Ирина Калачева
Проект «Зимующие птицы» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимующие птицы»
Вид проекта : познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный: 1неделя
Участники проекта :
-дети 4-5 лет (ср. гр.)
-воспитатели
-родители
Актуальность проекта :
-Актуальность заключается в необходимости развития интереса и формировании бережного отношения к окружающему миру через знакомство с объектами ближайшего окружения.
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Проект «Зимующие птицы» позволяет расширить и углубить знания детей. Птица – прекрасный объект для наблюдения. Участие детей в проекте позволит обогатить их знания и представления о зимующих птицах, их жизни, заложить в детях такие качества личности, как доброта, отзывчивость, искренность, сострадание. Вызвать желание заботится о пернатых. Развить познавательный интерес к окружающему миру.
Цели проекта :
-Развитие речи детей, расширение активного словаря по лексической теме.
- Формировать интерес к живой природе. Расширить у дошкольников представления о жизни зимующих птиц и их видах, и жизни в зимний период.
-Воспитывать заботливое отношение к пернатым, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Задачи проекта
для детей :
обучающие:
1. Формировать у детей представление о зимующих птицах : познакомить детей с видами птиц, особенностями питания в зимний период; обратить внимание на отличие разных птиц : форма, размер, чем питаются, развивать умение различать птиц по характерным отличиям; и возможности помочь птицам.
2. Формировать желание отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
Развивающие:
развивать умение сравнивать и обобщать;
развивать познавательный интерес к окружающему миру, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к пернатым, желание заботится о них. Понимать взаимосвязь в природе.
Для родителей:
-Привлечь родителей к совместной реализации проекта : беседы с детьми о зимующих птицах, подкормка птиц в зимний период во время воскресных прогулок, изготовление кормушек, чтение художественной литературы по теме, заучивание стихотворений и просмотр мультфильмов по теме в домашних условиях
-Формирование позиции сотрудничества родителей и детей, умение организовывать детскую деятельность.
Для педагогов :
Создание условий стимулирующих развитие творческой деятельности, содействовать развитию гармоничной личности.
Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса к зимующим птицам.
Организация совместной деятельности детей и родителей по решению
проблемной ситуации проекта.
Ожидаемые результаты:
для детей :
1. Знают и называют 4-5видов зимующих птиц, умеют их отличать (различение по размерам, оперенью, внешним признакам).
2. Понимать важность пернатых в окружающем мире. Знают чем подкормить птиц в зимний период.
3. Активизация словарного запаса. Уметь передавать свои впечатления о птицах друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.
Для родителей:
Способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Активное участие родителей и воспитателя в реализации проекта (выполнение рекомендаций по плану проекта).
Для педагогов:
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
Методическое обеспечение проекта.
Предварительная работа:
1 этап-подготовительный.
• подбор наглядно-иллюстративного материала по теме: «Зимующие птицы»
• изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Подбери пару», «Лото», «Угадай по силуэту»
• подбор художественной литературы: стихи, рассказы, сказки,
• пальчиковые игры.
• подбор материала для продуктивной деятельности.
Работа с родителями:
• консультация для родителей по теме:
«Влияние беседы на развитие речи детей».
«Чем покормить птиц зимой»
• Совместная творческая деятельность с детьми,
выставка рисунков «Зимующие птицы».
• В индивидуальных беседах рассказать о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте : оказание помощи детям в наблюдении за птицами в зимний период года.
• Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу».
• Совместная творческая деятельность: создание альбома «Зимующие птицы»
2этап-основной:
• просмотр презентации по теме: «Зимующие птицы»
• Беседы с детьми «Почему птиц называют – зимующие птицы?»
«Почему важно помогать птицам?»
«Меню птиц»
«Что вы знаете о зимующих птицах?»
• Рассматривание иллюстративного материала зимующие птиц
Цель: Выявить уровень знаний детей о зимующих птицах.
Расширить представления детей о зимующих птицах, через все образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие).
Активизировать словарный запас детей
• Игра-драматизация «Кормушка-Птичий теремок»
Познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.
• наблюдения/ Экспериментирование:
Опыт «Перо птицы». Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
-Формировать первичное представление о перьях птиц : Легкое оно или тяжелое (сравнить с весом камня) подуть на перышко, рассмотреть через лупу, провести опыт почему перья не намокают.
• Ознакомление детей с художественной литературой:
-Сказки (Воробей и горошина, Почему у сороки длинный хвост, Про воробьев городских и воробьев полевых)
-Рассказы (Еловая каша, Синички - арифметички. Автор: Николай Сладков, Птичьи кормушки Л. Воронкова, Воробьишко М. Горький)
-Стихотворения (Покормите птиц. Автор: Александр Яшин. Воробей. Автор: А. Барто, Вороны. Автор: С. Маршак., Синица О. Григорьева)
• выполнение работ по изобразительной деятельности
рисование на тему «Ворона»;
аппликация «Снегири прилетели»;
• лепка из пластилина «Птичка синичка»,
• подвижные и малоподвижные игры;
• раскраски по теме «Зимующие птицы»
• Дидактические игры:
1. «Четвертый лишний». Цель: формировать представление о зимующих птицах
2. «Что изменилось?». Цель: развитие внимания и связной речи.
3. «Повторяй, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии с названной птицей.
4. «Угадай по силуэту». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
5. «Я опиши, ты отгадай». Цель: формировать е представление о птицах, развивать речь детей.
6. «Один –много» цель: формировать умение называть птиц во мн числе
7. «Назови ласково» цель: формировать умение подбирать уменьшительно-ласкательные суффиксы
3- этап заключительный :
-Создание альбома «Зимующие птицы» (совместно родители, дети, воспитатели).
-НОД «Зимующие птицы»
Цель: уточнить представления о птицах их образе жизни и питании в зимний период; воспитывать заботливое отношение о пернатых; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных птиц.
-оформление выставки «Как я помогал птицам»
Литература:
1. Веракса Н. Е. Программа воспитания и обучения в детском саду
2. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
3. Вахрушева А. А. Здравствуй мир! М. : Баланс
4. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми»
5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников».
6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду».
7. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду М. : Просвещение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При знакомстве с зимующими птицами активизировался словарь разговорной речи. Сравнивая птиц, друг с другом закрепили понятие «высокий — низкий», «крупный-мелкий». Описывая птицу, употребляли такие выражения как: красивое оперенье, желтое брюшко, пестрое оперенье, воробей нахохлился…. Применяя сенсорные ощущения, определили, что перья у птиц разные, но гладкие, легкие, отталкивают воду, бывают длинные и короткие. Закрепили порядковый счет, форму, величину. Решили проблемную ситуацию: почему и чем птиц нужно подкармливать в холодный период года?
Ожидаемые результаты получены в полной мере. Экологические знания, которые дети получили в процессе работы над проектом, были закреплены с помощью дидактических игр.
Родители с удивлением обнаружили, что птица — это интересный объект для наблюдения и развития ребенка.