Елена Ястребкова
Проект «Знакомство детей дошкольного возраста с народными декоративными росписями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда
сохранятся образы, в которых
воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Знакомство детей дошкольного возраста с народными декоративными росписями.
Проект разработан : Ястребковой Еленой Владимировной, воспитатель.
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-практический
Публикация «Проект „Знакомство детей дошкольного возраста с народными декоративными росписями“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : 6 месяцев.
Участники проекта : дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги группы.
Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные
возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции,
для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».
Б. М. Немецкий.
Условия реализации проекта :
- интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;
- использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
- учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
- использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
- бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;
- создание эстетически-развивающей среды.
Актуальность:
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда
сохранятся образы, в которых
воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Современные дети не видят самоценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Знакомство с народными декоративными росписями с декоративно –прикладным творчеством в целом позволяет решить данную проблему. В процессе творческой изобразительной деятельности у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - передача детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий, содействующих творческому развитию дошкольников за счёт максимального обогащения их личного опыта в процессе организации деятельности по народному декоративно-прикладному искусству.
Цель:
Развитие художественного изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, филимоновской, хохломской, городецкой, гжельской, жестовской росписью.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Учить использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Гипотеза:
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Формы реализации:
- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
- рассматривание видов росписи;
-роспись шаблонов дымковской, филимоновской, хохломской, городецкой, гжельской, жестовской росписью;
-выставки детского творчества;
- беседы;
- обогащение предметно-развивающей среды;
Ожидаемый результат с детьми:
У детей появится :
• интерес к истории и культуре нашего народа; умение ориентироваться в различных видах росписи;
• умение составлять узоры по мотивам народных росписей;
• научатся различать изделия разных народных промыслов;
• они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;
• приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством
- Положительное влияние изделий декоративно –прикладного искусства на эстетическое развитие дошкольника.
- Развитие музыкальной и творческой личности: мыслящей, самостоятельной и владеющей всеми навыками изобразительного творчества.
- Знание истории возникновения Гжельской, Дымковской, Филимоновской, Жестовской, Городецкой, Хохломской росписи.
Результат:
Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»
Презентация проекта.
Этапы проведения и реализации проекта.
1. Подготовительный этап (сентябрь)
2. Основной этап (октябрь – январь)
3. Заключительный (Февраль)
План реализации проекта :
Сентябрь:
- Изучение материала по данному вопросу.
- Подбор средств наглядности.
-Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Октябрь:
- «Дымковская игрушка». Рассказ об истории промысла.
- Подбор иллюстративного материала по теме.
- Д/И «Составь узор».
- Консультация для педагогов «Роль народного декоративно-прикладного
искусства в художественно-эстетическом развитии детей»
Ноябрь:
- Рассматривание игрушек и беседа с детьми на тему «Скульптура малых форм»,
- Занятия-беседы: «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки».
- Роспись бумажных силуэтов : «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки».
- Роспись бумажных силуэтов «Золотая Хохлома». Знакомство детей с искусством Хохломы.
- Заучивание стихов про народные промыслы.
Декабрь:
- Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.
- Чтение, заучивание стихов.
- Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет» (знакомство детей с Гжелью).
- Занятия-беседы: «Городецкая роспись», «Гжельская роспись».
- Д\И «Продолжи роспись»
Январь:
- Беседа «Жестовский букет».
- Роспись бумажных силуэтов «Жестовский поднос».
- Д\И «Найди свой элемент».
Февраль:
- Вечер-развлечение: «Вечер загадок и отгадок». Рисуем отгадки к народным загадкам.
- Викторины: «Что мы знаем и умеем», «В гостях у мастеров».
Вывод:
Целенаправленная и систематическая работа дает хорошие результаты и творческие художественные способности детей развиваются. В ходе реализации данного проекта были выявлены интегративные качества личности, формируемые в процессе творческо-продуктивной деятельности:
- во-первых, дети стали более любознательными, активными. Они проявляют эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от результата деятельности;
- во-вторых, дети усваивают эталоны, вырабатывают свои правила поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой продуктивной деятельности, к развитию такого интегративного качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
- в-третьих, у детей развиваются такие интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, овладение позитивными средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- в-четвертых, развиваются волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, способность к преодолению трудностей, принятию самостоятельных решений, сосредоточенность и более четкая концентрация внимания, положительное отношение к процессу и результатам деятельности, развивается интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Благодаря проведённой работе воспитанники пропитались духом творчества, у них появилось стремление к созидательной деятельности. Ведь познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, образуются образные представления, развивается мышление и творческое воображение.
Таким образом, в результате целенаправленного педагогического воздействия, систематического использования в работе с детьми элементов национальных орнаментов, различных техник исполнения изображения, народных подвижных и пальчиковых игр, художественного слова, были достигнуты положительные результаты.
Дети научились ориентироваться в различных видах росписи, оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. У детей сформировался интерес к народному искусству, понимание его ценности и необходимости для людей любой национальности. Стремясь овладеть традиционным мастерством, дошкольники приобрели элементарные трудовые навыки и умения, у них воспиталось положительное отношение к культурному окружению, уважение и взаимопонимание к другим народам. У детей сформировались разные способности – как интеллектуальные, так и художественные.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: декоративно-прикладное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Я убеждена, что та любовь к искусству, которую мы, педагоги, стараемся привить своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая её яркими, позитивными эмоциями.