Анастасия Кулакова
Проект для детей 4–5 лет «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Российская федерация
Свердловская область
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением познавательно-речевой деятельности
Проект
«Юные исследователи»
Руководитель: воспитатель Кулакова А. Н.,
первая квалификационная категория
2017 год
Проект
«Юные исследователи»
Вид проекта :познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта : сентябрь – май.
Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Юные исследователи“» размещена в разделах
Возраст детей : 4-5 лет
Участники проекта : дети, воспитатель, инструктор по физической культуре, родители.
Актуальность проекта :
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Объект проекта : познавательно – исследовательская деятельность.
Предмет проекта :Формы, методы и приёмы, как условия формирования познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Цель: Развить творческую, познавательно – исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
• Образовательные:
Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
• Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь к другим.
Гипотеза:
Если в образовательный процесс включить элементы экспериментирования, то это позволит сформировать навыки познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников.
Предполагаемый результат:
• Дети проводят исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования (познавательная литература, помощь родных, телевизор и. т. д.)
• Повышение уровня развития речи у детей.
• Делают выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.
• Проявление интереса родителей к данной проблеме.
Этапы реализации проекта :
1) Подготовительный.
Сбор методик проведения познавательно – исследовательской деятельности. • Дыбина О. В., РохмановаН. П. «Занимательные опыты и эксперименты».
• Паршукова И. Л. «Структура занятий экспериментирования, по организации мини лаборатории.
• Методика Ивановой А. И. «Классификация наблюдений и экспериментов, разработки проблемных заданий».
Выстроить систему работы по организации исследовательской деятельности детей. Сентябрь, октябрь - тема «Воздух».
Ноябрь, декабрь - тема «Вода».
Январь - тема «Снег и лёд».
Февраль - тема «Жизнь растений».
Март – тема «Магнит».
Апрель, май – тема «Песок и глина».
Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов. Схемы опытов, пособие для экспериментирования, предметные картинки, альбомы с иллюстрациями, сосуды, лупы, сито, дощечки, палочки, трубочки, шарики, микроскопы, пинцеты, камешки, косточки, пробирки, песок, глина и. т. д.
2) Основной
Задачи
исследования Содержание опытов Формы и методы работы
с детьми в разных видах
деятельности Элементы предметно-
развивающей среды Работа с родителями
Сентябрь
Тема «Воздух»
Задачи
1: Подвести детей к пониманию того,
что воздух невидим, прозрачен.
2. Подвести детей к пониманию того,
что воздух есть во всем.
'3. Подвести детей к пониманию того,
что воздух легкий.
4. Подвести детей к пониманию того,
что воздух имеет вес. 1. Взять пустой стакан и банку с
водой, перевернуть стакан вверх дном
и медленно опускать его
в банку. Стакан держать ровно.
2. Взять стакан с водой и трубочку, опустить трубочку в стакан и подуть в неё.
З. Взять надувные игрушки и
опустить их в таз с водой.
4. Взять палку длиной около 60 см.
на ее середине закрепить
веревочку, к обоим концам палки
привязать два одинаковых воздушных шарика. Подвесить палку на веревочку.
Палка весит горизонтально. Познавательная деятельность:
- беседа с детьми «Откуда берется
воздух, ветер»
- чтение стихотворения о ветре;
- чтение произведения «Легкие планеты».
Чтение: чтение рус. нар сказки – «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней.
Музыкальная деятельность: работа над
дыханием, упражнения на поддувание.
Игровая деятельность: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.
Продуктивная деятельность:
конструирование из бумаги «оригами»
(тюльпаны надуваются с помощью
воздуха). 1. Схемы опытов.
2. Пособия для экспериментов.
З. Картинки: вентилятор,
веер и т. п,
4. Альбом «Люди и небо».
5. Кроссворд на тему: «Воздух». Работа с родuтe лями:
- консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха»,
«Дыхательная гимнастика для детей»;
- изготовление игрушек для игр с воздухом.
Октябрь
Тема «Воздух»
Задачи
1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый - легкий, холодный - тяжелый.
2. Дать детям понятие о движении
воздуха.
3. Дать понятие о загрязнении воздуха.
1. Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу, зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи.
2. Взять миски с водой (для каждого ребенка). В каждой миске
свое «море» : красное, черное, желтое. Дети дуют на воду - получаются «волны».
З. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку.
Познавательная деятельность:
- рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы;
- разгадывание загадок;
- уточнить, что движение воздуха называется ветром.
Чтение:
-чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.
Продуктивная деятельность: пере-дать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный.
- конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.
Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде.
Зарисовка опытов. Фотографии. Изготовление вееров
Консультация "Влияние свежего воздуха на организм".
Ноябрь
Тема «Вода»
Задачи
1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной. .
2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная
З. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.
1. Во время мытья рук измерить
температуру воды.
2. Взять два стакана - один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки
или монетки.
3. Сравнить на вкус воду, молоко и сок.
4. Сравнить запах в стаканах, с обычной водой и с водой, в
которую добавлен ароматизатор. Чтение: чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа; заучивание потешек о воде. Продуктивная деятельность: окраска воды с помощью красок.
Музыкальная деятельность: слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.
Трудовая деятельность:
опрыскивание
растений в уголке природы.
Игровая деятельность:
дидактическая игра
«Волшебница-вода».
1. Картографы "Свойства воды».
2. Изображения ручья, реки, озера,
моря, океана.
З. Карта мира.
4. Пособие «Круговорот
воды в природе».
Беседы о закаливающих процедурах.
Декабрь
Тема «Вода»
Задачи
1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.
2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет.
3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. 1. Переливать воду из одного сосуда в другой.
2. В один стакан положить речной
песок, в другой
сахарный.
3. Налить воду в сосуды разной
формы. Познавательная деятельность: занятие «Роль воды в жизни людей, животных и растений».
Рассматривание альбома «Природа родного края».
Коммуникативная деятельность:
-отгадывание загадок.
-разучивание произведений народного творчества.
-беседа: «Почему люди болеют?»
Чтение: сказка Чуковского «Айболит».
Продуктивная деятельность: рисование озёр, рек, прудов.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».
1. Сосуды.
2. Речной и сахарный песок.
3. Альбомы с иллюстрациями. Изготовление игрушек для игр с водой.
Январь
Тема «Снег и лед»
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. 1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.
2. В сильный мороз налить одинаковое количество
воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.
3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр.
Познавательная деятельность:
Занятие «Зима».
Коммуникативная деятельность:
Беседа: «Зимние забавы», заучивание стихов И. Сурикова, А. Барто, Ф. Тютчева., беседа: «Польза снега в сельском хозяйстве».
Продуктивная деятельность:
Моделирование из ваты: «Снегири».
Рисование гуашью: «Зима». 1. Картотеки опытов.
2. Книги С. Сахарнова «По
морям вокруг земли»,
3. Иллюстрации на тему «Зима». «Совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горки и забавных поделок».
Февраль
Тема «Жизнь растений».
Задачи:
1. Закрепить умения ухаживать за
растениями, называть свои действия,
устанавливать простейшие связи
между явлениями природы и жизни
растений.
2. Помочь детям видеть красоту
природы. 1. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах с сухой и влажной ватой.
2. Одно из двух одинаковых растений поместить в темное место, другое в светлое. З. Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой (через некоторое время стебли окрасятся).
Познавательная деятельность: наблюдение за прорастанием семян.
Чтение: чтение произведений о растениях; заучивание стихов.
Продуктивная деятельность: рисование первых весенних цветов.
Игpоваядеятельносm ь: игры с природным материалом; дидактическая игра "Покажи стебель,
листок, цветок». Схемы роста растений; блюдца для проращивания семян, коллекция семян. Модель «Огород на окне». Подборка семян растений для коллекции.
Март
Тема «Магнит»
Задачи:
1Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы;
2. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
3. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. 1. Из множества предметов (магнетические и немагнетические, отобрать с помощью магнита только железные.
2. Предложить детям достать железный предмет из таза с водой, не замочив при этом руки.
3. Фокус «Летающая бабочка». Чтение:
Сказки П. Бажова «Огнивушка – поскакушка», «Малахитовая шкатулка».
Коммуникативная деятельность:
Беседа: «Из чего делают железо?»
Игровая деятельность:
Д/и «Рыболовы», «магнитная геометрическая мозайка», «магнитная касса цифр и букв». Магнит, коробочка с предметами из разных материалов.
Таблица – схема для занесения результатов, коробка, нарисованные бабочки, нитка, скрепка, скотч, таз с водой. Оклеивание коробок из под обуви для фокуса «Летающая бабочка».
Апрель
Тема «Песок и глина».
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того,
что почва бывает песчаная и глинистая.
2. Выяснить, что в почве для жизни
живых организмов есть воздух и вода.
3. Познакомить детей со свойствами
песка и глины: рыхлые, сыпучие, твёрдые.
1. Взять стаканы с песком и глиной,
предложить высыпать песок
и глину в чашку, перемешать.
2. Попробовать «посадить» палочку
в стаканчики с песком и
с глиной поочередно.
3. Предложить слепить шарики из
сухой, потом из влажной глины. Игровая деятельность: игры с песком.
Познавательная деятельность: посадка лука в почву.
Песок, глина, палочки, лупа,
сито, дощечки, семена фасоли, лук.
Май
Тема «Песок и глина».
Задачи:
Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины. 1. Предложить детям слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания.
2. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.
3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить. Трудовая деятельность: посадка фасоли.
Познавательная деятельность: экскурсия на огород.
Продуктивная деятельность: лепка
из глины.
1. Стаканчики с землёй и глиной.
2. Семена фасоли.
3. Лупа. Выставка поделок
из глины.
3)Заключительный
• Презентация проекта
• Обмен опытом с коллегами на муниципальном уровне (семинар).
В результате организации детского экспериментирования, у детей повысилась познавательная активность, появился интерес к экспериментально - исследовательской деятельности, расширился кругозор, развились качества личности: самостоятельность, инициативность и целеустремленность.
Гипотеза подтвердилась, так как при создании определённых условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса, у детей сформировались навыки познавательно – исследовательской деятельности.