а также поставленных программных задач специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога).
Цель: создание развивающей предметно-пространственной среды в группах детей с ТНР и ЗПР для развития каждого ребёнка с ОВЗ с учётом его возможностей, уровня активности и интересов, посредством использования проекта «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ».
Задачи:
- изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей с ОВЗ.
- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с ОВЗ с учетом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов.
- создать условия для обеспечения разных видов детей с ОВЗ (игровой, интеллектуальной, самостоятельной, их интеграция в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.
- стимулировать детей с ОВЗ на разные виды деятельности, развивать любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки;
- стимулировать сенсорную интеграцию;
- расширить кругозор, формировать познавательные интересы детей;
- развивать психофизические качества, интеллектуальные, сенсорные способности;
- повышать уровень концентрации внимания;
- развивать речь, а также навыки чтения.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- педагогами изучены подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды обеспечивающее полноценное развитие детей с ОВЗ;
- организована развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует гармоничному развитию детей с ОВЗ с учетом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов;
- успешное развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
-улучшение звукопроизношения;
- улучшение моторно-зрительной координации;
- развитие пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики, мышления, логики, всех видов памяти, концентрации внимания, её переключаемости;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация эмоционально-волевой сферы ребёнка;
- создание положительных мотиваций к занятиям, к режимным моментам;
- нормализация поведения;
- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Этапы реализации проекта :
Первый этап Организационно-подготовительный 1. Изучить научно-методическую, психолого-педагогическую литературу;
2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения;
3. Определить недостающие компоненты, и составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости;
4. Изучить интересы, предпочтения и особенности детей с ОВЗ;
5. Вовлечь всех участников образовательного проекта в обновление развивающей среды группы.
Второй этап Практический 1. Реализовать запланированные мероприятия по созданию РППС
2. Создать развивающую предметно-пространственную среду в помещении группы для детей с ОВЗ и дополнить недостающие компоненты.
3. Привлечь родителей к созданию развивающей среды группы.
Третий этап Заключительный 1. Проведение итогов в реализации проекта.
2. Презентация для педагогов по теме проекта.
3. Проведение мастер-классов для педагогов по использованию группового пространства с помощью проекта «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ».
1. Организационно-подготовительный этап.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что детская деятельность не может быть полноценной только на вербальном уровне, вне предметной среды. В противном случае у ребёнка исчезает стремление узнавать новое, появляется апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая, и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребёнка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира ребёнком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников. Одно из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную игровыми и познавательными материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей.
Работая над созданием развивающей предметно-пространственной среды необходимо исходить из того, что важным условием полноценного воспитания, особенно детей с ОВЗ, является специально организованная РППС, включающая в себя стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития психологических процессов.
Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов с квалифицированной коррекцией недостатков психическом развитии детей, а также и в самостоятельной деятельности. Содержание должно обеспечивать выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи, возможности освоения детьми Программы и их интеграции в ОУ. Для реализации данной коррекционной работы с учетом ФГОС ДО необходимо создать в группе детского сада такую предметно-развивающую среду, которая позволяла бы размещения её в ограниченном пространстве.
Дошкольное образование ориентируется на подход к ребёнку с понимание и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с этим работа с детьми с ОВЗ направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с различными нарушениями, возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Процесс обновления всегда проходит непросто, но личные профессиональные качества воспитателей, интерес к проблеме, желание идти в ногу со временем помогают овладеть новыми подходами в педагогической деятельности. Внедряя новые подходы, важно также не забывать и бережно сохранять богатые традиции воспитания и опыт коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Современные социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, которые часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. У детей с психическими нарушениями, в большинстве случаев наблюдается отклонение в познавательной деятельности (восприятие предметов окружающей действительности, пространственная ориентировка и сенсомоторные действия, что существенно снижает возможности ребёнка при ознакомлении с окружающим предметным миром. А это, в свою очередь, снижает мотивацию к познанию окружающего мира.
Вышеизложенные особенности обусловили необходимость создания данного проекта предметно-развивающей среды (или РППС) для детей с ОВЗ, с помощью проекта «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ».
Цель данного проекта является создание и совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в помещении группы для развития каждого ребёнка с ОВЗ с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
На первом этапе при проведении оценки и анализа РППС группового помещения – перед нами стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям, т. к. воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова.
Основная проблема – нехватка пространства. Эту проблема была решена путем переноса образовательного пространства группы из горизонтали в вертикаль в коридор группы.
Проект «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» - инструмент, который позволяет необычным способом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразная «интерактивная стена» (живой экран).
«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» - это:
- познавательная активность;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- положительный эмоциональный комфорт;
- творческое самовыражение;
- мотивационная готовность.
Проект «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» решает следующие задачи:
• Создает условия для познавательной, творческой активности детей.
• Позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации.
• Развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление.
• Обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
• Повышает мотивацию к познанию окружающего мира.
Изучив ФАОП, рабочие программы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, Программу воспитания, был составлен план по наполнению проекта, определив пространственное размещение оборудования.
Проект «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» рассчитан на старшие и подготовительные группы детей с ТНР и детей с ЗПР и условно делится на блоки:
- первый блок «Познавательное развитие».
- второй блок «Развитие эмоционального интеллекта».
- третий блок «Межполушарное развитие».
- четвертый блок «Формирование элементарных математических представлений»
- пятый блок «Фонетическое развитие».
Для реализации данного проекта не обошлись без родителей. Стал вопрос: «Как мотивировать родителей на помощь в реализации нашего проекта?»
Для решения этого вопроса был создан «Круглый стол», где родителей познакомили с актуальными на данный момент потребностями детей, обсудили возможные варианты закрепления изученного материала, развитие фонетической составляющей речи, автоматизации поставленных звуков, отработки навыков чтения, и как результат, у родителей появился интерес к жизни группы и приняли активное участие в создании условий для комфортного развития детей.
2. Практический этап.
Работа по созданию предметно-развивающей среды
«Познавательное развитие» • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
«Развитие эмоционального интеллекта» • сформированность готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
• развитие умения договариваться;
• развитие умения устанавливать контакт и поддерживать его;
• развитие понимания собственного эмоционального состояния;
• развитие умения сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои эмоции;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей к пониманию мира эмоций ребёнка;
• оптимизация детско-родительских отношений;
• гармонизация внутрисемейных отношений.
«Межполушарное развитие» • предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, задействуют речевые центры коры головного мозга;
• способствуют улучшению запоминания;
• улучшают восприятие речи собеседника (родителей, педагога и других детей) и собственной речи;
• вызывают стойкий интерес у ребёнка, активно концентрируют его внимание;
• помогают развивать моторику пальцев, мышление и логику;
• позволяют быстро переключится с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребёнка в занятие.
«Формирование элементарных математических представлений» • освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
• овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
• стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления;
• развитие представлений детей о числе, счете, множестве, освоение детьми прямого и обратного счета.
• развитие представлений детей о величинах, способах их сравнения и измерения (толщине, весе, высоте, времени);
• развитие представлений о времени суток их частях, месяцах и временах года;
• освоение ориентировки в отношении собственного тела, относительно самих себя, другого человека, расположенных вокруг себя предметов, учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, в т. ч. на стене и в движении.
«Фонетико-фонематическое развитие» • формирование правильного звукопроизношения, чёткого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;
• развитие голосового аппарата (умения регулировать громкость голоса при произнесении слов и фраз);
• выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания;
• развитие навыков умелого использования интонационных средств и выразительности речи.
В течение дня от утреннего приема до выхода на вечернюю прогулку коллективом детей под руководством педагога оценивается деятельность каждого ребёнка в разных режимных моментах (приход в сад, одевание на прогулку, раздевание с прогулки, активность на занятии, сон) и расставляют свои фотографии в зависимости от занимаемого рейтинга.
«Места» рейтинга соотнесены с объектами окружающего мира в зависимости от их личных качеств (скорость, величина, высота, временные характеристики и т. д.»
В конце дня при уходе домой ребёнок с родителями оценивают результативность своей деятельности в течении дня.
Во время режимных моментов дети несколько раз подходят к «интерактивной стене» «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ», педагог в это время организовывает коррекционно-развивающую деятельность детей с помощью блоков «Межполушарное развитие», «Фонетическое развитие», «Познавательное развитие». Эти игры доступны и для самостоятельной деятельности детей в течение дня.
3. Заключительный этап.
По итогам продолжительной по времени и по содержанию работы создания предметно-пространственной среды были достигнуты следующие результаты:
1. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды позволило повысить степень активности детей, педагогов, родителей.
2. У детей улучшилась саморегуляция и контроль за собственной деятельностью.
3. Наблюдается более успешная автоматизация звуков в самостоятельной речи детей.
4. Произошли личностные изменения (повысилась самооценка, уверенность в себе, мотивация к познанию окружающего мира).
5. Оптимизировались навыки чтения.
6. Повысилась инициативность и активность детей и родителей в организации режимных моментов.
7. У детей сформировалось позитивное отношение к участию в творческой, познавательной, игровой деятельности.
8. У детей появилась возможность демонстрировать личностные достижения, успехи себе, сверстникам, педагогам, родителям.
9. У детей появилось желание идти в детский сад, т. к. группа наполнилась интересным, увлекательным материалом.
«Интерактивная стена» «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» представляет интерес не только для детей, но и для педагогов и позволяет изменять наполняемость не только в рамках реализуемых Программ, но и с учетом индивидуальных планов развития детей. При этом самостоятельная деятельность детей может не регламентироваться педагогом. Педагог не руководит ребёнком, а уважает его выбор и интересы, наблюдает, а не вмешивается. Это обеспечивается вариативностью, мобильностью и трансформируемостью «интерактивной стены» «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ».
Результативность и эффективность «интерактивный стены» «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» для развития у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков, фонетико-фонематического восприятия, моторно-зрительной координации, пространственного воображения, эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы ребёнка, создания положительных мотиваций к занятиям, к режимным моментам, нормализации общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказалась настолько высокой, что педагогами детского сада было принято решение внедрить в реализацию данную разработку на постоянной основе не только в группах для детей с ОВЗ, но и в группах для детей с нормотипичным развитием.