Галина Веприкова
Проект «Все о пчёлах и волшебном мёде»
▼ Скачать + Заказать документы
Так как наша группа называется «Пчёлки», решили собрать информацию о пчелах, и обо всем, что с ними связано. Когда начали собирать информацию, коснулись того, что где пчелы там и мед. Так родилась идея создания проекта «Все о пчелах и о волшебном меде».
Заключается в том, что мы не задумываемся, насколько нам нужны пчелы. А также насколько уникален мед и какую важную роль он играет в жизни и сохранении здоровья человека. Мед является ценнейшим продуктом, используемым как для профилактики, так и для лечения широкого спектра заболеваний.
Мед может быть полезным, если он натуральный.
Публикация «Проект „Все о пчёлах и волшебном мёде“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Темочки
Проект направлен на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с развитием и жизнью пчел. А также изучить роль меда в сохранении здоровья и познакомиться с использованием меда человеком.
Ввести в активный словарь слова: улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник, перга.
Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей.
Воспитывать любознательность, интерес к живой природе, бережное отношение к миру насекомых.
- изучить жизнь пчел;
- выявить полезные свойства меда;
- узнать, где и как используется мед;
- выяснить у детей группы, какой мед они предпочитают, и чем он для них является: лакомством или лекарством,
- узнать о профессиях, связанных пчеловодством, история пчеловодства.
- анализ литературы;
- поиск информации в Интернете;
- изучить применение меда;
- сбор пословиц, поговорок, загадок;
- создание музея пчел;
- анкетирование детей,
- анкетирование родителей.
- мониторинг детей.
Интегрированное занятие для детей 5–6 лет «В гости к пчелкам»
Интегрированное занятие. 5 – 6 лет.
Ребята, отгадайте мою загадку: «Над цветком она жужжит, к улью быстро так летит, мед свой в соты отдала. Как зовут ее?
Дети: – Пчела. Вот она какая! Дети рассматривают слайд, или картинку пчелы, называют части тела. Хотите узнать про жизнь пчел?
Рассказ воспитателя сопровождается слайдами, или картинками. Смотрите, какой интересный, деревянный домик.
Воспитатель: Кто же в нем живет? Как вы думаете?
Ответы детей. Воспитатель: Это улей, пчелиный дом. В нем живут пчелки, насекомые, которых существует около 20 тысяч видов. Пчелы – это насекомые, которые живут только семьями, где есть матка, рабочие пчелы, подрастающие пчелки и трутни. У каждого есть своя роль. Задачи матки – откладывать яйца. Ухаживают и помогают ей рабочие пчелки. Из-за большого веса, матка летать не может. Смотрите, какие они все разные. Трутни - это самцы, папы. В работе семьи, никакого участия они не принимают, а нужны для того, чтобы появились новые пчелки. Рабочих пчел в семье, очень много: одни работают в улье, другие – полевые, собирают нектар и пыльцу с цветочков. Зачем, спросим мы? Пчелы питаются нектаром и пыльцой. А мы слышали, что пчелы собирают мед. Пчелы имеют длинный хоботок, при помощи которого они высасывают нектар из цветков. Они собирают нектар и превращают его в мед. МЕД ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ И ВКУСНЫЙ! Ой, смотрите, пчелка танцует по кругу. Если пчела нашла источник корма рядом с ульем, она исполняет «круговой танец». Как - бы говоря об этом другим пчелам. Если цветочное поле далеко, пчелка исполняет «виляющий танец».
Дети показывают «круговой танец» и «виляющий танец».
Воспитатель: МОЛОДЦЫ! Ух, ты, а это, что за колючка? ОСТОРОЖНО! Это жало, заостренная часть тела пчелы, для впрыскивания яда под кожу врага. Все запомнили?
Ответьте, пожалуйста. – Как называют дом для пчел? (Улей). – Как живут пчелы? (Семьями). – Кто откладывает яйца? (Матка). – Кто принимает в этом участие? (Трутни). – Кто помогает ухаживать за малышами? (Рабочие пчелы). – Как называют место, где стоят ульи для пчел? (Пасека) .
Теперь разминка.
Встали в круг.
(Дети показывают движения по тексту). Захотел малыш Павлуша меда сладкого поесть. Взял большую ложку, кружку и на пасеку полез. Пчелки очень удивились. Что за гость пришел в наш дом? Пчелки сильно разозлились. Мед берет без спросу он! Проучить решили пчелки малыша – озорника. Больно жалят, как иголки, щеки, руки и бока. Плачет сорванец-Павлуша, весь искусанный сидит. Держит он пустую кружку, нос распух, щека болит.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот знак. О чем он нам говорит? (Осторожно! Пчелы) ПЧЕЛИНЫЙ ДОМИК, НЕ ИГРУШКА, А В УЛЬИ ЗАЛЕЗАТЬ – ОПАСНО! УКУС ПЧЕЛЫ, НЕ БЕЗДЕЛУШКА, ВЕДЬ БЫТЬ УЖАЛЕННЫМ – УЖАСНО! Еще, загадка.
Весело жужжала, над цветком летала. У нее с утра-дела, собирает мед она.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Сейчас, ребята, выберите себе пчелку, раскрасьте ее и придумайте ей имя. Дети раскрашивают пчелок и называют их имена.
Проводится подвижная игра:
«Бубен наш играет, пчелки весело летают. Бубен перестал играть, пчелка, на цветочек, сядь! В конце, пчелки залетают в свой дом, улей. Воспитатель: Ребята ПОМНИТЕ! УКУСЫ ПЧЕЛ ОЧЕНЬ БОЛЕЗНЕННЫ! - Играй подальше от пасеки. – Не делай резких движений, если рядом летает пчела. – Не пробуй поймать пчелу, ведь она не бабочка, может укусить. – Гуляя босиком по траве, внимательно смотри под ноги. Если наступишь на пчелу – ужалит. – Если оса, или пчела ужалила, нужно быстро вынуть жало, приложить холод и обратиться к взрослым. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Труд пчеловода»
Конспект занятия в средней группе "Труд пчеловода".
Тема: Труд пчеловода.
Цель: дать детям первоначальное представление о
труде пчеловода: пчеловоды разводят пчел, летом они
собирают мед. Мед- полезный продукт. Труд пчеловода
интересный. Воспитывать уважение к человеку -
труженику.
Оборудование: игрушка пчелка, улей с рамками, костюм пчеловода, дымарь.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает детям загадку о пчеле:
Летит - гудит,
Сядет - молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг -
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб -
Спасайся бегом!
-К нам тоже прилетела пчела, ее зовут Майя. Посмотрите
какая она красивая.
Ребята, кто знает песенку пчелы?
Дети: Ж-ж-ж-ж.
Вос: Что делают пчелы?
Дети: Собирают мед.
Вос: Где живут пчелы?
Дети: В ульях.
Вос: Улей - это дом для пчел. Подойдите ко мне,
посмотрите вот он какой.
(в группе находится настоящий улей)
Вос :Весной пчелы вылетают из ульев и отправляются
искать сладкий сок- нектар. Нектар пчела высасывает хоботком и летит к себе домой в улей. В нем пчела строит из
воска много сотов.
-Дети кто ухаживает за пчелами?
Дети: Человек, люди.
Вос: Этот человек - пчеловод. Давайте вместе скажем
ПЧЕЛОВОД. Чтобы пчелы его не кусали, он надевает
специальный костюм или шапку с сеткой (воспитатель показывает костюм, надевает его на себя) .
Вос: Пчеловод работает на пасеке. Работа пчеловода очень интересная и полезная. Прежде чем начать работать с пчелами, пчеловод берет дымарь, набивает его разными палочками и разжигает его.
(воспитатель показывает)
Вос: Потом пчеловод подходит к улью, снимает крышку,
посмотрите, под крышкой лежит подушка. Как вы думаете,
зачем она нужна? Подушка нужна, чтобы пчелам было
тепло. А под подушкой лежит холстик, затем пчеловод
приоткрывает холстик и начинает дымарить, пчелы
прячутся от дыма и можно спокойно смотреть пчел.
(все сказанное воспитатель демонстрирует детям)
Вос: В ульях живет много пчел, там есть пчелы - девочки и
мальчики, которых называют
трутнями, и мама - матка, она отличается от других пчел, у
нее длинный хвостик.
Пчелы очень трудолюбивы, но трудятся там пчелки-
девочки, а мальчики - трутни только кушают мед.
Вос: Летом пчеловоды собирают мед, наливают его в
бочонки или банки.
Дети, а вы любите мед?
Дети: Да.
Вос: Кто из диких животных тоже любит мед?
Дети: Медведь.
Вос :Давайте поиграем в игру "Медведь и пчелы"
Вос: А какой он мед? Дети: Вкусный, сладкий, полезный.
Вос: Мед очень вкусен и полезен. Он лечит многие болезни,
например, когда болит горло или человек простужен.
А сейчас, ребята, мы с вами попьем чай с медом.
(проводится чаепитие с медом).
Конспект интегрированного занятия по родной природе и конструированию из бумаги в старшей группе, тема «Пчелы»
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.
Цели занятия:
Продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел и природных взаимосвязях.
Учить детей целеустремленно присоединять новый материал к уже имеющимся у них знаниям.
Ввести в активный словарь слова: улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник. Продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы.
Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей.
Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги.
Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.
Оборудование:
Картинки: пчела, цветок, мед, лекарства, дождь, улей, цветущий луг, соты, лапки с щеточками, пасечник, торт, зима.
Сигнальные карточки зеленого и желтого цвета.
Куб с картинками на гранях.
Венки их искусственных цветов, обручи-«ульи», шапка-маска медведя.
Заготовки для изготовления «пчелы», нитки, шило, черные маркеры. Оборудование для конструирования из бумаги.
Посуда и продукты питания для чаепития.
Пчела на сотах
Пчелы на цветах
Пчелы в улье
Ход занятия:
Ребята, сейчас мы с вами поговорим об обитателях пасеки. Что такое пасека? В старину пасеку называли «пчельник». Пасека – это место, где размещаются пчелиные домики ульи. А человек, который заботится о пчелах на пасеке, называется – пасечник. Повторите эти слова «пасека» и «пасечник» и запомните их.
Итак, сегодня речь пойдет о пчелах. Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны.
Выберите правильный ответ:
Пчелы относятся к животным, птицам, насекомым, рыбам.
Докажите мне, что пчела - насекомое. У пчелы, как у всех насекомых шесть лапок и тело состоит из головы, груди и брюшка.
Мозговая атака
Вспомните все, что вы знаете о пчелах. Постарайтесь вспомнить как можно больше. Воспитатель выкладывает на магнитную доску картинку, изображающую пчелу.
Ассоциативный куст
Выкладывание картинок. По мере того, как дети вспоминают знакомые им факты из жизни пчел, им предлагается выкладывать на магнитной доске картинки: цветок, мед, лекарства, дождь, улей, цветущий луг (опыление, соты, лапки с щеточками, пасечник, торт, зима. Все эти картинки выкладываются вокруг центральной с изображением пчелы.
Дидактическая игра «Так или не так»
У пчел сильные крылья, поэтому ветер и дождь им нипочем.
Пчелы живут одной большой семьей.
Одна пчела может жалить много раз.
Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.
Люди делают для пчел специальные домики – ульи.
Зимой пчелы летают, но цветов не находят.
У пчел четыре лапки.
Жало у пчелы во рту.
Мед не только вкусный, но еще и очень полезный.
Пасечником называют человека, который ухаживает за пчелами.
Дидактическая игра «Пчелки собирают мед»
Часть детей изображают цветы (им на головы надеваются веночки) и располагаются сидя на корточках по всей игровой площади. Остальные дети изображают пчел, которые летают от цветка к цветку, собирая нектар и пыльцу. Выполняя эти движения, дети-пчелы жужжат: «жжжж…».
По сигналу: «Темнеет», «Дождик собирается» или «Ветер усиливается» они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.
Сейчас я прочту вам отрывки из сказки татарского писателя Абдуллы Алиша «Нечкебиль».
Дидактическое упражнение «Предвидение по ключевым словам»
Но прежде, обратите внимание на такие слова:
Пчела, цветы, комар, жало, улей, холода.
Как по-вашему эти слова могут использоваться в сказке?
Сигнальные карточки
Возьмите в руки сигнальные карточки и слушайте внимательно сказку. Зеленую карточку поднимайте, если услышите в сказке знакомые вам факты из жизни пчел. А если узнаете из сказки что-нибудь новенькое – поднимайте желтую карточку.
Чтение отрывков из сказки Абдуллы Алиша «Нечкебиль»
Вон выстроились домики. В этих домиках живут пчелы.
Пчелы одна за другой вылетают из улья. А когда солнце поднимется высоко, воздух нагреется, они всей семьей спешат на работу. Далеко-далеко – в сады и на поля, в леса и луга…
Долго-долго летала пчелка по имени Нечкебиль, что значит «тонкая талия». Кружась, как маленький самолетик, Нечкебиль опустилась на цветок. На лугу от цветов такой аромат, будто все обрызгано духами. Нечкебиль перелетает с цветка на цветок и скоро вся покрывается цветочной пыльцой. Она переносит ее с одного цветка на другой, опыляет их. Так маленькая пчелка помогает растить богатый урожай.
Нечкебиль порхала с цветка на цветок, пила сладкий нектар. И вдруг ее кто-то окликнул.
– Пчелка, а пчелка – пропищал Комар, – подойди ко мне.
– Меня зовут Нечкебиль, если есть дело – подходи ко мне смело, – ответила Нечкебиль, а сама к Комару не стала подходить.
И стал Комар жаловаться на людей и животных. Тот, мол, рукой прихлопнет, этот хвостом прибьет. И еще Комар сказал, что боится лучей солнца, поэтому прячется под листьями и на охоту днем выходит редко.
Нечкебиль ответила комару:
– Вы пьете кровь людей, разносите лихорадку…
Но Комар был голоден и поэтому не стал слушать пчелу. Он полетел прочь. Увидел человека и сел ему на шею. Человек тут его и прихлопнул.
Нечкебиль не заметила, как, собирая мед с цветов, оказалась за далеким лесом. Когда она повернула домой, вдруг поднялся сильный ветер, пригнал грозовую тучу. Крылышки у Нечкебиль тонкие, трудно ей бороться с ветром, но она не сдается – торопится домой. Устала бедная пчелка, и к тому же, когда она уже была почти у дома, полил дождь. Нечкебиль не растерялась. Не долго думая – шмыг под лопух и укрылась от дождя. Вскоре тучи уплыли дальше, дождь перестал и засверкало солнышко. Нечкебиль снова пустилась в путь.
Прилетела она домой, к родному улью и видит: дедушка-пасечник с мальчиком, оба в сетках на лицах, окуривают ее домик. Дым пугает пчел, и они выползают наружу. Дед с мальчиком достают из ульев рамы, полные меду и кладут их в белый жестяной аппарат. Машина крутит раму, жидкий мед не может удержаться, брызжет из сот на стенки бака и затем стекает в деревянную кадку. Воздух вокруг напоен медовым ароматом.
Но почему же не видно здесь пчел? Почему они не летают с сердитым жужжанием над посудиной и не мешают людям? А потому, что цветов вокруг много и пчелы сыты.
Вот и ненастная осень настала. На полях и лугах цветы давно исчезли. Пришла пора готовиться к зиме. Дед-пасечник начал готовить ульи к зиме: починил, привел в порядок и утеплил. Мальчик ему помогал, замахал руками, и укусила его пчела. Жало пчелы осталось в носу у мальчика. Он не выдержал, заплакал.
Пчела взлетела, но долго лететь не смогла – упала и умерла.
Нечкебиль загрустила, движения ее стали вялыми, и, чтобы набраться сил для будущего года, она сладко-сладко уснула.
На этом и нашей сказке конец.
Как вы думаете, почему пчелка получила имя Нечкебиль – «тонкая талия»?
Что нового вы узнали из этой сказки?
А сейчас немного поиграем и как пчелки полетаем.
Динамическая пауза - подвижная игра «Медведь и пчелы»
Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют).
Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз-два-три, медведем будешь ты». (Можно надеть шапочку-маску). Медведь отходит в сторону.
Слова воспитателя:
Полетели пчелки
Собирать нектар и пыльцу с цветочков.
(Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)
Вот медведь идет,
(Медвежьей походкой выходит ребенок-медведь и направляется к дуплу)
Из дупла мед унесет.
Пчелки, домой!
(Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок:
Это дупло – домик наш,
Уходи медведь от нас:
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»
(Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
Кубирование
Дети кидают куб и рассматривают картинку на грани, оказавшейся сверху. Картинка означает вопрос, на который этому ребенку необходимо ответить все что он знает.
Картинки на гранях куба символизируют такие вопросы.
Домик – где живет.
Мордочка – как выглядит.
Тарелка с кашей – чем питается.
Крылья, зубы, рога – образ жизни, повадки, способ передвижения, защитные свойства.
Взрослый и детеныши – как размножается.
Человек – взаимодействие с человеком.
Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)
И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)
Будет пчелкам чем питаться.
(Имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты)
Конструирование из бумаги «Пчела»
Дети рисуют черным маркером полоски на брюшке вырезанной из картона «пчелы», приклеивают крылья, прокалывают шилом отверстие, вдевают в него нитку. Получается «пчела» на нитке.
Дыхательное упражнение «Отправь пчелку в полет за нектаром»
Дети держат «пчелку» за ниточку и дуют на нее. Воспитатель словами корректирует силу, с которой дети дуют.
Вот пчелка несмело вылетела из улья.
Увидала цветы и заспешила к ним.
Набрала пчелка много меду и неторопливо летит домой.
Как быстро темнеет, торопись в улей, пчелка!
Сегодня мы много вспомнили из того, что знали о пчелах. А также узнали новые факты. Скоро вы узнаете еще много интересного о пчелах-вентиляторах, о том, как мята спасла пчел. А сейчас нас ждет чаепитие. Конечно же с медом и медовыми пряниками. Не забудьте вымыть руки.
Проводится чаепитие.