Людмила Аминева
Проект «Югорка» о жизни и быте народов Ханты-Манси
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель Аминева Л. А.
город Мегион, Муниципальное автономное
дошкольное учреждение №15 «Югорка»
Пояснительная записка
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.
Публикация «Проект „Югорка“ о жизни и быте народов Ханты-Манси» размещена в разделах
- Народы севера
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Родина – считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Основная часть
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем.
В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуры быта коренных народов крайнего севера. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.
Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей Родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др., осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др., восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т. д.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И. А. Колесникова и др.).
Данные исследования и определили содержание проекта «Югорка».
ПРОБЛЕМА:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с краеведческим материалом, с жизнью и бытом народов, проживающих в родном городе, природой родного края, ее животным и растительным миром, водными ресурсами и проживающими в них объектами.
Мониторинг освоения детьми ООП ДО Учреждения в образовательной области «Познавательное развитие» на начало 2017-2018 учебного года показал, что у детей недостаточно сформированы представления о родном крае.
Используя такие методы, как наблюдения, беседы, рассматривание, имитационные игры и игры-путешествия, обсуждение и проигрывание ситуаций мы пришли к выводу, что наши дети слабо проявляют интерес к родному краю, городу, природным объектам, особенностям жизни народов, не любознательны, не всегда точно и полно могут различать и правильно называть достаточное количество растений, животных, рассказать о них, а также почти отсутствуют знания о жизни и быте народов Ханты. Дети в недостаточной степени имеют представления о природе родного края, природоохранной деятельности, в которой они могут принимать непосредственное участие.
Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО – Югры, к их традициям и обычаям, нравственно эстетическим ценностям, привить любовь к родному краю, городу, природе.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Познакомить детей с родным городом и краем; с жизнью и бытом коренных жителей Югры.
2. Научить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта.
3. Развить интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности, помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
4. Воспитать любовь к своему родному краю, гордость за свой край.
Срок реализации: долгосрочный
Вид проекта : информационно-практико-ориентировочный
Продукт проекта : мини-музей в МАДОУ «Жизнь и быт народов ханты и манси»
Участники: воспитатели, воспитанники от 4 до 6 лет, родители.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
У детей расширятся знания о городе и крае, промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера.
Сформируется интерес и уважения к национальной культуре, умение раскрывать его красоту и богатство.
У воспитанников и родителей появится познавательный интерес к исследованию окружающего мира родного края, к жизни и быту народов Ханты и Манси.
Сформируется положительное отношение, любовь, забота к родному городу, природе, жителям.
ПРОЕКТ «ЮГОРКА» (ДОШКОЛЬНИКАМ О ЖИЗНИ И БЫТЕ НАРОДОВ ХАНТЫ-МАНСИ)
Реализовывался по трем блокам: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями, социальное партнерство с библиотекой, экоцентром.
1-ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (приложение 1)
ЦЕЛЬ: Организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Мониторинг освоения детьми ООП ДО Учреждения в образовательной области «Познавательное развитие» на начало 2017-2018 учебного года показал, что у детей недостаточно сформированы представления о родном крае и коренных малочисленных народов Ханты и манси.
Создание условий для успешной реализации проекта :
Уголки краеведения «Наш край – Югра»
Перспективный план мероприятий по проекту.
Фонотека музыкальных произведений.
Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО – Югре.
Картотека подвижных игр коренных народов Севера.
Словарь терминов «Азбука Югры»
Работа с детьми перед началом проекта :
Беседа на тему «Где ты живешь?»
Уголок краеведения «Наш край – Югра»
Мастер класс «Лепка фигуры ханта из соленого теста» (родители)
День открытых дверей НТР (раскрашивание одежды ханты-манси опилками)
Посетили краеведческий музей (совместно родители, воспитатели, дети)
Экскурсия в библиотеку (совместно родители, воспитатели, дети)
Создание мультимедийных презентаций.
ВЫВОД.
Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса на I ЭТАПЕ позволила определить содержание проекта и пути его реализации. У воспитанников и родителей появился познавательный интерес к исследованию окружающего мира родного края, к жизни и быту народов Ханты и Манси.
2- Й ЭТАП: ОСНОВНОЙ
ЦЕЛЬ: организация комплексной работы по реализации задач проекта
Форма организации:
Беседы с детьми.
Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера
Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом
Слушание музыкальных и литературных произведений.
Использовала в своей работе НТР
Спортивный досуг - «Сильные, смелые, ловкие» (народные игры ханты и манси, (родители, дети, воспитатели)
Экскурсии по городу «Мегион сегодня».
Экскурсия в краеведческий музей» (родители, дети, воспитатели).
Фотовыставка «Первые здания Мегиона» (родители, дети, воспитатели).
Театрализация сказки «Айога» (родители, дети, воспитатели).
Конкурс рисунков «Мой край – Югра».
Мастер – класс с родителями по изготовлению куклы Акань.
Мастер - класс на ГМО по изготовлению атрибутов к играм народа ханты-манси.
Выступление на ГМО, представление проекта, передача опыта.
Сама изготовила много различных поделок из дерева, бересты, кожи, пополняя музей.
Куклы Акань, ловушка для снов, картины из кожи и меха, бубен и т. д.
ВЫВОД:
Дети познакомились с достопримечательностями родного города и краем; с жизнью и бытом коренных жителей Югры.
Научились видеть черты национального своеобразия в облике народов ханты и манси, их одежде, украшениях, предметах быта.
Появился интерес к играм коренных народов, желание использовать ее в самостоятельной деятельности, помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
Дети выражали свою любовь к родному краю, гордость за свой край в рисунках, рассказах, аппликации, фотоколлажах, выставках.
3- Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.
Формы организации:
Фотовыставка: «Город Мегион»
Встреча в музыкальной гостиной «Мой город – Мегион»
Слайдовая презентация «Мои мама и папа работают в Югре»
Конкурс рисунков «Мой край – Югра».
Макет «Наш край»
Мини музей «Жизнь и быт народов ханты-манси
Проводила фотовыставки каким был Мегион.
Проводила фотовыставки «Мегион город будущего»
Конкурс поделок на тему: «Наш край», «Жизнь и быт народов ханты-манси и др.
Продукт: Открытие мини-музея в Учреждении «Жизнь и быт народов Ханты и Манси в ХМАО-Югре».
Изготовили картотеку подвижных игр народов севера.
Разработали перспективное планирование на учебный год по проекту.
С родителями проведена консультация «Праздники народов ханты и манси».
С детьми проведены:
Беседы: «Где ты живешь?», «Где и кем работают твои родители?», «Моя родина – Югра».
Экскурсия «Знакомство с памятниками города».
Фотовыставка «Первые здания Мегиона».
НОД: ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическому развитию (лепка из глины) «Дикие животные нашего края», аппликация «Укрась малицу» раскрашивали предметы обихода и одежды, лепка из теста фигуры ханты и манси.
Использовала в своей работе НТР. (узоры «Заячьи лапки на пене для бритья, рисование опилками, мыльной пеной, манной крупой, эконакустика).
Изготовление образцов орудий быта и предметов промысла из дерева.
Коллективное конструирование «Буровая вышка».
Бисероплетение «Семейный оберег».
Музыкальное Развлечение «Цветок семейного счастья».
Литературная викторина по произведениям писателей и поэтов родного края.
КВН среди воспитанников средних групп «Знатоки природы».
Викторина «Наш край» среди воспитанников старших групп.
Спортивный досуг - «Сильные, смелые, ловкие» (народные игры ханты и манси).
Экскурсии по городу «Мегион сегодня», экскурсия в краеведческий музей» где дети поиграли в игру «Найди ключ» получили много полезной, интересной информации.
В составе всей группы с сопровождением родителей ходили на зимние забавы в этнографический музей, окунулись в жизнь и быт народов ханты и манси.
Открытие мини-музей в ДОУ «Жизнь и быт народов Ханты и Манси.
ВЫВОД:
Анализ мониторинга освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования «Югорка», в разделе Познавательное развитие и Художественно-эстетическое развитие, на апрель 2019 года показал, что:
У детей сформировался ярко выраженный интерес к родному краю, городу и жизни, быту коренных народов Ханты и Манси, а так же к объектам и явлениям природы. Дети научились различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
Ребята бережно относятся к природе и природным богатствам родного края, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.
У ребят сформировалось стремление к исследовательской, практической деятельности, научились делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Ребята научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: Все живые организмы имеют равное право на жизнь. В природе все взаимосвязано. В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Краеведческое просвещение родителей, участие в мероприятиях по изучению жизни и быта коренных народов Ханты и Манси, природоохранных акциях дало большой плюс в воспитании детей.
Повысилась компетенция родителей к истории, настоящему и будущему родного края, родной природы, к жизни коренных народов, населяющих ХМАО-Югру.
Руководитель творческой группы «Наш край» МАДОУ №15 «Югорка» Аминева Людмила Александровна, награждена Дипломом 1-место, в региональном конкурсе «Моя Югра», в номинации «Лучший мини-музей в ДОУ», благодарственным письмом от родителей за создание мини-музея в МАДОУ, благодарность за проект «Югорка - жизнь и быт народов ханты-манси»; защитила проект «Югорка» на Городском методическом объединении педагогических работников ДОУ города Мегиона (старший дошкольный возраст, в результате которого опыт по использованию технологии проектной деятельности «Жизнь и быт народа ханты-коренных народов Севера» - одобрен и рекомендован к использованию и распространению.
Литература:
1. Богатеева З. А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение», 1982.
2. Бочарников В. А. «Под северным солнышком», 1980.
3. Гончарова Е. В. «Экология для малышей: методические рекомендации для педагогических работников доу/Ханты – Мансийск. Полиграфист, 2005.
4. Детские народы подвижные игры. // Составители: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. 1955г.
5. Дудников Н. Ф. «Мой дом Север», 1996
6. Край родной. Азбука краеведения – Екатеринбург 2001г.
7. Ромбандеев. «Мансийские загадки» 1996г.
8. Сказки народов Севера// составитель В. В. Винокурова Ю. А. Сем. – Л., Просвещение 1991г.
9. Сикорская Г. П., Кушникова Г. И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
Приложение 1. План работы I этапа
№ Форма работы Сроки
1. Определение цели и задач проекта.
Составление перспективного планирования (педагога, с детьми, с родителями)
Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия
Сбор информации из различных источников
Февраль 2017г. –
апрель 2017г.
2. Создание мультимедийных презентаций.
Создание картотек: подвижные игр, бесед.
Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов.
Обогащение развивающей среды в группе. май 2017-
август 2017 г.
3. Разработка проекта на тему : «Жизнь и быт народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». сентябрь 2017 г.
4. Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей от 4 до 5 лет, с бытом и традициями народов ханты-манси. октябрь 2017г. –
ноябрь 2017г.
5. Реализация плана на тему: «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». декабрь 2017г. –
январь 2018г.
6. Посещения музея истории и этнографии. сентябрь 2018г.
7. Экскурсия по памятным местам города Мегион. октябрь 2018г.
8. Посещение выставки детского народного декоративно – прикладного творчества «Народное искусство – своими руками» ноябрь 2018г.
9. Проведение итогового занятия
«Подарок народам ханты-манси своими руками». декабрь 2018г.
10. Подготовка атрибутов в мини музей на тему:
«Жизнь и быт народов Ханты – манси. декабрь 2018г.
январь 2019
Календарно – тематический план работы педагога.
План взаимодействия с детьми
№ Тема Форма работы Сроки
4. Северный фольклор. Прослушивание хантыйской музыки. февраль
5. «Народное декоративно – прикладное творчество»
«Одежда народов ханты и манси» - Показ иллюстраций.
- Рассказ
- Рассматривание картин. Беседа.
- Просмотр презентации.
март
6. «Животный и растительный мир нашего края».
- Рисование не традиционным методом (ватные палочки)
«Брусничка для гостей».
апрель
7. - Изготовление ханта из соленого теста, разукрашивание национальной одежды.
- Музей истории и этнографии
- «Народное искусство - своими руками» -Мастер – класс
- Работа с родителями.
- Экскурсия.
- Выставка детского творчества.
апрель
Сотрудничество с родителями
№ Форма работы Задачи
1. Консультации Вводить родителей в мир культуры и быта народов родного края. Расширять представление об обычаях и традициях народов ханты и манси. февраль
2. Родительское собрание Формировать уважительное отношение к коренным народам Севера.
февраль
3. Анкетирование Сбор актуальной информации. март
4. Совместные праздники Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных народов Севера. март
5. Тематические стенды Формировать представления о народном декоративно – прикладном творчестве. май
6. Экскурсии Приобщать к участию в патриотическом воспитание детей.
май
7. Фото стенды Вызвать у родителей эмоционально положительное отношение к культуре народ родного края. июнь
8. Консультации для родителей «Праздники народов ханты-манси», «Орнаменты народов ханты-манси». июль
август
№ Форма работы Сроки
1. Определение цели и задач проекта.
Составление перспективного планирования.
Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия
Сбор информации из различных источников
Февраль 2017г. –
апрель 2020г.
2. Создание мультимедийных презентаций.
Создание картотек: подвижные игр, бесед.
Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов.
Подбор информации для консультации родителей.
Обогащение развивающей среды в группе. Февраль-май
2017-2020 г.
3. Разработка проекта на тему : «Жизнь и быт народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». Сентябрь 2018 г.
.
4. Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом и традициями народов ханты-манси. январь 2018г. –
апрель 2020г.
5. Реализация проекта на тему : «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». март 2018г. –
апрель 2018г.
6. Посещения музея истории и этнографии. апрель 2018г.
7. Экскурсия по памятным местам города Мегион. май 2018г.
8. Выставки детского народного декоративно – прикладного творчества «Народное искусство – своими руками» апрель 2018г. –
май 2018 г.
9. Проведение итогового занятия «Подарок народам ханты-манси своими руками». май 2018г.
10. Организация мини музея на тему:
«Жизнь и быт народов Ханты – манси. 2018г. – 2020г.
Приложение 2
План работы II этапа
Календарно – тематический план работы педагога.
Взаимодействие с детьми
№ Форма работы Тема Сроки
1. Беседа «Первые здания Мегиона» с использованием иллюстративного материала. февраль
2. Мастер-класс «Изготовление атрибутов к подвижным играм» народов ханты-манси» февраль
3. Прослушивание хантыйской музыки
Викторна Северный фольклор.
Литературная викторина по произведениям писателей и поэтов родного края март
4. К. В. Н. К. В. Н «Знатоки природы» март
5. - Показ иллюстраций.
- Рассказ-
- Просмотр презентации.
Спортивный досуг
Интеллектуальный конкурс Сбор информации о культуре и быте коренных народов.
Кукла «Акань»
(изготовление)
«Сильные, смелые, ловкие» (народные игры ханты и манси)
«Мегион сегодня – люди нашего города» апрель
6. - Рисование не традиционным методом (ватные палочки)
«Хозяин тайги». «Животный и растительный мир нашего края».
май
7. -Мастер – класс
- Работа с родителями.
Фото выставка - Изготовление рыб из соленого теста,
- «Народное искусство - своими руками»
«Мегион» - город будущего июнь
8. Анкетирование родителей. июль
9. Конкурс сказки.
Экскурсия. «Приключения в будущем Мегиона»
Экскурсия по памятным местам города Мегион август
Взаимодействие с родителями
№ Форма работы Задачи
1. Консультации Вводить родителей в мир культуры и быта народов родного края. Расширять представление об обычаях и традициях народов ханты и манси.
2. Родительское собрание Формировать уважительное отношение к коренным народам Севера.
3. Анкетирование Сбор актуальной информации.
4. Совместные праздники Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных народов Севера.
5. Тематические стенды Формировать представления о народном декоративно – прикладном творчестве.
6. Экскурсии Приобщать к участию в патриотическом воспитание детей.
7. Фото стенды Вызвать у родителей эмоционально положительное отношение к культуре народ родного края.
май 2019 Открытие мини-музея в Учреждении «Жизнь и быт народов Ханты и Манси в ХМАО-Югре»
руководитель творческой группы «Наш край» Аминева Л. А.