татьяна Быкова
Проект «Эти разные мячи»
▼ Скачать + Заказать документы
дошкольном возрасте складываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Один из первых основных движений ребенка- хватание, схватывание, бросание, метание и ловля. Именно мяч – первое средство, связывающее, по мнению Ф. Фрёбеля, внутренний и внешний мир ребенка.
Публикация «Проект „Эти разные мячи“» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Мяч. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Игры с мячом практически ушли в прошлое, а ведь именно в них развиваются быстрота, ловкость, глазомер, ориентировка в пространстве, формируются положительные взаимоотношения и эмоции, которые необходимы будущему первокласснику.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Игры с мячом в дошкольном возрасте усложняются по мере роста ребенка. Воздействие мяча на него не только физическое и интеллектуальное развитие, но и эмоциональное.
Ребенок не просто играет с мячом, он варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает, что развивает руки малыша.
Движение рук способствует также развитию речи. Современные научные данные подтверждают, что области головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т. е. непосредственной близости друг от друга. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др., получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей, у них активируется весь организм.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции, координацию, смекалку; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшает обмен веществ.
Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.
Однако, хотя данные факты научно доказаны и общеизвестны порой не все родители о них знают и применяют в деятельности. Не многие из семей имеют игровое развивающее пособие мяч и используют в совместной деятельности с ребенком. Данный факт способствовал обоснованию выбора темы для проектной деятельности и определил приоритетные цели и задачи.
Характеристика проекта
По форме – познавательно-игровой;
По классу – монопроект;
По типу – социальный;
По виду – оздоровительный;
По длительности – долгосрочный.
Основная образовательная область: «Физическое развитие»
Участники проекта : воспитатели, логопед, инструктор по физической культуре, дети, родители.
Сроки проведения: с 28 ноября – 28 февраля.
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма проведения: познавательно – игровая.
Проблема: Современные психологи связывают игровые упражнения с мячом с развитием речи и мелкой моторики пальцев рук. Мяч для ребенка является с первых лет жизни предметом увлечения. Игры с мячом развивают ребенка не только эмоционально, но и физически. Для выбора темы проектной деятельности послужило то, как игры с мячом воздействуют на его развитие.
Таким образом, обоснование проблемы:
1. Редкое применение детьми мяча в самостоятельной деятельности.
2. Незнание родителей о значении мяча в развитии ребёнка.
3. Не использование родителями в играх с детьми мяча.
4. Незнание родителей и детей истории мяча, его видов
Цель проекта – способствовать познавательному развитию ребенка по средствам взаимодействия с мячом, информирование родителей и детей об истории мяча, его разновидностях, многообразии игр с ним.
Задачами проекта являются :
• Способствовать формированию здорового образа жизни;
• знакомить дошкольников с историей возникновения мяча и его видами, привлекать к использованию его в самостоятельной деятельности;
• углубить и систематизировать знания о видах, свойствах мяча и вариантах его использования;
• развивать физические качества: ловкость, ориентирование в пространстве, координацию движения, быстроту, равновесие, двигательное творчество;
• формирование у детей и родителей практических умений при выборе и изготовлении пособий развивающей - оздоровительной направленности и действий с ними;
• повышать двигательную активность детей с помощью проведения подвижных игр с мячом;
• повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми;
• формировать гармоничные отношения между детьми и взрослыми;
• активизировать роль семьи в физическом воспитании дошкольников.
Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:
• Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
• Помогают разнообразить виды деятельности детей на занятиях по всем разделам программы.
• Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
• Регулируют силу и точность движений.
• Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
• Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
• Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости.
• Развивают внимание, память и восприятие.
Ожидаемые результаты:
• Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми с использованием мяча.
• Формирование активной позиции у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению по средствам игр и игровых упражнений с мячом.
• Организация выставки нетрадиционного оборудования «Эти разные мячи».
Результаты проекта :
• Создание мини-музея мяча;
• презентации;
• создание пособий и оборудования для предметно-развивающей среды в группе;
• создание картотеки стихов, скороговорок, пословиц и загадок про мяч (волейбольный, футбольный, баскетбольный);
• выставка совместных работ детей с родителями: «Какие разные мячи»;
• создание картотеки подвижных игр с мячом;
• создание лэпбука «мой веселый звонкий мяч» (содержит работы детей);
• фотовыставка «мы играем в мяч» (совместно с родителями);
• составление сборника авторских сказок о мяче (совместно с родителями).
Девиз: «Мяч – помощник нам в игре, ты бери его везде!»
Проект основан на принципах:
- постепенности;
- доступности;
- систематичности;
- сознательности и активности.
Основные формы работы:
- НОД;
- индивидуальная работа с детьми;
- видеопрезентация по теме «необычные мячи» для ознакомления детей с историей мяча и разными видами спорта с мячом;
- совместная работа участников образовательного процесса;
- взаимодействие с семьями детей.
Методы и приемы:
• беседы;
• рассматривание картин, иллюстраций
• ознакомление с историей возникновения мяча;
• использование различных способов выполнения упражнений (метание сверху, снизу, сбоку);
• выполнение согласованных действий (держась за мяч, наклоняться, садиться и ставать);
• показ упражнений со словесным описанием;
• объяснение, указание;
• команды, оценки;
• изготовление мяча из бросового материала;
• рисование, лепка, аппликация мячей.
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап
Работа с педагогами:
-изучение литературы по данной теме;
- разработка плана работы с родителями по теме проекта;
- подбор художественной литературы, электронных ресурсов;
- разработка плана работы с детьми: подбор дидактических, подвижных игр и игр с элементами спорта;
- составление планов и написание конспектов НОД;
- изготовление папок для родителей «Мой веселый звонкий мяч»;
- подготовка материала для консультации родителей;
- подбор презентаций для детей на темы «История возникновения мяча», «Разновидность мячей»;
- анкетирование родителей «Мяч в жизни ребенка»;
- родительское собрание «С чем играют наши дети».
Практический этап
Работа с детьми:
- показ видеопрезентации;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы, чтение художественной литературы;
- проведение игр (дидактических, сюжетно-подвижных и игр с элементами спорта);
- самостоятельная продуктивная деятельность;
- познавательно- исследовательская деятельность.
Работа с родителями:
- использование наглядной агитации;
- совместная деятельность родителей и детей;
- привлечения к созданию мини- музея мяча «Эти разные мячи» (изготовление мяча нетрадиционным способом);
- участие в мастер-классе «Играем вместе с мячом»;
- помощь ребенку в заучивании стихотворений, отгадывании загадок;
- составление авторских сказок о мяче.
Обобщающий этап
- анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями;
- оформление выставки совместных работ «Эти разные мячи».
- проведение спортивное развлечение с родителями «Мой веселый звонкий мяч»;
- оформление мини- музея мяча.
Предполагаемый результат проекта :
Дети:
- формирование основ здорового образа жизни с помощью досуга с использованием мячей;
- усвоение знаний об истории мяча, разнообразии игр с мячом;
- освоение различных игр с мячом и появление интереса к таким играм вне детского сада;
- повышения уровня физической подготовленности;
- формирование устойчивого интереса к непосредственной образовательной деятельности по физической культуре;
Приобретение навыка использование закличек, считалок, потешек в подвижных играх.
Педагоги:
- формирование осознанного отношения к своему здоровью;
- участие в организации и проведении спортивного развлечения по теме.
Родители:
- понимание важности занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья своих детей;
- информированность о роли физического воспитания и значимости мяча в физическом развитии дошкольника;
- заинтересованное отношение к совместной активной деятельности детей с использованием мяча;
- пополнение физкультурного оборудования и использование его в домашних условиях;
- повышение взаимопонимания с детьми благодаря совместной деятельности.
Дальнейшее развитие проекта
Проект «Эти разные мячи» может быть реализован с детьми на различных ступенях образования как в ДОО, так и в начальной школе.
Использование приобретенного материала во время реализации проекта на физкультурных занятиях и в физкультурном уголке группы.
Планирование воспитательно-образовательной работы (Приложение 1)
Список используемой литературы
1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.
2. Адашкявичене Э. Й. Баскетбол ля дошкольников: из опыта работы. - М. : Просвещение, 1983.-79с., ил.
3. Анисимова М. С. Хабарова Т. В. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. СПб., 2012.
4. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. М., 2007.
5. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2004.
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.
7. Овчинникова Т. С., Черная О. В. Занятия, упражнения и игры с мячами, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. СПб., 2010.
8. Хабарова Т. В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб., 2010.
9. Журнал инструктор по физической культуре №3 2016.
10. Журнал инструктор по физической культуре №4 2016.