МААМ-картинки

Проект «Экспериментирование с детьми раннего возраста»

Татьяна Салова
Проект «Экспериментирование с детьми раннего возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2» г. Всеволожска

«Экспериментирование с детьми раннего возраста»

Разработала: воспитатель первой квалификационной

категории Салова Т. А.

Всеволожск

2019

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Публикация «Проект „Экспериментирование с детьми раннего возраста“» размещена в разделах

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываются возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для развития игровой ситуации используется сказочный персонаж. Также для детей этого возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо возвращаться, предлагать рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях.

Академик Николай Николаевич Поддьяков основоположник экспериментирования в дошкольных учреждениях.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, в том числе и игровую, возникающую позже деятельности экспериментирования.

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности с другой.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

1. Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной деятельности детей в процессе экспериментирования;

2. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

3. Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание;

4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Познавательные задачи: формирование представлений о предметах: их свойствах и качествах,

способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями, умения делать выводы, открытия.

2. Развивающие задачи: развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ; развитие мелкой моторики и координации движений; развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия; развитие внимания и памяти, речевых способностей.

3. Воспитательные задачи: создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию; дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований; воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи; воспитание усидчивости и аккуратности.

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР – ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЯГОДКИ»

1. Вода

2. Песок

3. Природный материал

4. Бумага

5. Воздух

6. Свет

7. Ткани

ЭКСПЕРЕМЕНТЫ С КРУПАМИ

Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами развивают мелкую моторику, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело.

Развитие мелкой или тонкой моторики пальцев – это залог простоты и легкости овладения навыками письма. Гибкие и подвижные пальцы позволят ребенку не только легко писать, но и рисовать, облегчат выполнение бытовых действий и многое другое.

Для игр можно использовать любые крупы: гречку, рис, горох, фасоль, бобы, пшено и так далее. Заинтересуют малышей также и макаронные изделия – рожки, спиральки, ракушки, трубочки, бантики. Из них можно складывать настоящие картины. К тому же, сегодня можно купить разноцветные макароны.

«ВОЛШЕБНОЕ СИТО»

Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Оборудование: Совки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа и рис.

Ход: Воспитатель рассказывает, что собирается сварить кашу манную для куклы Кати, но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась (показывает миску с крупой). Как отделить рис от манки?

Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли у нас каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Воспитатель показывает, как пользоваться ситом. Что из сита сыпется в миску? Затем дает детям самостоятельно просеять крупу, благодарит за помощь.

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Цель: Показать детям, как можно поиграть с горошинами. Как работает воздух, находящийся внутри нас. Развивать наблюдательность, любознательность.

Оборудование: Стакан с водой, горох, трубочка, салфетка, лист бумаги.

Ход: Давайте научим горох плавать и танцевать, а помогать нам будет воздух. Далее воспитатель предлагает детям в стакан с водой опустить несколько горошин и трубочку, а затем подуть в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.

Когда воздух через трубочку поступает медленно, горошины двигаются медленно; сила воздуха возрастает, и скорость движения горошин возрастала. Движение горошин напоминает танцы. А помогает им танцевать воздух, который мы выдуваем через трубочку.

«КАК БЫСТРО ПЕРЕБРАТЬ КРУПУ»

Цель: Сравнить свойства крупы, показать влияние механического воздействия на смесь.

Оборудование: Прозрачная пластиковая, горох, фасоль, греча (можно брать любые другие крупы, самое главное, что бы они были разной формы, величины, цвета).

Ход: Воспитатель подходит к уголку экспериментирования и говорит : «Посмотрите, какой беспорядок!» Ну, естественно дети моментально реагируют, подбегают, и начинают выяснять, что произошло. Обращаем внимание, что крупа в банках перемешена.

– Ребята, вы когда-нибудь помогали маме перебирать крупу? (Ответы детей).

У всех этих зерен, есть один маленький секрет… Я хочу с вами поделиться…

Как вы думаете, что произойдет, если банку потрясти? (Ответы детей)

А хотите попробовать, и увидеть, что же получиться? (Ответы детей)

Вспоминаем правила безопасности! В уши, в нос нельзя совать мелкие предметы, они могут там они застрять, помните об этом!

А теперь сделайте так: осторожно, но энергично, потрясите банку. Что вы видите? (Ответы детей)

Делаем вывод: более крупные плоды фасоли и гороха оказываются сверху.

– Переложите фасоль и горох в баночки (вовремя перекладывания обратите внимание на форму, размер, цвет).

– Как вы думаете, почему крупные плоды появились на поверхности?

Делаем вывод: Более мелкие крупинки гречи проваливаются между более крупными, плотно прилегают друг к другу. Фасоль и горох выталкиваются на поверхность.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Пополнение опытно – экспериментального уголка.

2. Консультация для родителей «Детское экспериментирование».

3. Рекомендовать родителям во время прогулок проводить наблюдение за интересными объектами, явлениями в природе. Ставить вопросы и вместе искать на них ответы, делать выводы. Давать детям больше самостоятельности в своих суждениях.

4. Проведение совместного мероприятия с родителями «Путешествие в мир экспериментов»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и не живой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей.

В ходе экспериментирования и выполнения различных опытов расширились представления о физических свойствах окружающего мира (свойства веществ, виды физических явлений); у детей появился интерес к исследованию неживой природы, появилось стремление к получению новых знаний. Развивается умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками (наличие общей цели, задачи).

В группе создан уголок по экспериментированию, где дети самостоятельно могут брать те или иные предметы для игр – экспериментов. Сформирована картотека игр – экспериментов.

Таким образом, детское экспериментирование, как метод в педагогической практике, является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В будущем планируется продолжать заниматься опытно – экспериментальной деятельностью в группе раннего возраста по следующим направлениям:

1. Непосредственная работа с детьми;

2. Пополнение уголка опытно – экспериментальной деятельности;

3. Пополнение картотеки игр – экспериментов и методической литературы;

4. Привлечение и активное участие родителей в проектах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Т. И. Гризик, Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека. – М: «Просвещение», 2015 г., 208 с.

2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. – М: «Учитель», 2019 г., 333с.

3. Л. В. Рыжова, Методика детского экспериментирования. – СПб: «Детство – Пресс», 2017, 208 с.

Публикации по теме:

Игра-экспериментирование в группах раннего возраста В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную.

Картотека игр с детьми раннего возраста. Проект «Игры с песком на световом столе»Картотека игр с детьми раннего возраста. Проект «Игры с песком на световом столе» Картотека игр с детьми раннего возраста. Проект "Игры с песком на световом столе" Автор: Корнева Дарья Денисовна «Самая лучшая игрушка.

Математический проект «Первые шаги в математику» с детьми раннего возраста Математический проект «Первые шаги в математику» с детьми раннего возраста Пояснительная записка. Проблема обучения математике в современной.

Опыт работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование .

Педагогический проект с детьми раннего возраста «Копилка знаний» Тип проекта: творческо-исследовательской направленности Проблема: многие дети раннего возраста не знают сезонные изменения в природе, названия.

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста» Актуальность: Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный.

Проект по физической культуре «Подвижные игры в работе с детьми раннего возраста»Проект по физической культуре «Подвижные игры в работе с детьми раннего возраста» Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Проект с детьми второй группы раннего возраста «Чудесная водичка» Муниципальное общеобразовательное учреждение Новоульяновская средняя школа №1 (дошкольные группы) 433300, г. Новоульяновск, ул. Ленина,.

Экспериментирование с материалами и веществами с детьми раннего возрастаЭкспериментирование с материалами и веществами с детьми раннего возраста 1. Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экспериментирование с детьми раннего возраста»
Опубликовано: 26 мая 2019 в 06:48
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД