МААМ-картинки

Проект «Югорка» о жизни и быте народов Ханты-Манси

Людмила Аминева
Проект «Югорка» о жизни и быте народов Ханты-Манси

Автор: воспитатель Аминева Л. А.

город Мегион, Муниципальное автономное

дошкольное учреждение №15 «Югорка»

Пояснительная записка

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

Публикация «Проект „Югорка“ о жизни и быте народов Ханты-Манси» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Родина – считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Основная часть

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем.

В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуры быта коренных народов крайнего севера. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей Родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др., осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др., восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т. д.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И. А. Колесникова и др.).

Данные исследования и определили содержание проекта «Югорка».

ПРОБЛЕМА:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с краеведческим материалом, с жизнью и бытом народов, проживающих в родном городе, природой родного края, ее животным и растительным миром, водными ресурсами и проживающими в них объектами.

Мониторинг освоения детьми ООП ДО Учреждения в образовательной области «Познавательное развитие» на начало 2017-2018 учебного года показал, что у детей недостаточно сформированы представления о родном крае.

Используя такие методы, как наблюдения, беседы, рассматривание, имитационные игры и игры-путешествия, обсуждение и проигрывание ситуаций мы пришли к выводу, что наши дети слабо проявляют интерес к родному краю, городу, природным объектам, особенностям жизни народов, не любознательны, не всегда точно и полно могут различать и правильно называть достаточное количество растений, животных, рассказать о них, а также почти отсутствуют знания о жизни и быте народов Ханты. Дети в недостаточной степени имеют представления о природе родного края, природоохранной деятельности, в которой они могут принимать непосредственное участие.

Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО – Югры, к их традициям и обычаям, нравственно эстетическим ценностям, привить любовь к родному краю, городу, природе.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Познакомить детей с родным городом и краем; с жизнью и бытом коренных жителей Югры.

2. Научить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта.

3. Развить интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности, помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

4. Воспитать любовь к своему родному краю, гордость за свой край.

Срок реализации: долгосрочный

Вид проекта : информационно-практико-ориентировочный

Продукт проекта : мини-музей в МАДОУ «Жизнь и быт народов ханты и манси»

Участники: воспитатели, воспитанники от 4 до 6 лет, родители.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

У детей расширятся знания о городе и крае, промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера.

Сформируется интерес и уважения к национальной культуре, умение раскрывать его красоту и богатство.

У воспитанников и родителей появится познавательный интерес к исследованию окружающего мира родного края, к жизни и быту народов Ханты и Манси.

Сформируется положительное отношение, любовь, забота к родному городу, природе, жителям.

ПРОЕКТ «ЮГОРКА» (ДОШКОЛЬНИКАМ О ЖИЗНИ И БЫТЕ НАРОДОВ ХАНТЫ-МАНСИ)

Реализовывался по трем блокам: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями, социальное партнерство с библиотекой, экоцентром.

1-ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (приложение 1)

ЦЕЛЬ: Организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Мониторинг освоения детьми ООП ДО Учреждения в образовательной области «Познавательное развитие» на начало 2017-2018 учебного года показал, что у детей недостаточно сформированы представления о родном крае и коренных малочисленных народов Ханты и манси.

Создание условий для успешной реализации проекта :

Уголки краеведения «Наш край – Югра»

Перспективный план мероприятий по проекту.

Фонотека музыкальных произведений.

Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО – Югре.

Картотека подвижных игр коренных народов Севера.

Словарь терминов «Азбука Югры»

Работа с детьми перед началом проекта :

Беседа на тему «Где ты живешь?»

Уголок краеведения «Наш край – Югра»

Мастер класс «Лепка фигуры ханта из соленого теста» (родители)

День открытых дверей НТР (раскрашивание одежды ханты-манси опилками)

Посетили краеведческий музей (совместно родители, воспитатели, дети)

Экскурсия в библиотеку (совместно родители, воспитатели, дети)

Создание мультимедийных презентаций.

ВЫВОД.

Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса на I ЭТАПЕ позволила определить содержание проекта и пути его реализации. У воспитанников и родителей появился познавательный интерес к исследованию окружающего мира родного края, к жизни и быту народов Ханты и Манси.

2- Й ЭТАП: ОСНОВНОЙ

ЦЕЛЬ: организация комплексной работы по реализации задач проекта

Форма организации:

Беседы с детьми.

Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера

Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом

Слушание музыкальных и литературных произведений.

Использовала в своей работе НТР

Спортивный досуг - «Сильные, смелые, ловкие» (народные игры ханты и манси, (родители, дети, воспитатели)

Экскурсии по городу «Мегион сегодня».

Экскурсия в краеведческий музей» (родители, дети, воспитатели).

Фотовыставка «Первые здания Мегиона» (родители, дети, воспитатели).

Театрализация сказки «Айога» (родители, дети, воспитатели).

Конкурс рисунков «Мой край – Югра».

Мастер – класс с родителями по изготовлению куклы Акань.

Мастер - класс на ГМО по изготовлению атрибутов к играм народа ханты-манси.

Выступление на ГМО, представление проекта, передача опыта.

Сама изготовила много различных поделок из дерева, бересты, кожи, пополняя музей.

Куклы Акань, ловушка для снов, картины из кожи и меха, бубен и т. д.

ВЫВОД:

Дети познакомились с достопримечательностями родного города и краем; с жизнью и бытом коренных жителей Югры.

Научились видеть черты национального своеобразия в облике народов ханты и манси, их одежде, украшениях, предметах быта.

Появился интерес к играм коренных народов, желание использовать ее в самостоятельной деятельности, помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Дети выражали свою любовь к родному краю, гордость за свой край в рисунках, рассказах, аппликации, фотоколлажах, выставках.

3- Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Формы организации:

Фотовыставка: «Город Мегион»

Встреча в музыкальной гостиной «Мой город – Мегион»

Слайдовая презентация «Мои мама и папа работают в Югре»

Конкурс рисунков «Мой край – Югра».

Макет «Наш край»

Мини музей «Жизнь и быт народов ханты-манси

Проводила фотовыставки каким был Мегион.

Проводила фотовыставки «Мегион город будущего»

Конкурс поделок на тему: «Наш край», «Жизнь и быт народов ханты-манси и др.

Продукт: Открытие мини-музея в Учреждении «Жизнь и быт народов Ханты и Манси в ХМАО-Югре».

Изготовили картотеку подвижных игр народов севера.

Разработали перспективное планирование на учебный год по проекту.

С родителями проведена консультация «Праздники народов ханты и манси».

С детьми проведены:

Беседы: «Где ты живешь?», «Где и кем работают твои родители?», «Моя родина – Югра».

Экскурсия «Знакомство с памятниками города».

Фотовыставка «Первые здания Мегиона».

НОД: ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическому развитию (лепка из глины) «Дикие животные нашего края», аппликация «Укрась малицу» раскрашивали предметы обихода и одежды, лепка из теста фигуры ханты и манси.

Использовала в своей работе НТР. (узоры «Заячьи лапки на пене для бритья, рисование опилками, мыльной пеной, манной крупой, эконакустика).

Изготовление образцов орудий быта и предметов промысла из дерева.

Коллективное конструирование «Буровая вышка».

Бисероплетение «Семейный оберег».

Музыкальное Развлечение «Цветок семейного счастья».

Литературная викторина по произведениям писателей и поэтов родного края.

КВН среди воспитанников средних групп «Знатоки природы».

Викторина «Наш край» среди воспитанников старших групп.

Спортивный досуг - «Сильные, смелые, ловкие» (народные игры ханты и манси).

Экскурсии по городу «Мегион сегодня», экскурсия в краеведческий музей» где дети поиграли в игру «Найди ключ» получили много полезной, интересной информации.

В составе всей группы с сопровождением родителей ходили на зимние забавы в этнографический музей, окунулись в жизнь и быт народов ханты и манси.

Открытие мини-музей в ДОУ «Жизнь и быт народов Ханты и Манси.

ВЫВОД:

Анализ мониторинга освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования «Югорка», в разделе Познавательное развитие и Художественно-эстетическое развитие, на апрель 2019 года показал, что:

У детей сформировался ярко выраженный интерес к родному краю, городу и жизни, быту коренных народов Ханты и Манси, а так же к объектам и явлениям природы. Дети научились различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).

Ребята бережно относятся к природе и природным богатствам родного края, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.

У ребят сформировалось стремление к исследовательской, практической деятельности, научились делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Ребята научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: Все живые организмы имеют равное право на жизнь. В природе все взаимосвязано. В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

Краеведческое просвещение родителей, участие в мероприятиях по изучению жизни и быта коренных народов Ханты и Манси, природоохранных акциях дало большой плюс в воспитании детей.

Повысилась компетенция родителей к истории, настоящему и будущему родного края, родной природы, к жизни коренных народов, населяющих ХМАО-Югру.

Руководитель творческой группы «Наш край» МАДОУ №15 «Югорка» Аминева Людмила Александровна, награждена Дипломом 1-место, в региональном конкурсе «Моя Югра», в номинации «Лучший мини-музей в ДОУ», благодарственным письмом от родителей за создание мини-музея в МАДОУ, благодарность за проект «Югорка - жизнь и быт народов ханты-манси»; защитила проект «Югорка» на Городском методическом объединении педагогических работников ДОУ города Мегиона (старший дошкольный возраст, в результате которого опыт по использованию технологии проектной деятельности «Жизнь и быт народа ханты-коренных народов Севера» - одобрен и рекомендован к использованию и распространению.

Литература:

1. Богатеева З. А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение», 1982.

2. Бочарников В. А. «Под северным солнышком», 1980.

3. Гончарова Е. В. «Экология для малышей: методические рекомендации для педагогических работников доу/Ханты – Мансийск. Полиграфист, 2005.

4. Детские народы подвижные игры. // Составители: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. 1955г.

5. Дудников Н. Ф. «Мой дом Север», 1996

6. Край родной. Азбука краеведения – Екатеринбург 2001г.

7. Ромбандеев. «Мансийские загадки» 1996г.

8. Сказки народов Севера// составитель В. В. Винокурова Ю. А. Сем. – Л., Просвещение 1991г.

9. Сикорская Г. П., Кушникова Г. И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004

Приложение 1. План работы I этапа

№ Форма работы Сроки

1. Определение цели и задач проекта.

Составление перспективного планирования (педагога, с детьми, с родителями)

Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия

Сбор информации из различных источников

Февраль 2017г. –

апрель 2017г.

2. Создание мультимедийных презентаций.

Создание картотек: подвижные игр, бесед.

Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов.

Обогащение развивающей среды в группе. май 2017-

август 2017 г.

3. Разработка проекта на тему : «Жизнь и быт народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». сентябрь 2017 г.

4. Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей от 4 до 5 лет, с бытом и традициями народов ханты-манси. октябрь 2017г. –

ноябрь 2017г.

5. Реализация плана на тему: «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». декабрь 2017г. –

январь 2018г.

6. Посещения музея истории и этнографии. сентябрь 2018г.

7. Экскурсия по памятным местам города Мегион. октябрь 2018г.

8. Посещение выставки детского народного декоративно – прикладного творчества «Народное искусство – своими руками» ноябрь 2018г.

9. Проведение итогового занятия

«Подарок народам ханты-манси своими руками». декабрь 2018г.

10. Подготовка атрибутов в мини музей на тему:

«Жизнь и быт народов Ханты – манси. декабрь 2018г.

январь 2019

Календарно – тематический план работы педагога.

План взаимодействия с детьми

№ Тема Форма работы Сроки

4. Северный фольклор. Прослушивание хантыйской музыки. февраль

5. «Народное декоративно – прикладное творчество»

«Одежда народов ханты и манси» - Показ иллюстраций.

- Рассказ

- Рассматривание картин. Беседа.

- Просмотр презентации.

март

6. «Животный и растительный мир нашего края».

- Рисование не традиционным методом (ватные палочки)

«Брусничка для гостей».

апрель

7. - Изготовление ханта из соленого теста, разукрашивание национальной одежды.

- Музей истории и этнографии

- «Народное искусство - своими руками» -Мастер – класс

- Работа с родителями.

- Экскурсия.

- Выставка детского творчества.

апрель

Сотрудничество с родителями

№ Форма работы Задачи

1. Консультации Вводить родителей в мир культуры и быта народов родного края. Расширять представление об обычаях и традициях народов ханты и манси. февраль

2. Родительское собрание Формировать уважительное отношение к коренным народам Севера.

февраль

3. Анкетирование Сбор актуальной информации. март

4. Совместные праздники Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных народов Севера. март

5. Тематические стенды Формировать представления о народном декоративно – прикладном творчестве. май

6. Экскурсии Приобщать к участию в патриотическом воспитание детей.

май

7. Фото стенды Вызвать у родителей эмоционально положительное отношение к культуре народ родного края. июнь

8. Консультации для родителей «Праздники народов ханты-манси», «Орнаменты народов ханты-манси». июль

август

№ Форма работы Сроки

1. Определение цели и задач проекта.

Составление перспективного планирования.

Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия

Сбор информации из различных источников

Февраль 2017г. –

апрель 2020г.

2. Создание мультимедийных презентаций.

Создание картотек: подвижные игр, бесед.

Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов.

Подбор информации для консультации родителей.

Обогащение развивающей среды в группе. Февраль-май

2017-2020 г.

3. Разработка проекта на тему : «Жизнь и быт народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». Сентябрь 2018 г.

.

4. Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом и традициями народов ханты-манси. январь 2018г. –

апрель 2020г.

5. Реализация проекта на тему : «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». март 2018г. –

апрель 2018г.

6. Посещения музея истории и этнографии. апрель 2018г.

7. Экскурсия по памятным местам города Мегион. май 2018г.

8. Выставки детского народного декоративно – прикладного творчества «Народное искусство – своими руками» апрель 2018г. –

май 2018 г.

9. Проведение итогового занятия «Подарок народам ханты-манси своими руками». май 2018г.

10. Организация мини музея на тему:

«Жизнь и быт народов Ханты – манси. 2018г. – 2020г.

Приложение 2

План работы II этапа

Календарно – тематический план работы педагога.

Взаимодействие с детьми

№ Форма работы Тема Сроки

1. Беседа «Первые здания Мегиона» с использованием иллюстративного материала. февраль

2. Мастер-класс «Изготовление атрибутов к подвижным играм» народов ханты-манси» февраль

3. Прослушивание хантыйской музыки

Викторна Северный фольклор.

Литературная викторина по произведениям писателей и поэтов родного края март

4. К. В. Н. К. В. Н «Знатоки природы» март

5. - Показ иллюстраций.

- Рассказ-

- Просмотр презентации.

Спортивный досуг

Интеллектуальный конкурс Сбор информации о культуре и быте коренных народов.

Кукла «Акань»

(изготовление)

«Сильные, смелые, ловкие» (народные игры ханты и манси)

«Мегион сегодня – люди нашего города» апрель

6. - Рисование не традиционным методом (ватные палочки)

«Хозяин тайги». «Животный и растительный мир нашего края».

май

7. -Мастер – класс

- Работа с родителями.

Фото выставка - Изготовление рыб из соленого теста,

- «Народное искусство - своими руками»

«Мегион» - город будущего июнь

8. Анкетирование родителей. июль

9. Конкурс сказки.

Экскурсия. «Приключения в будущем Мегиона»

Экскурсия по памятным местам города Мегион август

Взаимодействие с родителями

№ Форма работы Задачи

1. Консультации Вводить родителей в мир культуры и быта народов родного края. Расширять представление об обычаях и традициях народов ханты и манси.

2. Родительское собрание Формировать уважительное отношение к коренным народам Севера.

3. Анкетирование Сбор актуальной информации.

4. Совместные праздники Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных народов Севера.

5. Тематические стенды Формировать представления о народном декоративно – прикладном творчестве.

6. Экскурсии Приобщать к участию в патриотическом воспитание детей.

7. Фото стенды Вызвать у родителей эмоционально положительное отношение к культуре народ родного края.

май 2019 Открытие мини-музея в Учреждении «Жизнь и быт народов Ханты и Манси в ХМАО-Югре»

руководитель творческой группы «Наш край» Аминева Л. А.

Публикации по теме:

«Сказки народов Поволжья». Творческий проект с детьми средней группы «Сказки народов Поволжья» творческий проект с детьми средней группы №10долгосрочный срок реализации:1 год Актуальность: В современных.

Беседа с детьми подготовительной группы о быте древних славянБеседа с детьми подготовительной группы о быте древних славян вы бы смогли жить как древние славяне? Пахать на огородах, собирать ягоды и фрукты, разводить скот, охотиться, рыбачить, жить в шатких.

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси»Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Образовательный проект детей 6–7 лет «Берёза — священное дерево в обычаях и быту народов ханты»Образовательный проект детей 6–7 лет «Берёза — священное дерево в обычаях и быту народов ханты» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский».

Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира»Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Проект по сказкам «Мудрые и добрые сказки народов мира». Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта:.

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группеПроект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» в средней группе Моя Родина - Дагестан! Далеко-далеко, у подножья небес Стоит Дагестан - вершина чудес Земля, породившая мудрость веков Родина наших великих.

Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!» Проект «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Автор проекта: Шубенкова Т. Е. Тема проекта: «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех.

Проект «Подвижные игры разных народов мира»Проект «Подвижные игры разных народов мира» Подвижная игра считается неизменным спутником в жизни ребенка и вызывает большой интерес. Ведь в игре можно проявить ловкость, смекалку,.

Проект «Жилище разных народов»Проект «Жилище разных народов» Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Югорка» о жизни и быте народов Ханты-Манси
Опубликовано: 9 марта 2023 в 17:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД